Сможем ли мы, педагоги, обеспечить детям перед школой "единый старт", примерно одинаковые потенциальные возможности зависит во многом от того, нормальное или недостаточное коммуникативно-речевое развитие было сформировано в дошкольном возрасте.
В ряде публикаций (Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, М.Е. Хвацев) доказана необходимость проведения коррекционной работы по формированию коммуникативных навыков.
Учёными ставятся вопросы:
- О роли общения в образовательном процессе.
- О характере потребностей старших дошкольников в общении с окружающими.
- Об особой роли речи в развитии коммуникативных навыков.
- О трудностях общения (Н.С. Жукова, Р.Е. Левина).
Какие трудности общения наиболее характерны для дошкольников?
- Импульсивность и заторможенность.
- Несформированность потребности в общении.
- Вытеснение мотивов общения другими мотивами и целями.
- Трудности организации связных высказываний.
У дошкольников с ОНР эти трудности усугубляются и дополняются типичными нарушениями:
- Позднее появление речи.
- Резко ограниченный словарный запас.
- Нарушение слоговой структуры слов.
- Аграмматизмы.
- Дефекты произношения.
- Недостаточная речевая активность.
Коммуникация. Одно из значений слова - сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц. Важно определить какими коммуникативными качествами должна обладать речь говорящего, в данном случае, ребёнка, чтобы её адекватно воспринимали и были заинтересованы в общении.
Коммуникативные качества речи :
- Правильность.
- Выразительность.
- Точность.
- Доступность.
Комплексное обследование связной речи детей с низким уровнем коммуникативной активности позволило получить целостную картину речевой способности ребёнка в разных формах речевых высказываний - от элементарных (составление фразы) до наиболее сложных (составление рассказов с элементами творчества).
В результате стало очевидным, что дошкольники мало используют связную фразовую речь в процессе учебной и игровой деятельности. Поэтому необходимо им помочь в преодолении мотивационных трудностей, овладении средствами и способами общения.
Для формирования коммуникативно - речевых умений и навыков я в своей работе использую модель коррекционно - развивающей среды.
В игровой ситуации сценарий моделируется как коммуникативно - познавательная проблема, в решении которой предусматривается активное взаимодействие ребёнка с логопедом и сверстниками.
Для того чтобы дети активно включались в выполнение заданий и проблемную ситуацию применяю невербальные средства коммуникации, таким образом развиваю эмоциональную сферу ребёнка. Наиболее простыми для понимания детей являются такие эмоции как радость и злость. Наиболее сложной для понимания является эмоция обида. Поэтому необходима специальная работа по обогащению эмоциональных представлений.
Одним из игровых приёмов также являются упражнения, цель которых - развивать коммуникативные навыки. Обычно упражнения делятся на парные и групповые, парные упражнения способствуют " расширению " открытости по отношению к партнёру - умению чувствовать и понимать его. Групповые - дают навыки взаимодействия в коллективе детям малообщительным, замкнутым, зависимым, тем, у кого занижена самооценка, нарушено поведение, кто страдает страхами.
Диалог - основная форма общения дошкольников. В практике широкое распространение получило представление о диалоге как о вопросно - ответной форме речи. Но диалог включает и другие инициативные и ответные высказывания, такие, как сообщение (информирование, утверждение) - выражение отношения к сообщению. Побуждение (просьба, предложение, приказание) - реакция на побуждение (выполнение или отказ от выполнения).
Воспитанники более адекватно реагируют на вопросы взрослых и сверстников, чем на сообщения и побуждения. Овладение диалогической речью является начальным этапом формирования связной речи у детей с ОНР. В работе над диалогической речью можно выделить 3 задачи:
1. Научить детей отвечать на поставленные вопросы.
2. Научить постановке вопросов.
3. Воспитать способность свободно, непринуждённо вести беседу (Эта задача в значительной степени психологическая).
В качестве основных методов используются разговоры и беседы педагога с детьми. Общение взрослого с детьми является одним из ведущих факторов развития их речи, однако, это не исключает необходимости использования игр и игровых приёмов.
Чтобы включить различные игры в работу по развитию диалогической речи необходимо заранее подбирать тексты литературных произведений для игр - инсценировок и режиссерских игр, тексты для разыгрывания театральных этюдов, дидактические игры, правила которых предусматривают построение диалога.
Подобранные игры должны носить коммуникативный характер. Преимущество таких игр заключается в том, что их можно использовать не только на занятиях и в совместной деятельности педагога с детьми, но и в самостоятельной деятельности детей.
Таким образом, игры для развития диалогической речи рассчитаны на то, чтобы формировать у детей умение пользоваться в диалоге различными видами инициативных реплик (вопросы, сообщения, побуждения) и соответствующими им ответными реакциями, а также умение соблюдать элементарные правила поведения в диалоге (очерёдность и тематическое единство реплик) и отражать естественную логику формирования речевых умений.
Речь ребёнка развивается в общении со взрослыми и сверстниками в совместной деятельности. Игра, организованная определённым образом, оказывает положительное влияние на формирование взаимодействия и взаимообщения детей.
В игровой деятельности ребёнок условно может занимать позиции других людей, вступать в ролевые взаимоотношения. Игры - уроки жизни, они учат ребёнка общению с другими людьми, моделированию различных жизненных ситуаций, способствуют познанию окружающего его мира.