Цели:
- познакомить учащихся с природными условиями и занятиями жителей древне Индии;
- способствовать развитию исследовательских навыков и творческих качеств: собирая и анализируя материал из различных исторических источников, относясь к ним с критической точки зрения, рассматривая в конкретном историческом контексте;
- развитие коммуникативных умений (умения слышать и слушать собеседника, терпимость к различным точкам зрения);
- формирование гражданской позиции: стремление брать на себя решение каких-либо проблем
Наглядные материалы и оборудование:
- карты: “Путешествие Афанасия Никитина”, “Индия в древности”;
- картины из альбома “Культура древнего мира” – “Слон, несущий воина”, “Древнейшие города Индии”;
- рисунок коровы, горы;
- фильм “Чудеса священные и загадочные”;
- аудиокассета с записью индийской музыки;
- книга Киплинга “Маугли”;
- земля в контейнере;
- рис;
- образцы тканей;
- предметы одежды, зонт, сумка.
План изучения нового материала.
- Климат древней Индии.
- Растительный и животный мир.
- Занятия жителей древней Индии.
- Религиозные верования.
- Исторические места.
- Города древней Индии.
Ход урока
Учитель включает магнитофон с записью индийской музыки.
Учитель. Эта музыка и книга “Маугли” писателя Киплинга помогут вам догадаться о какой стране сегодня пойдет речь.
Учащимся дается опережающее задание: познакомиться с книгой Афанасия Никитина “Хождение за три моря”. Если они смогли это сделать, то рассказывают о маршруте путешествия Афанасия Никитина и показывают его на карте. Если нет, то это делает учитель.
Учитель: “Давайте мысленно перенесемся из Санкт-Петербурга за 3 моря в далекую Индию. На нашем пути будут лежать Каспийское, Черное, Аравийское моря.
В ходе нашего путешествия мы познакомимся с климатом, растительным и животным миром, занятиями жителей, религиозными верованиями, городами древней Индии”.
Учитель называет учащихся, которые выступят в роли турагентов фирмы, организующей путешествие. Они раздают “рекламные проспекты”, прочитав которые учащиеся смогут выбрать из вещей, разложенных на столе необходимые в путешествии, при этом они должны доказать, что та или иная вещь выбрана не случайно.
Собрав сумку для путешествия, учащиеся познакомились с климатом древней Индии.
Учитель: “Знать только климат для хорошего путешественника недостаточно. Мы должны познакомиться с тем, чем славится страна”. Для этого учитель дает опережающее задание учащимся найти и подготовить рассказ о хлопке, сахарном тростнике, обучении слонов.
Эти учащиеся на уроке выступают в роли путешественников, прибывших из Индии и рассказывающих, что их там удивило. После рассказа о хлопке, учитель предлагает учащимся из разложенных на партах образцов тканей определить, какие из них ткани сделанные их хлопка.
Для актуализации знаний о выращивании риса учитель предлагает учащимся посеять рис в заранее подготовленные контейнеры с землей (знакомились с посадкой риса на уроке, посвященном древнему Китаю).
Учитель: “Чтобы посадить рис, хлопок, сахарный тростник нужно было вырубать участки леса. То, что джунгли – лес труднопроходимый вы знаете. Давайте еще раз убедимся в этом.
Просмотр видеофрагмента.
Рассказ учителя на видеофоне о джунглях.
Учитель: “Индийцы боялись змей и старались их задобрить. Они раскладывали вокруг дома комочки вареного риса и молили: “Угощайтесь змеи, а нас не трогайте”.
Не олень он и не бык
В жарких странах жить привык
На носу имеет рог,
Значит это……То не радуга, не пламя,
Что за птица, угадай?
Целый день болтает с нами
Разноцветный……Решетка на нем
Нарисована четко.
И очень к лицу
Людоеду решетка.Считался он царем зверей
Но это было встарь
Не любят в наши дни царей
И он уже не царь.Наши предки, ваши предки
На одной качались ветке.
А теперь нас держат в клетке
Хорошо ли это детки?Хобот длинный, пасть с клыками,
Ноги кажутся столбами
Как гора огромен он
Догадались это……
Индийцы во все времена поклонялись слону. Не случайно бога мудрости Ганеша они изображали с головой слона.
Рассказ одного из учеников класса о слоне, после которого остальные учащиеся класса выполняют синквейн
Учитель: “Я думаю, что знания о растительном и животном мире помогут нам в джунглях”. В продолжение путешествия учащиеся делают “остановку” в Гималаях.
Учитель: “Жилище снегов” именно так переводится с индийского слово Гималаи. Здесь находится высочайшая вершина мира Джомолунгма. Высота – 8848 м.
Игра – восхождение.
Отвечая на вопросы, учащиеся смогут подняться на определенную высоту (отмечается цветным кружком).
Учитель: “У подножия Гималаев располагались чайные плантации. Индийский чай и сейчас славится во всем мире. Но на пора продолжать путешествие”.
Музыка останавливается.
Учитель: “Дорогу нашему автобусу преградила корова”. “Рекламные агенты” раздают заранее подготовленные справки, из которых учащиеся смогут узнать, почему в Индии корова считается божественным животным.
“Молоко, и, божественной, масло, поэтому, простоквашу, называли, корова, кормилицей, давала, ее, матерью”.
Учитель обращает внимание, что в рекламной справке приведено не предложение. а отдельные слова, правильно расположив которые учащиеся смогут получить ответ на данный вопрос.
Учитель выслушивает ответы и предлагает ответить на вопрос, в какой стране древности еще поклонялись животным?
Путешествие продолжается.
Учитель. Из окна нашего автобуса уже виден Тадж-Махал. Предлагает учащимся встать, чтобы покинуть воображаемый автобус, но тут же их останавливает, говоря, что учащиеся должны быть очень осторожны, чтобы не раздавить не червячка, ни букашку.
– “Индийцы верили, что когда человек умирает, его душа превращается в другое существо. Кем станет человек, зависит от его поведения. Пьяница станет крокодилом, вор – червяком. Если мы заботимся о своей судьбе, то должны проявлять милосердие ко всем живым существам. Мы познакомились с одним из религиозных верований индийцев и подходим к мавзолею, усыпальнице царицы Мохам-Тадж-Махал”.
Рассказ учителя о Тадж-Махал на фоне видеоролика.
Учитель: “О Тадж-Махал мы будем подробно говорить,изучая в 6 классе историю средних веков.А я предлагаю сейчас вам самим выступить в роли экскурсоводов по одному из древнейших городов Индии Мохенджо Даро. У вас на столах разложены рекламные проспекты с рассказом об одном из древнейших городов Индии, изображения печатей и фигур, найденных во время раскопок”. После рассказа одного из учащихся предлагает другим задать ей (ему) вопросы, возникшие по ходу “Экскурсии”.
– “Наше путешествие подходит к концу. Я попрошу вас дома рассказать о нашем путешествии, а поможет вам в это текст § 20. Рассказывая о путешествии, вы, конечно, будете называть то, что вам запомнилось в Индии. Давайте попробуем сделать это сейчас. Можно я начну: “чай”. Что запомнилось вам?
После ответов учащихся учитель оценивает их работу на уроке.