Переход на 12-летнее среднее образование продиктован возросшей потребностью общества, общеобразовательной школы и родителей в интеллектуальном развитии детей, в укреплении их физического и психического здоровья. Одним из факторов, негативно влияющих на здоровье обучающихся, - растущие перегрузки детей учебными занятиями. 12-летняя модель школы предполагает введение в образовательный процесс эффективных дидактических средств, гарантирующих достижения конкретного результата, реализуя личностно-ориентированное обучение.
Созданная и внедряемая в школе технология уровневой дифференциации с использованием алгоритмов и уровневых заданий является научно-обоснованной и передовой, так как она отвечает следующим критериям:
- новизна: конкретизирует, расширяет, дополняет элементы ранее известных методик, представляет собой целостную систему взаимосвязанных идей и концепций различных авторов.
- результативность: педагог добивается стабильно высоких показателей учебно-воспитательного процесса.
- доказательность: технология разрабатывалась в течение ряда лет в ходе экспериментальной работы, многократно апробировалась в преподавании русского языка в 5-9 классах.
- стабильность: результаты исследования оформлены в виде практико-ориентированных методических пособиях, два из которых лицензированы на областном уровне и получили распространение и применение в педагогической практике.
Данная технология представлялась мною на областных курсах повышения квалификации при ИУУ в 2003 году, в 2004 там же были проведены авторские пятидневные курсы, по данной технологии лицензировано два методических пособия для 6 и 8 класса, которые распространялись на территории области.
Сущность этой технологии на уроках русского языка в том, что учащиеся более эффективно усваивать программный материал, каждый ученик получает возможность оцениваться по каждой учебной теме, результаты которой отслеживаются в мониторинге развития учащихся. Благодаря ей, решается проблема перегрузки учеников и организации комфортных условий работы для каждого из них в доступном ему темпе. Учащиеся обеспечиваются индивидуальным дифференцированным домашним заданием, устраняется необъективность оценивания знаний учащихся и боязнь “неуспеха”, а также помогает выпускникам при подготовке к ЕНТ приобрести навыки самостоятельной , самообразовательной работы.
Базируясь на основе свободного добровольного труда со стороны учителя и ученика, данная технология отвечает следующим требованиям:
- направлена на развитие мышления;
- обучает анализу;
- помогает самостоятельно добывать знания;
- дает возможность выбора;
- вступление в полемику;
- несогласие с догмами;
- участие в дискуссии.
Основными структурными элементами данной технологии являются:
- модуль;
- алгоритм;
- этапы усвоения;
- уровневые задания;
- работа на конечный результат.
Модуль представляет собой систему знаний по конкретной теме, объединяющей по общим признакам несколько параграфов. Во вводно-мотивационной части модуля учитель знакомит учащихся с целью и задачами изучения учебной темы, ее теоретическим и практическим значением. Учитель также сообщает план и сроки изучения темы. Такое вводное занятие является важным элементом структуры учебного процесса, с помощью которого у учащихся формируется мотивация учения, способствует осознанию учащимися себя как субъекта учебной деятельности.
Остальные часы темы – основная часть модуля, в которой с использованием разнообразных обучающих игр и активных форм обучения учащийся самостоятельно изучает темы модуля, конкретизируя и расширяя ключевые понятия темы, разъясненные учителем. Роль учителя в основном стимулирующая, организаторская, информационная функция сведена к минимуму. В этой части модуля происходит многократный по нарастающей возврат к изученному и изложенному учителем во вводной части. Таким образом, достигается прочное и осознанное усвоение учебного материала по модулю.
Из количества часов, отведенных программой, надо освободить путем объединения три часа, которые дадут возможность провести итоговую часть модуля (самостоятельную, коррекционную и контрольную работу.)
Например, на изучение темы “Имя существительное” отводится 10 часов. Модуль позволит изучить материал за 7 часов, а 3 часа будут отданы на самостоятельную, коррекционную и контрольную работу. 7 часов распределятся следующим образом:2 часа на вводно-мотивационную часть, 5 на диалогическую.
Итогом работы над модулем является контрольная работа. Она составляется в начале учебного года на каждый модуль согласно требованиям Госстандарта образования. Работа на каждом уроке ведется таким образом, чтобы учащиеся приобрели необходимые знания для выполнения запланированной контрольной работы. Текст контрольной работы составляется не на уровень реально полученных учащимися знаний; в течение всего периода изучения модуля учитель “работает на контрольную работу” максимальной степени сложности.
Технология обучения, учитывающая условия уровневой дифференциации обучения, обеспечивает индивидуальную траекторию, темп и динамику развития ученика, развивает мотив, умения, память, мышление, повышает качество обучения. Любой обучаемый получает возможность продвижения в “зону ближайшего развития”, которое может быть осуществлено на основе деятельности, переходящей от репродуктивного уровня к продуктивному. Эти уровни деятельности обеспечивают разные уровни усвоения учебного материала учащимися. Их четыре: ученический, алгоритмический, эвристический, творческий. Задания ученического уровня являются заданиями репродуктивного (воспроизводящего) типа, для конструирования которых предъявляются задания на припоминание и актуализацию уже имеющихся усвоенных знаний без их видоизменения (копирование). Необходимо знание правил.. Особое значение придается познавательным и занимательным моментам, упражнениям, связанным с жизнью. Алгоритмический уровень требует более углубленных знаний учащихся, представляются задания в измененной ситуации на систематизацию и упорядочение ранее изученного материала. Ученику самому нужно будет ориентироваться в каких случаях и в каком месте вставлять букву, знак препинания и так далее. Задания выполняют функцию обратной связи. Задания на внимание составлены с учетом национальных особенностей и имеют зачастую познавательное и поучительное значение. Эвристический уровень представляет задания познавательно-поискового (эвристического типа), в процессе выполнения которых учащиеся приобретают новые знания. Они связаны с выполнением заданий, совершенствующих и углубляющих ранее усвоенные знания. Такая работа требует различных логических операций: анализа и синтеза, сравнения. Как правило, учащиеся сталкиваются с новыми задачами, возникает проблемная ситуация, требующая поисков путей овладения новыми знаниями и решения учебных проблем. Здесь же предполагается самостоятельное составление и решение поставленных задач, графиков, диаграмм на основе собранного материала из жизни, изготовление наглядных пособий, решение проблемной задачи несколькими способами. Задания творческого уровня составляются таким образом, чтобы учащийся, опираясь на богатство понятий и связей, а также способов действий, накопленных в учении и в жизненном опыте, силой воображения и активного мышления создавали нечто новое, оригинальное, в той или иной мере выражающее их индивидуальные ценности. Такие творческие задания можно давать по следующим видам: а) научно-творческие, выполняемые по заданию учителя (поиск и защита заданий повышенной трудности, экспериментальная и опытническая работа); б) конструкторско-технические. Наибольший уровень эффективности учения достигается при выполнении работ творческого и полутворческого характера, когда новые знания добываются в итоге самостоятельного анализа фактов, обобщения выводов
Творческие задания имеют большое значение для умственного развития. Умение решать такие задачи считается в психологии единым критерием обучаемости и умственного развития. Целью творческих заданий является развитие активного, самостоятельного, творческого мышления школьников, их творческой активной позиции в учении, развитие индивидуальности. Только преодолев ученический уровень, ученик имеет право двигаться дальше от уровня к уровню, получая соответствующие оценки за каждый уровень.
Каждый уровень, начиная со второго, оценивается. Если задание какого-либо уровня не выполнено, то можно задержаться и выполнить его на положительную оценку. Оценка “5” ставится лишь тому, кто выполнит задания трех уровней.
Предусматривается:
- тематический контроль;
- полнота проверки обязательного уровня подготовки;
- открытость образцов проверочных заданий обязательного уровня подготовки;
- оценка методом сложения (общий зачет равен сумме текущих зачетов);
- двоичность в оценке обязательного уровня (зачет - незачет);
- повышение оценки за достижения сверх базового уровня;
- “закрытие” пробелов (досдача, а не пересдача);
- возможность дробных зачетов;
- итоговая оценка вытекает из всех полученных.
Зачеты проводятся в учебное время, при этом:
- предусматривается резерв времени для доработки.
- возможна помощь учителя во время зачета.
- учащимся даются ключи ко всем проверочным знаниям.
- на каждого ученика заведен лист учета и контроля.
Во время проведения самостоятельной работы допускается взаимопомощь (особенно между 1 и 3, 4 уровнями), дискуссия в группах 3 и 4 уровней, работа с учебником, общение с учителем, доработка невыполненного задания.
Если обучение будет организовано по траектории, устремляющейся от низкого уровня к высшему, то оно будет развивающим, поскольку при этом развиваются умения, мотив, актуальность, качества знания и мышления. Первым двум уровням соответствует эмпирический, а двум другим – теоретический уровень мышления. Ученический уровень представляет “обязательный минимум”, а остальные уровни – возможность выбора соответствующих знаний, умений и навыков по индивидуальному спросу ученика.
В начале четверти учащиеся получают домашнее задание на всю четверть. Условия его выполнения таковы: к каждому уроку по одному упражнению обязательно. По желанию ученик может идти вперед при условии проработки теоретического материала самостоятельно. Ученик, выполнивший раньше всех работу, при проверке его знаний релейным зачетом, становится помощником учителя. Он работает в качестве консультанта с более слабыми учащимися, может проверять работы учащихся, принимать зачет у своих товарищей. Принимаются только работы, выполненные на положительную оценку. Домашнее задание, выполненное на “2”, переделывается обязательно, остальные – пожеланию ученика. Если ученик желает иметь “4” за четверть, не должно быть ни одного домашнего задания, выполненного на “3”, соответственно, для отличной оценки не должно быть ни одного домашнего задания, выполненного на “4”. Переделывать задания можно несколько раз, пока ученик не добьется нужной ему отметки. Проверка домашних работ носит систематичный характер: каждая работа каждого ученика на протяжении всех лет обучения проверяется и оценивается. На начальных этапах это только работа учителя, далее она доверяется консультантам. Упражнение не проверяется и не оценивается, если не выполнены задания к нему. Учет выполненных заданий ведется на обложках тетрадей учащихся для домашних работ, где в творческой форме оформлен перечень упражнений. Это может быть и елочка с новогодними игрушками, на которых написаны номера упражнений, и воздушные шарики, и ежик, собирающий грибы и яблоки, и дерево с плодами, и так далее. Упражнение, выполненное на “5”, закрашивается красным цветом, на “4” - зеленым, на “3” - синим. Цветовая гамма по желанию ученика может быть и иной. Незакрашенная клеточка свидетельствует о невылненной работе. Учет выполнения любой работы по модулю ведется в специальной ведомости и становится достоянием гласности, она вывешивается в классе. Если оценка удовлетворяет учащегося, то она ставится ручкой, нет – карандашом. Это означает, что, доработав материал, она будет пересдана на более высокий уровень. Итоговая отметка за домашнюю работу выставляется в журнал. Что дает такой подход? Свободная домашняя работа позволяет каждому усваивать материал в темпе, соответствующем его способностям, желанию учиться, то есть реализуется принцип индивидуализации обучения, максимально раскрываются способности. Опережая остальных, способный ученик переходит на самообразование. Такая организация домашней работы не позволяет отставать от класса во время болезни, устанавливается дух соревнования, что благоприятно сказывается на моральной атмосфере класса. Другой формой домашней работы повышения грамотности во время каникул является списывание текста. Работа ведется в парах в одной тетради. Выбирается любой текст любого автора. Учителем определяется объем работы. Выполняя и проверяя работу поочередно, учащиеся тренируют память и внимание.
Роль родителей заключается в контроле за выполнением домашней работы. Родительская помощь запрещается, консультации даются как можно реже. Родителям выдается памятка, где они найдут ответы на все вопросы, возникшие в ходе организации такой формы домашней работы.
После контрольных работ учащиеся выполняют коррекционную работу. В конце тетрадей ведется учет:
Число | Вид работы | Количество ошибок | Оценка | Роспись родителей |
25 сентября | диктант | 3/3 | 3 |
Расписываясь, родители могут познакомиться ис типом ошибок, которые допустил их ребенок. Успешно усвоившему ученику отправляется открытка родителям с благодарностью.
Формируя у учащихся умения самопланирования, самостоятельной работы, самоконтроля и самокоррекции, данная технология обучения позволяет им самореализоваться, перейти от роли объекта управления к субъекту самоуправляемого процесса, обеспечив реализацию основных требований гуманизации и демократизации школьного обучения.
Процесс осознанного усвоения нового материала проходит в 5 этапов.
На первом этапе после объяснения темы учителем, работы учащихся с теоретическим материалом по учебнику составляется алгоритм. Это то же правило, но оно расписано по действиям, которые должны выполнять учащиеся при применении правила на практике. Алгоритм на начальном этапе предоставляется в готовом виде учителем, далее он может составляться вместе с учениками. Как только учитель убедится в том, что ученики поняли механизм составления алгоритма, они готовят его сами. Преимущество алгоритма в том, что он учит выделять важную информацию, представлять любое правило в сжатом виде, что способствует быстрому запоминанию ВИДЫ ПАМЯТИ.
На втором этапе предусматривается усвоение теоретической части или алгоритма. Знание подразумевает запоминание и воспроизведение материала (факты, правила). Ученик воспроизводит используемые термины, знает конкретные факты, понятия, правила, а также выполняет типичные ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ: упражнения с использованием теории без обдумывания. Например: назовите .., в каком году .., где происходило .., перечислите .., перескажите близко к тексту.
На третьем этапе происходит осмысление, то есть понимание новой темы + знание алгоритма, в результате чего вырабатывается умение применять правило в стандартных ситуациях.
Упражнения
Цель считается достигнутой, если ученик понимает правило, факты, интерпретирует схемы, пересказывает текст со своими комментариями, а также может сделать сравнение, наблюдение, описание, вывод. Например: закончите фразу, что вы узнали.., почему…, объясните взаимосвязь…
На четвертом этапе предполагаются более сложные задания. Ученик применяет на практике изученные знания не только в стандартных, но и в нестандартных ситуациях и демонстрирует их правильное применение. Он выделяет части целого, находит взаимосвязь между ними, видит упущения в логике размышлений, проводит различия между фактами и следствиями, оценивает значимость данных. Например: объясните цель применения.., классифицируйте…, проанализируйте причины…, выделите главное…, рефлексия.
На последнем пятом этапе выполняются творческие работы. Здесь происходит формирование творческих успехов и развитие самостоятельности в работе. Ученик самостоятельно находит решение проблемы, получая новую информацию, он готов выполнять творческие работы. Другими словами, к пятому этапу формируются ключевые компетенции.
Данная образовательная технология позволяет приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, различному уровню сложности содержания обучения, специфическим особенностям ученика.
Обязательное условие – систематическая , повседневная работа по предупреждению и ликвидации пробелов.
И. Щукин выделяет четыре главных условия, соблюдение которых учителем способствует управлению и развитию познавательного интереса.
Условие первое: максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся, которая формируется учителем за счет создания пяти основных ситуаций:
- ситуация решения познавательных задач;
- ситуация активного поиска;
- ситуация размышления и догадок;
- ситуация мыслительного напряжения;
- ситуация противоречивости суждений.
Условие второе: осуществление учебного процесса на оптимальном уровне развития учащегося. В реальном процессе учителю приходится постоянно формировать у учеников множество умений и навыков по своему предмету. Однако при всем разнообразии и специализации предметных умений выделяются умения общие, которыми ученик может руководствоваться вне зависимости от содержания обучения. К ним относятся:
- общие умения и навыки, связанные с процессом чтения, пересказа, обработки и систематизации учебного материала;
- интеллектуальные умения, сориентированные на формирование таких приемов мыслительной деятельности, как: анализ, синтез, сравнение, обобщение, доказательство и т.т.;
- библиотечно-библиографические навыки, связь навыков с самостоятельным общением учащегося с книгой, периодической печатью;
- организационно-познавательные навыки, обеспечивающие минимум знаний о научных основах организации своей учебно-познавательной деятельности и умений распоряжаться ими.
Эти общеучебные умения и составляют те способности познавательной деятельности, которые позволяют легко, мобильно, в различных условиях пользоваться знаниями, приобретая за счет прежних новые.
Эти умения составляют операционную сторону учения.
Познавательный интерес ученика не может развиваться и крепнуть, если операционная сторона учения остается неизменной, постоянной.
В операционном аспекте обучения обязательно должно быть поступательное движение.
Суть развивающего обучения состоит в постоянном усложнении учебного труда, в овладении учащимися все более совершенными умениями, в решении все более сложных задач познания.
Условие третье: создание эмоциональной атмосферы обучения, положительного эмоционального тонуса учебного процесса. Это выражается, например, в разумном содействии учителя тому, чтобы при затруднениях ученик обращался к товарищу; в стремлении учителя показать позитивные сдвиги в знаниях при их оценке; в формировании ситуации успеха; в умении сформулировать познавательную задачу таким образом, что каждый ученик может признать ее как личностную, заняться “гимнастикой мысли”, поиском доказательств, подойти к серии других, более сложных задач и т.д.
Кроме того, на формирование положительного эмоционального тонуса учебного процесса оказывает влияние 10 эффектов, развивающих интерес: эффект новизны; эффект разнообразия; эффект занимательности; эффект увлекательности форм и методов изложения; эффект использования ярких художественных средств; эффект образности; эффект игры; эффект поиска, постановки перед учащимися познавательной задачи; эффект удивления школьника; эффект парадоксальности, выявления противоречий между новыми и прежними представлениями о явлениях.
Условие четвертое: благоприятное общение в учебном процессе, основанное на педагогике сотрудничества.
Кроме того, на формирование положительного эмоционального тонуса учебного процесса оказывает влияние 10 эффектов, развивающих интерес: эффект новизны; эффект разнообразия; эффект занимательности; эффект увлекательности форм и методов изложения; эффект использования ярких художественных средств; эффект образности; эффект игры; эффект поиска, постановки перед учащимися познавательной задачи; эффект удивления школьника; эффект парадоксальности, выявления противоречий между новыми и прежними представлениями о явлениях.