Предмет: рисование
Возраст детей: 6-7 лет.
Аннотация:
Учебное занятие “Архитектура старинных церквей” в технике графического изображения входит в раздел образовательной программы “Мой край” для детей дошкольного возраста.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Цель: научить детей рисовать старинные церкви графическим способом.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с архитектурой старинных церквей;
- учить различать виды куполов православных храмов (луковичной, шлемообразной и шатровой формы);
- учить рисовать купол от центральной линии симметрично в обе стороны;
- упражнять в рисовании школьными мелками на цветном листе;
- закрепить приём рисования мелками.
Развивающие:
- расширять кругозор.
- развивать внимание, творческие способности;
- вызвать желание детей дополнить работы, рисуя небо, деревья, ограду;
- развивать у детей умение изображать рисунок по всему листу, учитывая законы перспективы;
- развивать эстетическое восприятие, способность передавать красоту храмов.
Воспитательные:
- воспитывать аккуратность в работе, усидчивость;
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, магнитофон. Материалы: слайды с видами соборов и церквей, аудиозапись колокольного звона, образцы с видами куполов, школьные цветные мелки, сангина, цветной картон.
Ход занятия
Педагог: Ребята, у нас сегодня с вами будет необычное занятие. Давайте закроем глаза и послушаем внимательно и представим, что мы слышим.
(Педагог включает аудиозапись, утреннего пения птиц, колокольного звона. Дети закрывают глаза и слушают запись, представляя себе происходящее.)
Педагог: Ребята, вы узнали, что это за звуки? Где можно услышать колокольный звон? (Ответы детей.) Правильно, голоса колоколов обычно слышны у церквей, соборов, которых в нашем городе много.
(Педагог с помощью мультимедийного проектора демонстрирует изображения православных соборов и церквей города Омска. См. Приложение 1, рис.1-4)
Рисунок 1. Рисунок 2.
Омский кафедральный Успенский собор. Никольская церковь.
Рисунок 3. Собор Рождества Христова. Рисунок 4. Тарская церковь.
Педагог: Сегодня мы с вами познакомимся с архитектурой старинных церквей. Соборы и церкви отличаются от тех зданий, о которых мы говорили раньше. Дело в том, что эти здания строят для особых целей. В центре города на самом высоком и красивом месте, посреди большой площади строили собор – главный храм. Жители всей округи собирались (отсюда и слово “собор”) на церковные службы, здесь же провозглашали важные решения. Собор имел огромное значение в жизни людей, вид его показывал могущество, славу города. В городе, кроме главного храма, почти на каждой улице строили свою церковь. В неё приходили в радости и в горе. Одной из самой первой церкви была деревянная церковь с головкой–луковкой, с тонкой шейкой, которая затем превратилась в высокий шатёр с нарядными кокошниками.
(Педагог с помощью мультимедийного проектора демонстрирует изображение деревянных храмов в Карелии. См. Приложение 1, рис.5-6)
Рисунок 5. Рисунок 6.
Преображенская
церковь, Кижи.
Ансамбль Кижского
Погоста
с
его деревянными сельскими постройками.
Педагог: Посмотрите, как древние мастера умело строили деревянные церкви без молотка и гвоздей. И не перестают удивлять нас по сей день.
(Педагог с помощью мультимедийного проектора демонстрирует рисунок древнего собора. См. Приложение 1, рис.7)
Рисунок 7. Часовня в Омском мемориальном сквере.
Педагог: А сейчас мы рассмотрим архитектуру этих необычных зданий. Две опоры и перекинутая между ними каменная дуга – это арка. Если несколько арок поставить вплотную друг за другом, образуются две стены и свод. Наружу здания своды выходят полукружиями – это закомары. Над стенами храма высится глава. Её венчает сверкающий на солнце купол, который по форме напоминает пламя горящей свечи. Окна в храмах служат не для того, чтобы смотреть из них на улицу, а чтобы в храм проникал свет. Внутрь помещения свет льётся из окошек сверху, то есть это свет, идущий с неба. Дверь обычно очень массивная.
Купала православных храмов бывают различных видов.
(Педагог с помощью мультимедийного проектора демонстрирует три вида куполов. См. Приложение 1, рис. 8-10)
Рисунок 8.Луковичный. Рисунок 9. Шлемообразный. Рисунок 10. Шатровый.
Педагог: Ребята, посмотрите, на что похожи купала?
(Ответы детей.) Правильно вы заметили, что один купол похож на луковицу - купол луковичной формы, второй на шлем богатыря – шлемообразная форма купола, а третий купол самый древний - шатровой формы, похож на шатер. Купол имеет симметричную форму и рисуется, как и все симметричные предметы, от середины. Сегодня мы с вами попробуем нарисовать церковь. Но прежде чем приступить к работе, проведём небольшую физминутку.
(Педагог с детьми выходит из-за столов и проводит физминутку, затем предлагает сесть на свои места.)
Руки подняли и покачали - Это деревья в лесу. Руки нагнули, кисти встряхнули, Ветер сбивает росу! В сторону руки, плавно помашем - Это к нам птицы летят, Как они сядут, тихо покажем - Крылья – сложили назад |
Покачивание рук
Встряхивание кистей рук
Машут руками Присели Руки сложили назад. |
Педагог: Чтобы наши рисунки получились нежными и лёгкими, мы попробуем нарисовать рисовать цветными школьными мелками, передавая фактуру камня и кирпича, из которых строили церкви. Эта техника очень подходит для изображения храмов.
Педагог: Контур удобно рисовать острым углом мелка, а закрашивать лучше плоской поверхностью.
(Педагог показывает на доске приём рисования мелками. См. Приложение 1, рис.11-12)
Рисунок 11. Рисунок 12.
Чтобы нарисовать купол, надо провести вертикальную линию от главы вверх, затем симметрично с двух стон от линии нарисовать одинаково контур купола. (Показывает последовательность рисования купола. См. Приложение 1, рис. 13)
Рисунок 13. Рисунок 14.
И на конце купола нарисовать маленький крестик. Дополнить работу можно, нарисовав облака, деревья, траву, ограду. (Приложение 1 рис. 14)
(Дети приступают к рисованию, педагог индивидуально помогает детям, подсказывает, как лучше нарисовать элементы храма. По окончании работы развешиваются на доске и рассматриваются.)
Педагог: Молодцы, ребята, справились вы все с заданием. У всех получилось по-разному изобразить церковь - у некоторых она белокаменная, а кто-то нарисовал её из кирпича, но каждый вложил в свою работу частичку своей души. А какая работа понравилась вам больше всего? (Ответы детей.) Вам понравилось работать в этой технике, графически передавать изображение? А какие элементы церковной архитектуры вы передавали в своих рисунках? (Ответы детей: маленькие окошки, массивные двери, своды, арки, купола.) Ребята, а с каким настроением вы рисовали? Было оно у вас весёлым, праздничным или грустным? А какие чувства вы вселили в свой рисунок? (Ответы детей.) Молодцы, постарались вы сегодня, как настоящие архитекторы, зодчие.