Из опыта организации исследовательской работы учащихся в процессе формирования экологической культуры обучающихся средствами предмета

Разделы: Биология, Экология


Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я запомню,
Вовлеки меня – и я научусь
Китайская пословица

Главной целью формирование экологической культуры обучающихся средствами предмета через развитие его творческого потенциала, включение в активную исследовательскую и преобразовательную деятельность по охране окружающей среды и здоровья населения, является – создание условий для личностного развития учащихся, повышение образовательного и общекультурного уровня. Основная задача модернизации российского образования – повышение его доступности, качества и эффективности.

Именно сегодня, когда появилась необходимость привести в систему получаемые знания школьников, для обеспечения их конкурентоспособности на рынке труда, актуальной становится организация исследовательской деятельности учащихся. Работу по формированию навыков исследовательской деятельности веду на основе современного подхода к осуществлению образовательного процесса и организации внеурочной деятельности по предмету. Опираюсь на идеи А.В.Леонтович, Т.А.Файн, Н.И.Дереклеева, Н.А.Криволапова. Ссылаясь на свой педагогический опыт, я убеждена в том, что, организация мотивированной исследовательской деятельности на уроках биологии и во внеурочной деятельности способствует реальному продвижению учащихся по пути овладения основными образовательными компетенциями, необходимыми для продолжения образования. Формирование исследовательских умений и навыков осуществляю поэтапно.

Ступени ученической научно-исследовательской деятельности учеников – исследователе:

  • подготовительный этап,
  • развивающий этап,
  • исследовательский, экспериментальный, завершающий этап.

Для развития исследовательских умений и навыков, мною разработан и рассмотрен МО учителей естественного цикла, факультативный курс для учащихся 7 классов "Юный эколог". Курс предусматривает теоретические и практические занятия. Программа курса позволяет полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний, расширяет кругозор и укрепляет интерес учащихся к естественным наукам.

На первой ступени, учащиеся знакомятся с различными методиками выполнения исследовательских работ, способами сбора, обработки и анализа полученного материала, а также умению обобщать данные и формулировать выводы. Выбор темы проводится по желанию ребенка, с учетом возможности школьной базы для выполнения работы. Вместе с учащимися выдвигаю местные проблемы, определяемся с целью исследования. Составляем план проведения работы. Уже на первом практическом занятии, провожу исследование, используя методику малых открытий. Рассмотрим данную методику на примере определения кислотности снега. Очень часто с экрана телевизора мы слышим об ухудшении окружающей среды. Ярким тому примером являются: озоновые дыры, парниковый эффект, кислотные дожди. А что с неба на нас льется кислотный дождь? А могут быть осадки кислотные? Используя индикаторную бумагу, можно определить наличие кислот в осадках и предсказать, к каким последствиям приведет таяние такого снега. Если в пробирке рН 5,6, то это говорит о кислотных выпадениях в изучаемом районе в течение зимы. Давайте проверим!

Цель работы:

  • оценить кислотность снеговых выпадений;
  • сравнить показатели кислотности на разных участках микрорайона.

Для проведения эксперимента учащиеся готовят снеговой фильтрат с трех разных участков: территория станции технического обслуживания, территория котельной поселка Пурпе, территория железнодорожного вокзала.

Для определения рН среды используем индикаторную бумагу. В результате эксперимента учащиеся приходят к выводу: участок с наибольшем показателем рН – станция технического

обслуживания; источником загрязнения снежного покрова в большей степени является автотранспорт. Проведение эксперимента позволяет учащимся освоить культуру научного исследования, проявить активность и самостоятельность, расширить и углубить базовый уровень знаний и умений. Во время работы учащиеся пользуются литературными, информационными, лабораторными источниками.

Второй уровень, развивающий, он включает усложненные элементы прохождения через систему НОУ. Учащиеся уже познакомились с основными принципами и методами сбора и обработки данных, сами оценивают свои возможности в выполнении темы работы, анализируют результаты, делают выводы. На этом уровне закладывается опыт, эксперимент, проводятся наблюдения или мониторинг. Работу провожу с учащимися 8-9 классов.

Третий уровень, исследовательский, экспериментальный, завершающий этап. Он включает самые сложные элементы прохождения учащихся через систему НОУ. На этом уровне учащиеся представляют собственную исследовательскую работу, с выдвижением научных гипотез и защитой своих идей. Работу провожу с учащимися 10–11 классов наиболее увлеченными биологией, стремящихся к получению разносторонних знаний. За последние четыре года в рамках НОУ исследования велись по следующим направлениям:

  • изучение снежного покрова для определения чистоты воздуха в поселке Пурпе;
  • изучение фитонцидных свойств комнатных растений (на примере лимона комнатного);
  • оценка чистоты атмосферного воздуха;
  • исследование качества окружающей среды, с помощью лишайников.

Анализ работы в данном направлении позволяет сделать вывод, что приобщение учащихся к исследовательской деятельности: позволяет добиваться высоких качественных результатов в обучении; усиливает практическую направленность уроков и внеурочной деятельности; активизирует познавательную, творческую деятельность обучающихся; развивает в учениках компетенции, необходимые для продолжения образования. Основным критерием успешности в данном направлении являются результаты, достигнутые школьниками в конкурсах различного уровня: 2010 год – 1 призер Всероссийского открытого конкурса научно – исследовательских, изобретательских и творческих работ обучающихся “ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА”, 2008 год – 1 призер (второе место) III окружного конкурса юных натуралистов-экологов (номинация “Исследовательская работа”).2006 год – 1 победитель III районного слета юных экологов, 2007 год – 1 призер районной научно-практической конференции “Я намечаю путь к открытию”;2008 год -1 победитель и 1 призер районного этапа III окружного конкурса юных натуралистов-экологов. Для организации научно – исследовательской деятельности были установлены деловые отношения: ФГУЗа г.Губкинского, администрацией поселка Пурпе, центрами информации. Нашим исследованиям дана высокая оценка – учащиеся нашей школы выступают на школьных, районных, Всероссийских научно – исследовательских конференциях. Научно – исследовательские работы в области экологии очень интересны учащимся школы. Благодаря исследовательским работам формируется новое общество, с новыми взглядами на окружающей мир, с особым, трепетным отношением к природе. Наши планы на будущее продолжить работу в этом направлении.

Литература

  1. Боднарук М.М. и др. Биология. Дополнительные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по биологии и экологии в 10 – 11 классах. Волгоград: Учитель, 2007. – 167с.
  2. Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся : Методический сборник. М: Народное образование, 2001.272 с.
  3. Осипова Г.И. Опыт организации исследовательской деятельности школьников: “Малая Академия наук”. – Волгоград: Учитель, 2007. – 154с.
  4. Панютина и др. Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми. Волгоград: Учитель, 2007. – 204с.