Проект рассчитан для учащихся 6 класса.
(На предыдущих уроках целесообразно повторить определение процентов, основные задачи на проценты и изображение числовых данных в виде диаграмм, на уроке рекомендуется групповая форма работы.)
Актуальность.
В школьном курсе математики теме проценты отводится несправедливо мало учебного времени, а следовательно, уровень знаний, необходимый для приобретения умений, навыков для свободного владения ими на уроках математики, химии, физики и просто в быту, оказывается недостаточным.
Тема «Проценты» является универсальной в том смысле, что она связывает между собой многие точные и естественные науки, бытовые и производственные сферы жизни. Проект предполагает компактное и четкое повторение основных вопросов по теме «Проценты», решение трех основных задач, задач с практическим содержанием, а именно такие задачи, которые связаны с применением процентных вычислений в исследовательской деятельности человека. Предлагаемые задачи различны по уровню сложности: от простых упражнений на применение изученных формул до достаточно трудных примеров расчета процентов в реальной жизненной ситуации. Здесь же предлагается учащимся продемонстрировать сравнительный процентный результат в виде диаграмм. Это занятие направлено на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале, на решение новых и интересных вопросов окружающего нас мира. Проект способствует развитию познавательных интересов, географической грамотности, научного мышления учащихся.
Дидактические цели и методические задачи проекта.
Цели:
- формирование знаний и умений по теме «Проценты» на основе исследования процентной сравнительной характеристики величин;
- показать широту применения процентных расчетов в реальной жизни;
- способствовать интеллектуальному развитию учащихся, формированию качеств мышления необходимых человеку в современном обществе.
Задачи:
- сформировать умения производить процентные вычисления, необходимые для применения в практической деятельности;
- решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов;
- привить учащимся основы географической грамотности;
- помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения исследовательской деятельности.
Творческое название проекта: «Сотая часть Вселенной».
Основополагающий вопрос проекта: Все ли познается в сравнении?
Проблемные вопросы:
- Почему место, где я живу, называют «Малой Родиной»?
- Почему мне интересно в нашем Прииртышье?
- Кто мои соседи?
- Можно ли жизнь моего класса отразить в процентах?
Деятельность учащихся:
- Повторить основные задачи на проценты.
- Найти интересные сведения для исследования.
- Решить предложенные задачи и построить диаграммы.
- Проверить полученные результаты.
- Обобщить и представить исследования.
(Приложения в ходе урока соответствуют слайдам или фрагментам слайдов презентации урока. Все числовые данные достоверны).
Оборудование: компьютер, проектор, экран, ножницы, фломастеры, клей, циркуль, линейка, листы ватмана, цветной картон, калькулятор.
Ход урока
I. Организационный момент.
Здравствуйте ребята. Какое сегодня прекрасное зимнее утро. У меня хорошее настроение и хочу им поделиться с вами.
II. Определение темы урока через задачу.
У меня в руках два квадрата, со стороной 1 см и 1 дм. Какую часть 1 см2 составляет от 1 дм2. (ответ 1/100 часть). (приложение 1)
Как иначе называется 1/100 часть целого? (процентом)
Итак, тема нашего урока «Проценты». (приложение 2)
Проценты - одно из математических понятий, которые часто встречаются в повседневной жизни. Так, мы часто читаем или слышим, что, например, в выборах приняли участие 52,5% избирателей, рейтинг победителя хит-парада равен 75%, промышленное производство сократилось на 11,3% ,уровень инфляции составляет 8%в год, банк начисляет 12% годовых, молоко содержит 3,2% жира и т.д.
Слово процент происходит от латинского слова procent, что буквально означает «за сотню» или «со ста». Процентами очень удобно пользоваться на практике, так как они выражают части чисел в одних и тех же сотых долях. Это дает возможность упрощать расчеты и легко сравнивать части между собой и с целыми.
А что мы можем принять за целое? (варианты ответов учащихся, здесь необходимо нацеливать ребят на ответ «Вселенная»).
Творческое название нашего проекта «Сотая часть Вселенной».(приложение 3)
Основополагающий вопрос: « Все ли познается в сравнении?»
Для исследования я предлагаю вам следующие проблемные вопросы:
- Почему место, где я живу, называют «Малой Родиной»?
- Почему мне интересно в нашем Прииртышье ?
- Кто мои соседи?
- Можно ли жизнь моего класса отразить в процентах? (приложение 4)
Далее по каждому из вопросов ведется небольшое обсуждение, сопровождаемое слайдами.(приложение 5, приложение 6, приложение 7, приложение 8).
III. Основные задачи на проценты предлагается повторить с помощью теста. (приложение 9).
IV. Основной этап урока.
1) Найдем необходимую информацию. (Эта информация заранее формируется для каждой группы отдельно в таблицы)
Группа №1 (1 задание) |
|
Общая площадь России |
Площадь Омской области |
17,1 млн км2 (17100 тыс. км2) |
141,1 тыс. км2 |
100 % |
? % |
Изобразить в виде столбчатой диаграммы.
Группа №1 (задание 2)
Почему место, где я живу, называют «Малой Родиной»? |
|
Общая площадь Омской области |
Площадь Тарского района |
141,1 тыс. км2 |
? % |
100 % |
11 % |
Изобразить в виде столбчатой диаграммы.
Группа №2 (задание 1)
Почему мне интересно в нашем Прииртышье? |
||||||
Омская Область |
||||||
Общая площадь |
Озера |
болота |
Леса |
|||
141,1 тыс. км2 |
4 тыс. км2 |
? тыс. км2 |
45,5 тыс. км2 |
|||
100 % |
? % |
25,2 % |
? % |
|||
Изобразить столбчатую диаграмму Группа №2 (задание 2) Почему мне интересно в нашем Прииртышье? |
|
|||||
Тарский район |
|
|||||
Общая площадь |
Леса |
Равнины и водоемы |
|
|||
? тыс.км2 |
10,5 тыс. км2 |
? тыс. км2 |
|
|||
100 % |
67,74 % |
? % |
|
Изобразить в виде столбчатой диаграммы.
Группа №3
Кто мои соседи? |
||||||
Тарский район |
||||||
Всего |
русские |
татары |
немцы |
украинцы |
эстонцы |
другие |
50 000 |
|
3950 |
|
450 |
350 |
|
100% |
86,4% |
|
1,6% |
|
|
2,5% |
Изобразить в виде столбчатой диаграммы.
Группа №4
Можно ли активность моего класса отразить в процентах? |
|||||
Всего учащихся |
Школа искусств |
ДЮТ |
СЮТ |
ДЮСШ |
Школьные кружки |
27 |
? чел. |
6 чел. |
1 чел. |
? чел. |
? чел. |
100 % |
37 % |
? % |
? % |
33,3% |
3,7% |
Изобразить в виде столбчатой диаграммы.
- Выполнить процентные расчеты. (Заполнить пустые ячейки таблиц, применяя алгоритм решения одной из основных задач на проценты).
- Полученные результаты представить наглядно в виде диаграмм. (например, из цветной бумаги сделать заготовки столбиков или кругов, соответствующие числовым данным, которые ребята затем наклеят на готовых шаблонах таблиц ).
- Проверить полученные результаты каждая группа должна с помощью готовой таблицы среды Microsoft office Excel. Для этого нужно подойти к компьютеру и ввести в таблицу те данные, которые первоначально были приведены в таблице у каждой группы. Пустые ячейки при этом, заполняются автоматически, и рядом строится соответствующая диаграмма. (номер группы соответствует номеру листа) (приложение 10)
- Представление результатов.
Каждая группа представляет свои результаты у доски по представленным диаграммам и полученным вычислениям. (Формулирует выдвинутую гипотезу и доказывает ее)
V. Рефлексия.
Определение настроения в конце урока. (приложение 11)
VI. Урок окончен.
Большое спасибо за сотрудничество. (приложение 12)
Литература
- Учебник Математика 6 /Н.Я.Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков.- М.: Мнемозина 2009.
- Учебник Математика 5 /Н.Я.Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков.- М.: Мнемозина 2009.
- География Омской области. Природа. Население. Хозяйство. Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией Л.В. Азаровой, Г.И.Саренко.- Омск : Министерство образования Омской области 2008.
- Земля Омская . История области глазами современников. Омск, из-во «Арена» 2006.