Программное содержание:
Формирование элементарных представлений об истории происхождения и символическом значении цветов флага нашей Родины. Воспитание патриотизма, уважительного отношения к государственному флагу России. Развивать речь детей и обогащать словарь (знамя, стяг, полотнище, древко, навершие). Развитие конструктивных умений и навыков работы с бумагой.
Материалы к занятию:
- Государственный флаг РФ;
- Стяги;
- Иллюстрации с изображением знамен;
- Олимпийский флаг;
- Флаг всемирной организации “Красный крест”
- Андреевский флаг;
- Готовые флажки – бело-сине-красный по два на каждого ребенка;
- Материалы и оборудование для конструирования из бумаги;
- Видео кассета (DVD диск) на военную тему.
Используемая литература:
- “Российская символика” Е.К.Ривина.
- “Обруч” №6 2001 год.
Предварительная работа:
- Заучивание стихотворений о Родине, Российском флаге;
- Чтение пословиц о Родине.
Познавательная работа:
- Беседа о жизни наших предков;
- Беседа о ВОВ;
- Рассматривание российской символики.
Обогащение словаря: царь, славяне, предки.
Ход занятия
Дети входят в зал, исполняется марш с российскими флагами под фонограмму песни “Москва” О.Газманова.
– Ребята, мы с вами живем в удивительной стране, которая для каждого из вас является Родиной. Как называется страна? (Россия.) А почему Россию мы зовем Родиной? (Здесь мы родились, все вокруг для нас родное.)
– Много есть на свете, кроме России, государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина. Как ласково называют Россию русские люди? (Россия – матушка.) Она для нас как мать. А маму все любят. Она нас кормит, поит, защищает, бережет от врагов. Как еще можно назвать Россию? (дорогая, любимая, единственная, родная, могучая, сильная, великая и т.д.)
– Во все времена наш народ любил свою Родину. Воспевал ее в песнях, стихах, пословицах. Какие из них вы знаете?
“На чужой стороне весна не красна.”
“Одна у человека мать, одна у него и Родина.”
“Где родился, там и пригодился.”
“Человек без Родины, что соловей без песни.”
“Нет в мире краше Родины нашей.”
Дети читают стихи.
1-й ребенок
Пшеничное поле, и горы, и лес,
И жаркое солнце с высоких небес,
Склонились березки в поклоне земном –
Все это мы гордо Россией зовем.
2-й ребенок
Мы все россияне, мы здесь родились,
Корнями с Россией на веки сплелись,
Она и ольха, и смородина,
И слово великое Родина.
– Наша Россия, как и все страны, все государства имеет свои государственные символы, или по другому можно сказать отличительные знаки. Какие символы нашей страны вы знаете? (Герб, флаг, гимн.)
– Сегодня мы поговорим о флаге нашего государства. Флаг нашей страны имеет свою историю. В старину наши предки славяне вместо флага использовали шест. Привязывали к его верхушке пучок травы, веток, украшали лентами, колокольчиками, перьями. Называлось это стягом. Главным назначение стяга было собрать, “стянуть к себе” воинов для защиты своей земли. Шло время. Стяги стали делать из ткани. Чаще всего стяги были красного цвета. Стяг предавал уверенность и мужество воину. Древнерусский стяг имел те же составные части, что и современные флаги – древко, полотнище, навершие. Постепенно размеры полотнища увеличивались, на них вышивали или рисовали красками изображение святых – “знамения” (“священные знаки”). Так появилось слово – знамя.
– В те времена Россией правил царь. По приказу царя строили первые военные корабли. Главный и самый большой корабль назвали горда – “Орел”. Для военного корабля потребовался опознавательный знак, который говорил бы о принадлежности корабля Российскому государству. Таким опознавательным знаком стал флаг. Есть предположение, что флаг мог быть полосатым с золотым двуглавым орлом в центре. Стяги, знамена, флаги нужны для того , что бы объединять людей, воинов.
– О чем могут рассказать цвета Российского флага: белый, синий, красный. Они могут рассказать о красоте природы нашей страны. Подумайте и ответьте, что означают цвета флага в природе? (Белый – снег, чистота, березы, облака; синий – озера, моря, реки, небо; красный – цветы, ягоды, огонь, солнце.)
– Белый, синий, красный цвета люди издавна считали символами красоты окружающего мира, добра и справедливости. Такое цветосочетание сохранилось в Российском флаге и поныне. Современным государственным флагом стал бело-сине-красный флаг, именуемый триколором. В центре расположен двуглавый орел, на груди орла герб нашей столицы – города Москвы.
Дети читают стихи.
1-й ребенок.
Когда вижу флаг России –
В сердце гордость поднимается.
Для меня он всех красивей,
Выше всех он развивается.
Белый цвет у флага нашего,
Это снег и облака.
Голубой – море бескрайнее,
Красный – сила, мощь на века.
2-й ребенок
Теперь над нами реет флаг трехцветный,
Он из былых времен вернулся к нам опять.
И под его полотнищем заветным
Россию гордо будем прославлять.
– Такие же почести, как и государственному флагу России, воздаются красному знамени Победы. Когда началась ВОВ, наши солдаты воевали с фашистами под красными знаменами. С давних времен считалось, что пока не захвачено в плен знамя противника, победы над врагом быть не может. Поэтому оно охранялось и если солдаты гибли, знамя выносили с поля боя. Благодаря мужеству и героизму наших солдат мы одержали победу. Наши солдаты дошли до Берлина – столицы Германии. И там, на самом главном здании, которое называется Рейхстагом, был поднят наш красный флаг победы.
(Просмотр фрагмента из документального фильма.)
Ты встань перед знаменем этим сейчас
Сурово и вдохновенно.
В служении верном Отчизне клянясь,
Пред ним преклони колено.
Пусть славой геройской овеет тебя
Священное это знамя,
Когда ты коснешься его огня
Сердцем – не только губами.
– Ребята давайте посмотрим, какие еще бывают флаги. (дети подходят к выставке)
– Флаг “Всемирной организации “Красный крест”. Где вы видели такой знак? Олимпийский флаг – этот флаг развевается во время проведения олимпийских игр, где спортсмены показывают свои достижения в спорте. Андреевский флаг – это флаг поднимают на российских военных кораблях.
– Ребята, а где можно увидеть Российский флаг? (На государственных зданиях, на границе его всегда видят туристы, на российских кораблях поднимают флаг нашего государства, в каждой военной части есть флаг, когда российские спортсмены выигрывают соревнования, в честь их победы поднимают российский флаг, флаги вывешивают на домах в дни праздников.)
– Молодцы! Теперь подойдите к макету. Вам нужно разместить российские флаги и рассказать, где вы их разместили. (Дети выполняют задание и поясняют: флаг может быть вывешен на здании детского сада, школы, почты, изображен на транспортных средствах, речных судах.)
– Сегодня мы много говорили о флаге нашей Родины и в конце беседы каждый из вас может сделать изображение флага России из бумаги.
Показ приемов выполнения работы, подробное объяснение каждого действия.
– Для того чтобы сделать флажок нужно:
1) вырезать три полоски из бумаги (красная, синяя, белая);
2) последовательно их наклеить на прямоугольный лист бумаги (полотнище);
3) сложить полотнище пополам;
4) затем развернув, следует внутри одну половинку намазать клеем;
5) вставить палочку – древко;
6) соединить обе половины полотнища;
7) аккуратно разгладить поверхность полотнища флажка.
Дети дарят флажки гостям.
Мы подарим эти флажки гостям.
Флаг российский у нас не отнять,
Мы сумеем его защитить,
Подрастают мальчишки опять,
Что бы Родине вечно служить.