Тип: комбинированный.
Форма урока: урок-исследование.
Цели урока.
Учебная: сформировать представление о роли Петра I в истории России, о предпосылках, причинах и значении реформ.
Развивающая: Продолжить развитие исследовательских умений и навыков: анализировать, выделять главное из текста учебника и исторических документов, аргументировано отвечать на вопросы, делать выводы и оценочные суждения на основе обобщения событий и явлений, устанавливать межпредметные связи.
Воспитывающая: Продолжить воспитание нравственно-патриотического отношения к истории России и толерантности.
Литература
- Учебник “История России” Буганов В.И., Зырянов П.Н.
- Школьная энциклопедия. История России XVIII век.
- Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до конца XVIII века.
Оборудование: Доска, мел, карта, мультимедийная установка.
Ход урока
I этап: Организационный момент
II этап: Опрос.
Индивидуальная работа:
1. Годы Северной войны:
1. 1699-1721
2. 1700-1721
3.1708-1721
4.1709-1721
2. Какая страна не была союзником России в Северной войне:
1. Англия
2. Дания
3. Речь Посполитая
4. Саксония
3. Причиной победы России в Северной войне не было:
1) народная молва, что Петр 1- антихрист;
2) открытие военно-учебных заведений;
3) строительство военных заводов на Урале;
4) создание регулярной армии.
4. В результате, какой войны Россия получила выход к Балтийскому морю:
1) Ливонской войны 1558–1583;
2) Смоленской войны 1632–1634;
3) Северной войны 1700 1721;
4) Семилетней войны 1756–1763
5. Когда в России было введено новое летоисчисление:
1) 1 января 1700 г.;
2) 1 сентября 1700 г.;
3) 1 января 1721 г.;
4) 1 сентября 1721 г.?
6. Петербург стал столицей России в:
1) 1703 г.;
2) 1735 г.;
3) 1712 г.;
4) 1700 г.?
7. Между какими странами был подписан Ништадтский мирный договор 1721 г., которым завершилась Северная война:
1) Россией и Швецией;
2) Россией и Польшей;
3) Россией и Данией;
4) Россией и Англией?
8. Результатом Северной войны не было:
1. Провозглашение Петра императором.
2. Приобретение Россией выхода к Балтийскому морю.
3. Признание России великой державой.
4. Присоединение к России Азова.
Фронтальный опрос:
1. Причины Северной войны?
2. Почему России был нужен выход к Балтийскому морю?
3. Объясните, чем вызвано поражение Петра под Нарвой?
4. Перечислите, крупные сражения Северной войны, в которых Петр одержал победу?
5. Расскажите о Полтавской битве?
III этап. Изучение нового материала.
- Сегодня мы продолжим разговор о правлении Петра I. Внимание на экран.
(На экране портрет Петра и звучат слова диктора о деятельности первого императора России)
- 28 января 1725 года умер первый российский император. “Кого хороним?” “Петра Великого хороним. Закатилось солнце земли русской” - эти слова произнес Феофан Прокопович, один из преданных людей Петра.
“Солнце земли русской” - высочайшая оценка, появившаяся при жизни Петра, но были и другие суждения о его деятельности. Итак почти 300 лет назад начались споры вокруг личности Петра и его деятельности, которые продолжаются по сей день. Одни восхищаются Петром: “то академик, то герой, то мореплаватель, то плотник”, так говорил Пушкин, но находились люди, которые считали царя виновником многих бед России и он для них был - “злодей”, “деспот”, “тиран”.
- А сколько книг написано о Петре. Какие произведения о петровской эпохе вы читали? Какие фильмы, посвященные Петру, смотрели?
- У каждого автора свое представление о царе-реформаторе.
- Проанализируйте все вышесказанное и определите тему урока?
- Петр Первый и его реформы в оценках и суждениях.
- Давайте вместе попытаемся сформулировать учебные задачи урока (выяснить причины реформ, какие реформы были проведены и дать оценку деятельности Петра Первого).
- А как можно судить о человеке?
- Откуда можно узнать о делах человека?
- У вас на столах пакет с историческими документами, их то мы сегодня и будем анализировать.
- Документы анализируете в парах, И заносите выводы в таблицу:
Реформа | Основные положения реформы |
Значение |
“Учреждение сената. 1711 год” | ||
“Генеральный регламент. 1720 год” | ||
“Учреждение губерний. 1709 год” | ||
“Указ о покупке к заводам деревень. 1721 год” | ||
“Регламент мануфактур-коллегии. 1723 год” | ||
“Табель о рангах. 1722 год” | ||
“Указ о единонаследии. 1714 год” |
Задание № 1
1. Проанализировать реформы в системе государственного управления:
- “Учреждение сената. 1711 год”;
- “Генеральный регламент. 1720 год”;
- “Учреждение губерний. 1709 год”;
- текст учебника стр. 35.
2. Ответить на вопросы:
1. С какой целью проводились реформы административного управления?
2. Какие новые органы управления были созданы Петром и в чем их отличие от органов управления XVII века?
3. Многие историки считают административные реформы наиболее слабым местом петровских преобразований. Известный российский историк В.Я.Уланов писал: “Все эти преобразования, непрерывным потоком следовавшие одно за другим... не только не вели население к материальному и нравственному преуспеванию, но были гнетом, мало, чем уступавшим войне Петровского времени”. К чему вели реформы государственного управления в России по данному высказыванию?
Задание № 2
1. Проанализировать реформы в области экономики:
- “Указ о покупке к заводам деревень 1721. год”
- “Регламент мануфактур-коллегии1723. год”
- текст учебника стр. 32-33.
2. Ответить на вопросы:
- В петровскую эпоху российская экономика, и прежде всего промышленность совершила гигантский скачок. Что способствовало этому?
- Какие преобразования в этой области были проведены?
- Какова особенность российских мануфактур? Где они возникали?
- Что такое протекционизм?
- В результате петровской политики в экономической области за сверхкороткий срок была создана мощная промышленность, способная полностью обеспечить военные и государственные нужды и ни в чем не зависящая от импорта. Кто был движущей силой, которая возвела Россию на новую историческую ступень?
Задание № 3
1. Проанализировать социальные реформы Петра I:
- “Табель о рангах 1722./ год”
- “ Указ о единонаследии. 1714 год”
- текст учебника стр.34-35.
2. Ответить на вопросы:
- Какие изменения произошли в обществе в результате социальных реформ?
- Какую роль сыграли для общества указы Петра “ Табель о рангах” и “Указ о единонаследии”?
- А сейчас образуем 4-5 групп. Каждая группа проанализирует 3 варианта суждений о цене петровских реформ. Задача группы высказать свое мнение.
Задание № 4
1. Цена петровских реформ.
Проанализируйте 3 варианта суждений.
-
Крестьяне в петровское время часто
жаловались на голод и налоги, на принудительную
отправку работников в Воронеж (на строительство
флота), а затем в Петербург. Многие говорили, что
Петр не русский цар ь- иначе бы он не опустошал
страну.
- Крестьяне говорили: “Похваляются, что император был мудрым, а что его мудрость? Затеял подушную подать себе на безголовье, а всему народу на изнурение”.
- “Всякий бунт, возмущение и упрямство без всякой милости имеют быть виселицей наказанными”.
Как вы оцениваете политику Петра I? Были ли правы крестьяне, осуждавшие эту политику?
Объясните смысл этого высказывания. Как оценил народ налоговую политику Петра I?
Против кого и против чего был направлен этот пункт указа Петра? Докажите, что для его появления были основания.
Группы выступают.
Учитель:
- Перемены в России были достигнуты ценой невероятного напряжения сил народа.
Поэтому в Петровское время нередко происходили мятежи.
По некоторым данным в России при Петре погиб каждый десятый человек.
- Скажите, почему Петру посвящено немало литературных произведений и научных трудов, а песен о Петре народ не слагал.
Вывод. Яркая личность Петра, его смелая реформаторская деятельность привлекает внимание писателей, поэтов, художников. А вот народу Петр и его дела были чужды; в этом монархе многие не без оснований видели виновника новых бедствий.
IV. Рефлексия
- Вспомните, задачи, которые поставили в начале урока?
- Они решены?
- Чтобы убедиться, в том, что они решены я, предлагаю, вам выполнить тесты, выполнять вы их будете через копирку.
Возвращаемся к цели нашего урока и на основании полученной информации определим роль Петра 1 в истории России. Используем прием неоконченных предложений:
1. “Для России Петр I …”.
2. “Я думаю, что Петр I …”.
3. “Если бы в истории России не было Петра I, то …”.
V этап: Домашнее задание. §43.Творческое задание написать эссе на тему: “…Что такое Петр? Чудо или чудовище?…”.
VI этап: подведение итогов.
Существует много памятников о деятельности Петра I в литературе, живописи, кинематографе, искусстве. Я хочу предложить вам еще один памятник Петру I его автор Фальконе.
На экране изображение знаменитого памятника Петру работы Фальконе.
Учитель читает отрывок из поэмы А.С. Пушкина “Медный всадник”:
Какая дума на челе!
Какая сила в нем сокрыта!
А в сем коне какой огонь!
И где опустишь ты копыта?
О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте уздой железной
Россию поднял на дыбы?
- К кому обращены стихи?
- Кого олицетворяет “гордый конь”?
- Как вы понимаете смысл трех последних строк?
- Как бы вы ответили на вопрос поэта:
Куда ты скачешь, гордый конь,
И где опустишь ты копыта?
Вывод. История России продолжается, продолжаются и наши раздумья о ней. Хотелось бы в заключенье процитировать слова М. Горького: “Прошлое не безупречно, но упрекать его бессмысленно, а вот изучать необходимо”.