Цель игры: развитие у учащихся мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу, умению конструктивно использовать полученные на уроках знания; сплочение коллектива учащихся класса на основе коллективного творческого дела; формирование навыков коммуникативной культуры.
Оборудование игры: мультимедийный проектор, магнитная доска, магниты, таблица результатов для жюри, 4 конверта, 28 геометрических фигур больших размеров для конкурса “Снеговик”, призы.
Подготовительная работа:
- деление класса (28 учащихся) на 4 команды по 7 человек в каждой (проводит учитель);
- выбор капитана команды (учитель, учащиеся);
- название команды, ее девиз (капитан и члены команды);
- выбор и изготовление эмблемы (капитан, члены команды, родители);
- состав жюри (представители учителей, родители);
- изготовление таблицы результатов для жюри;
- награждение победителей (родители).
Учащиеся обучаются по программе развивающего обучения “Школа 2000…”.
Краткое описание игры:
- Вступительное слово ведущего.
- Представление жюри.
- Представление команд (название, девиз, эмблема).
- Конкурс “Лучший счетчик”.
- Конкурс “Вместе решаем задачу”.
- Конкурс “Снеговик”
- Конкурс “Грамотеи”.
- Конкурс “Редакторы”.
- Конкурс “Знаем окружающий мир”.
- Конкурс “Осадки и явления природы”.
- Конкурс “Знатоки произведений”.
- Конкурс “Домашнее задание – Лучший Декламатор”.
- Конкурс капитанов.
- Подведение итогов.
- Награждение.
Ход игры
1. Вступительное слово ведущего – учителя.
2. Представление жюри.
3. Представление команд (максимальное количество баллов 5)
1-я команда “Любопышки”
Девиз: “Любопышки всех умней!
Любопышки всех сильней!
Знаниями поразим
И в игре мы победим!”
2-я команда “Умные ребята”
Девиз: “Мы – умные ребята!
Мы – номер 1!
А кто нам не верит,
Тех сегодня убедим!”
3-я команда “Великолепная семерка”
Девиз: “Великолепная семерка как всегда на высоте!
Успешны в учебе, дружны в труде.
Сегодня одержим победу в игре!”
4-я команда “Семь знатоков”
Девиз: “Нас, знатоков, ровно семь!
Знания добывать нам не лень!
Стремимся их мы применить
И в игре победить!”
4. Конкурс “Лучший счетчик” (максимальное количество баллов 8)
На доске заранее записано 28 примеров в 4 столбика по 7 в каждом. Примеры на сложение и вычитание с переходом через разряд в пределах 20. Участники каждой команды выстраиваются напротив своего задания и по команде ведущего поочередно подходят к доске, решают пример и записывают ответ и возвращаются в свою команду. Как только команда справилась с заданием, капитан поднимает руку. Ведущий и члены жюри определяют количество правильно решенных примеров. Сколько правильно решенных примеров, столько баллов и получает команда за этот конкурс.
7 + 5 = | 12 – 3 = | 16 – 9 = | 7 + 4 = | |||
8 + 6 = | 11 – 5 = | 12 – 8 = | 9 + 5 = | |||
9 + 4 = | 16 – 7 = | 11 – 5 = | 8 + 3 = | |||
12 – 7 = | 9 + 4 = | 8 + 6 = | 6 + 7 = | |||
11 – 6 = | 8 + 6 = | 7 + 5 = | 13 – 8 = | |||
15 – 8 = | 5 + 7 = | 9 + 3 = | 17 – 9 = | |||
14 – 7 = | 6 + 9 = | 6 + 7 = | 11 – 4 = |
5. Конкурс “Вместе решаем задачу” (максимальное количество баллов 6)
Конкурс коллективный. Здесь проявляются качества капитана – знание возможностей каждого члена команды и умение организовать слаженную работу всей команды. На стол команде дается чистый лист. На слайде показан текст задачи. Участники должны ее решить, правильно оформить (действия, пояснения к ним, полный ответ) и сдать жюри.
Слайд №1
Задача
Мальчик попал на необитаемый остров. С первой пальмы он сорвал 10 бананов, но 3 банана у него отняла обезьяна. Со второй пальмы он сорвал еще 16 бананов. А затем он нашел 8 кокосовых орехов. Сколько у него теперь бананов? Сколько всего плодов?
6. Конкурс “Снеговик” (максимальное количество баллов 9)
Участникам игры дается конверт, в котором находится снеговик, состоящий из 6 частей (3 круга разного диаметра, 1 овал – пуговка, трапеция - шапочка, нос – морковка, метла). На обороте каждой фигуры записаны примеры столбиком на сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Дети должны решить примеры, записать помимо ответа название геометрической фигуры – части снеговика, подойти к доске и прикрепить каждый свою часть так, чтобы получился снеговик.
Слайд № 2
7. Конкурс “Грамотеи” (максимальное количество баллов 7)
На доске заранее записано 28 слов, с пропущенными буквами на изученные орфограммы, в 4 столбика по 7 в каждом. Участники каждой команды выстраиваются напротив своего задания и по команде ведущего поочередно подходят к доске, вставляют пропущенные буквы и возвращаются на свое место. Как только команда справилась с заданием, капитан поднимает руку. Ведущий и члены жюри определяют количество правильно написанных слов. Сколько правильно решенных примеров, столько баллов и получает команда за этот конкурс.
сне. | гру. | тру. | пру. |
гра. | но. | арбу. | эта. |
н.жи | м.сты | м.чи | м. ста |
р.ды | ст.на | с.сна | р.ка |
свеч. | угощ. | спеш.ть | пищ.ть |
крич. | чуж.е | стуч.т | круж.ть |
рыж.е | крич.т | прич.да | ч.дак |
8. Конкурс “Редакторы” (максимальное количество баллов 7)
Каждая команда получает чистый лист. Дети должны расставить нумерацию предложений так, чтобы получился текст, придумать и записать название текста исходя из его основной мысли. Сами предложения списывать не надо, они демонстрируются на слайде.
Слайд № 3
________________
1. Олег и Илья решили сделать кормушку.
2. Скоро столик был готов.
3. Зима.
4. Работа закипела.
5. Пушистые снега укрыли поля.
6. Утром ребята побежали в сад.
Правильный вариант: 3, 5, 1, 6, 4, 2.
9. Конкурс “Знаем окружающий мир” (максимальное количество баллов 6)
Каждой команде поочередно задаются вопросы. Всего их 6. Команда обсуждает ответ и выбранный капитаном участник отвечает. Ответы на некоторые вопросы, по возможности, можно демонстрировать на слайде.
Вопросы 1-й команде:
- Как называется прибор для определения сторон света?
- Как называется самая яркая звезда в созвездии Малая Медведица?
- Как звали мореплавателя, впервые совершившего кругосветное путешествие?
- Как называются линии на глобусе, проведенные с севера на юг?
- Продолжите ряд: лиса, волк, медведь, собака, … Кто они?
- Перед вами стакан. Назовите вещество, из которого оно сделано?
Вопросы 2-й команде:
- Как называется прибор для измерения длины предмета?
- Что такое горизонт?
- Как звали первого в мире космонавта?
- Как называются линии на глобусе, проведенные с запада на восток?
- Продолжи ряд: бабочка, кузнечик, оса, муха, … Кто они?
- Перед вами ложка. Назовите вещество, из которого она сделана?
Вопросы 3-й команде:
- Какой прибор измеряет действие земного притяжения на предметы?
- Отчего зависит цвет воздуха?
- Какой ученый открыл Закон всемирного тяготения?
- Какая параллель на глобусе самая большая?
- Продолжи ряд: воробей, ласточка, сорока, ястреб, … Кто они?
- Перед вами карандаш. Назовите вещество, из которого он сделан?
Вопросы 4-й команде:
- Какой прибор измеряет время?
- Что больше: звезды или планеты?
-Назовите имя известного в России человека, в честь которого назвали главный университет страны.
- Он бывает северный и южный.
- Продолжи ряд: окунь, щука, ерш, лещ, … Кто они?
- Перед вами керамическая ваза. Назовите вещество, из которого оно сделано?
10. Конкурс “Осадки и явления природы”
Каждой команде дается лист, поделенный на две части. В одной части необходимо написать слова, обозначающие осадки, в другой – явления природы.
Дождь, _______________________________________
______________________________________________ .
Торнадо, ______________________________________
_______________________________________________ .
Сколько правильных слов в задании, столько баллов получает команда.
11. Конкурс “Знатоки произведений” (максимальное количество баллов 5)
Каждая команда получает задание, основанное на знании изученных произведениях по предмету “Литературное чтение”. Участники должны найти “лишнего” героя. Зачеркнуть. Вписать вместо точек еще одного героя из этого произведения. Определить жанр произведения, название и автора. Задание дается как участникам на листе, так и демонстрируется на слайде для жюри и болельщиков. Если участники команды смогут назвать из какого произведения взят “лишний” герой, то жюри по своему усмотрению может добавить дополнительные очки.
Слайд № 4
Задание команды “Любопышки”
Рукодельница, нянюшка, мальчик Золотой Хохолок, Ленивица, ….
Задание команды “Умные ребята”
Старуха, бояре, Снусмумрик, старик, ….
Задание команды “Великолепная семерка”
Иван, Жар-птица, Снифф, Конек-Горбунок, ….
Задание команды “Семь знатоков”
Кокованя, Даренка, девочка Золотая коса, Муренка, ….
Ответы: “Лишний” герой мальчик Золотой Хохолок. Авторская сказка. Мороз Иванович. Ф. Одоевский.
“Лишний” герой Снусмумрик. Авторская сказка. Сказка о золотой рыбке. А. С. Пушкин.
“Лишний” герой Снифф. Авторская сказка. Конек - Горбунок. П. П. Ершов.
“Лишний” герой девочка Золотая коса. Авторская сказка. Серебряное Копытце. П. Бажов.
12. Конкурс “Домашнее задание – Лучший Декламатор” (максимальное количество баллов 3)
В этом конкурсе участники команд имели право выбора. Необходимо было заранее определить участника и произведение, которое будет читаться наизусть. Здесь важны роли капитана – он определяет участника данного конкурса. Ребенок и родители, выбирают произведение и готовят его к исполнению.
13. Конкурс капитанов (максимальное количество баллов 6)
Задание комплексного характера. Оно объединяет знания и умения капитана по 4 основным предметам: математика, русский язык, чтение, окружающий мир. Задание показано на слайде, капитаны самостоятельно работают над ним, записывая ответы на листе. Затем они их отдают жюри.
Слайд № 5
Реши уравнение: 52-Х=38
Неизвестное число, которое ты получил, обозначает количество героев в одном из произведений, с которым ты познакомился на уроке чтения. Кто эти герои? Как называется произведение? Кто автор? Какая буква русского алфавита по счету соответствует этому числу?
Если к этому числу ты прибавишь 10, то получится число__.
Что оно обозначает в окружающем мире?
Ключ к заданию для конкурса капитанов: хоббиты, “Хоббит. Пауки и мухи”, Джон Р. Р. Толкин; буква М; число 24 – обозначает количество часов в сутках.
14. Подведение итогов
15. Награждение победителей