Экологический конкурс "Природа - твой дом, береги его!"

Разделы: Биология, География, Экология


Данная работа может быть полезной при изучении тем “Животный мир”, “Растительный мир”, “Экология животных”, “Экология растений”, “Экология леса”.

Добрый день! Мы рады приветствовать вас на конкурсе “Природа – твой дом, береги его!”. Сегодня мы совершим много увлекательных путешествий в мир Природы, познакомимся с её многочисленными обитателями.

Да, планета Земля – наш общий дом, наш добрый дом. Мы все с рожденья в нём живём! (на экране появляется космическое изображение голубой планеты Земля, звучит тихая музыка).

Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном,
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зелёной.
И стрекозы только тут
В реку смотрят удивлённо.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету!

(Яков Аким)

Во время чтения стихотворения можно через проектор или на экране ПК показывать слайды с природными пейзажами под музыкальное сопровождение (звуки леса: пение птиц, стрекот кузнечиков, стук дятла и т.д.)

Начинаем наше интересное путешествие в мир земной красоты. Природа поражает нас удивительными красками и формами. Жуки, бабочки, стрекозы, цветы, листья, капли росы, снежинки. Какое разнообразие красоты! Даже на островках природы в городе – во дворах, парках, газонах! А сколько красоты в лесу, на лугу, среди полей, у реки, у озера! А сколько в природе звуков – многоголосные хоры насекомых, птиц, лягушек, зверей, журчание ручейков и грохот водопадов, шум дождя и тихий шелест листьев! Много стихов посвящено природе в разное время года. Настоящий листопадный карнавал красок ясно виден в следующих строчках:

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
А вот слова о природе ранней весной:
Голубенький, чистый
Подснежник-цветок,
А подле сквозистый,
Последний снежок.
И как пышно расцветает природа летом!
Зелёный луг, как чудный сад,
Пахуч и свеж в часы рассвета.
Красивых, радужных цветов
На нём разбросаны букеты.

Символом нашего конкурса является зелёное дерево (на стенде помещён макет дерева). Зелёный цвет дерева свидетельствует о том, что ему хорошо на нашей планете: оно дышит чистым воздухом, никто не обламывает его ветки-руки, никто не обрубает и не поджигает его корни-ноги, никто не вытаптывает почву под его стволом и ему хватает воды, чтобы напиться. И от имени всех обитателей леса оно обращается к людям: “Сохраните для нас белый свет!”. В конце конкурса вы поместите на ветки дерева отзывы о своих путешествиях, и оно украсится разноцветными листочками.

Да, Природа – настоящий храм красоты, таящий в себе много прекрасного и загадочного!

Давайте войдём в него! Желаем вам узнать много интересного во время своего путешествия и отыскать сокровища знаний в окружающем вас удивительном мире!

I этап. Мы приступаем к первому этапу нашего конкурса “Мир Природы – в мире загадок”. Загадка приглашает нас узнать, кто же спрятан за её текстом. Например:

Дом открыт со всех сторон,
В доме – тысячи колонн.
Над колоннами – шатры,
Под колоннами – ковры.
Там живут и на коврах,
На колоннах и в шатрах. (Лес)

Или такая загадка:
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора. (Заяц)

Существует немало загадок, раскрывающих связи живых организмов со средой, где они живут, - о рыбах, пауках, птицах, зверях. Вот, к примеру, загадка о кроте:

Под землёю коридоры,
Переходов целых сто.
Там живёт хозяин в чёрном
Меховом своём пальто.

А в следующей загадке крот сам разъясняет, как появились эти коридоры и переходы:

Я, друзья, подземный житель,
Землекоп я и строитель.
Землю рою, рою, рою,
Коридоры всюду строю.
А потом построю дом
И живу спокойно в нём.

Есть загадки, которые предупреждают об опасности. Например,

Из куста шипуля за ногу тяпуля.
Конечно, это о змее.

В песнях птиц содержится много информации о них. Она включена во многие загадки. Например,

Не ворона, не синица –
Как зовётся эта птица?
Примостилась на суку –
Раздалось в лесу: “Ку-ку!”.

Вы все узнали в этой загадке кукушку.

Мы видим, что загадка – это образ, сравнение, которые помогают отгадывающему как бы увидеть спрятанный в словах предмет. Это, например, “цветок”, который сидит на цветке и пьёт сладкий цветочный сок (бабочка), шарики синие словно бы в инее у можжевельника, а у берёзки – платок зелёный, тонкий стан и белый сарафан. Так что будьте внимательнее при чтении текста загадки, и текст вам поможет. Желаем удачи!

Номинация “Мир природы – в мире загадок”

1. На лугу живёт скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь (кузнечик).

2. Нос долог, голос звонок (комар).

3. Гудит мохнатенький,
Летит за сладеньким (шмель).

4. Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю (воробей).

5. Чёрный жилет,
Красный берет,
Нос, как топор,
Хвост, как упор (дятел).

6. Домовитая хозяйка
Полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком
И поделится медком (пчела).

7. На овчарку он похож,
Что ни зуб, то острый нож.
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть (волк).

8. Ну, зачем, скажите мне,
Эти иглы на спине?
Я бы (я ведь не портной)
Сбросил все их до одной.
Но что делать, если волки
Уважают лишь иголки? (Ёж).

9. С шапкой красной
Знаться опасно.
Даже муха-зуда
Не садится сюда (мухомор).

10. Есть старуха вредная,
На ней шляпа бледная.
А нога в ботинке,
На чулке – пестринки.
Вокруг ворота - пораспорото.
Кто к ней прикоснётся,
Больше не проснётся (поганка).

11. На лесной поляне
Красуется Татьяна:
Алый сарафан, белые крапинки (земляника).

12. Не пустили в огород –
Оттого она и жжёт (крапива).

13. Тонкий стебель у дорожки,
На конце его – серёжки.
На земле лежат листки –
Маленькие лопушки.
Нам он как хороший друг,
Лечит раны ног и рук (подорожник).

14. Выпускает он листы
Широченной широты.
Держатся на стеблях крепких
Сто плодов шершавых, цепких.
Если их не обойдёшь, -
На себе их все найдёшь (лопух или репей).

II этап. Второй этап нашего конкурса называется “Лесная ягода”. Вас ждёт интересный кроссворд о произрастающих в наших лесах представителях ягодного мира.

Номинация “Лесная ягода”

Вопросы к кроссворду “Лесная ягода”:

1. Ягоды не сладость, зато глазу радость,
И лесам – украшение, и дроздам – угощение (рябина).

2. Этот маленький кустарник своё название получил за очень тёмный цвет своих ягод.

Черненька,
Маленька,
Сладенька,
Ребятам миленька (черника).

3. Зелёные кусточки, алые цветочки,
Когти – коготочки, брюшко камешками набито (шиповник).

4. В лесах растёт два вида этого кустарника, которые отличаются друг от друга цветом и вкусом ягод, ароматом листьев.

Две сестрицы летом зелены,
К осени одна краснеет, другая чернеет (смородина).

5. Эти горьковатые на вкус ягоды очень полезны при повышенном кровяном давлении (жимолость).

6. Красна, сладка, душиста, растёт низко, к земле близко (земляника).

7. Чай из этой ароматной сладкой ягоды пьют при простуде (малина).

8. О, сколько бусинок багряных
Рассыпано – не сосчитать!
Мхи на болотистых полянах
Коврами кажутся опять (клюква).

9. Спелые вкусные ягоды этого пышного кустарника приобретают темно-голубой цвет (голубика).

III этап. Третий этап нашего конкурса – “Экологическая мозаика”. Каждой команде предстоит устно ответить на определённые вопросы, касающиеся правильного поведения в природном окружении.

Номинация “Экологическая мозаика”

Вы пришли в лес. Ответьте на вопрос: “Где можно ходить в лесу и почему?”.

Вы пришли в лес. Ответьте на вопрос: “Где можно разводить костёр в лесу и почему?”.

Вы пришли в лес. Ответьте на вопрос: “Что можно использовать для костра в лесу и почему?”.

Вы пришли в лес. Ответьте на вопрос: “Что делать в лесу с оставшимися после вашего обеда пустыми бутылками и упаковками пищевых продуктов?”.

Вы пришли в лес. Ответьте на вопрос: “Почему нельзя в лесу повреждать кору деревьев?”.

Вы пришли в лес. Ответьте на вопрос: “Почему нельзя шуметь в лесу?”.

Вы пришли в лес. Ответьте на вопрос: “Почему в лесу нужно внимательно смотреть под ноги при ходьбе?”.

Вы пришли в лес. Ответьте на вопрос: “Почему не надо забирать из леса к себе домой птенцов и зверёнышей?”.

Вы пришли в лес. Ответьте на вопросы: “Почему нельзя разорять в лесу муравейники и как их охранять?”.

Вы пришли в лес. Ответьте на вопрос: “Как правильно собирать в лесу цветы для букета?”.

Вы пришли в лес. Ответьте на вопрос: “Как правильно собирать в лесу ягоды и грибы?”.

Заключение. Ребята! Вот и закончилось наше путешествие в мир Природы! Вы встретились сегодня с отдельными представителями флоры и фауны нашей планеты, рассказали нам о правильном поведении в природном окружении. На основании ваших рассказов мы составили Памятку поведения в Природе, которую дарим каждому из вас. Надеемся, что в своей дальнейшей жизни вы будете соблюдать представленные в ней правила поведения в окружающем нас мире растений и животных.

Если каждый человек будет бережно относиться ко всему живому, то мы сможем сохранить и многообразие цветущих трав, и чистоту лесов и лугов, и “братьев наших меньших”, и зелёный наряд планеты, и голоса птиц, и звонкий стрекот зелёного кузнечика на лугу…

Природа – общий дом растений, животных и человека, и нам надо думать о том, чтобы этот дом всегда процветал и богател!

Памятка поведения в Природе

  1. Не топчи зря лесные полянки и уголки, передвигайся по тропинкам!
  2. Во время отдыха в лесу не оставляй после себя мусор на поляне, не ломай ветки и не повреждай кору деревьев, не рви цветы, не разводи костёр вблизи кустарников и деревьев. Для костра используй только хворост или поваленные деревья, перед уходом загаси огонь.
  3. Не шуми в лесу, потому что крик и громкая музыка пугают птиц, зверей и насекомых!
  4. Старайся не повредить тем, кто ползает, бегает и летает! В лесу, на озере, в лугах нужно быть очень осмотрительным.
  5. Птенцов и зверёнышей из своего лесного дома брать нельзя, они должны жить на свободе!
  6. Не разоряйте муравейники и не позволяйте делать это другим!
  7. Соблюдайте меру и вкус в сборе лесных и луговых цветов! Перед уходом домой можно сорвать в букет совсем немного ещё нераспустившихся цветов. Не собирайте редкие красивоцветущие растения, берегите их!
  8. При сборе ягод не вырывайте растение с корнем. Ягоды собирайте руками и только зрелые. Ягоды никогда не надо собирать все до одной - надо часть оставить зверям и птицам, они тоже ищут корма в природе!
  9. При сборе грибов нельзя разрывать и раскидывать в сторону мох, потому что грибница под лучами солнца может высохнуть и погибнуть. Ножку гриба нужно аккуратно срезать ножом. Незнакомые грибы брать нельзя, так как среди них могут оказаться ядовитые. Мухоморы и поганки не надо губить: пусть они лес украшают и зверей от болезней спасают!

Список литературы

  1. Международные экологические акции в школе. 7-9 классы (Конференции, праздники, ролевые игры, театрализованные представления)/авт.-сост. Г.А. Фадеева. – Волгоград: Учитель, 2006. – 123 с.
  2. Окружающий мир. 2-4 классы: внеклассные занятия на тему “Времена года”/сост. Г.Т. Дьячкова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 154 с.: ил.
  3. Симонова-Салеева Л.П. Школьное краеведение. Пособие “Земля – наш общий дом” (цикл этических бесед по экологии). – Москва, 1995. – 88 с.