Цели:
- Образовательно-развивающие задачи:
– познакомить учащихся с Красной книгой; расширить и углубить знания о животных и растениях, встречающихся в Челябинской области;
– развивать умение пересказывать по плану, наблюдать и видеть прекрасное в окружающем мире; - Воспитательные задачи:
– воспитывать любовь к живым существам, бережное отношение к природе;
– воспитывать способности к сопереживанию.
Оборудование:
компьютер, учебник А.А. Плешакова ,, Мир вокруг нас’’ 2 класс Ч.1, Рабочая тетрадь Ч,1., ,,Проверим себя’’, приготовленные красные книги, фотографии редких животных для каждого учащегосяХод урока
1. Слайд 1. Проверка домашнего задания
Рассказ о своих питомцах по плану:
- Порода.
- Кличка.
- Внешний вид (особенности породы).
- Особенности характера.
- Твоё отношение к животному.
Слайд 2. изображения домашних питомцев (дети принесли изображения своих домашних животных).
Один отвечает по тетради ,,Проверь себя’’ с.15.
Слайд 3. ,, Я знаю породы собак’’.
Дети по очереди называют породы собак.
2. Сообщение темы урока.
Сегодня мы будем говорить о Красной книге. Эта книга не совсем обычная. Цвет переплета у этой книги – красный. Эта книга подает нам жителям планеты Земля сигнал бедствия..
А на международном языке слово СОС записывается так SOS – спасите наши души.
Слайд 4.
Появляется на экране снежный барс. (Учащиеся рассматривают изображение и слушают текст учителя.)
– SOS! Беда! Спасите! Нас в живых осталось очень мало.
Слайд 5. Появляется бабочка адмирал
SOS! Спасите! У нас беда! Нам угрожает опасность исчезновения.
Молим о помощи.
Слайд 6. Появляется утка-мандаринка.
SOS! Спасите! У нас беда! Но мы не хотим исчезнуть навсегда. Защитите нас!
Итак, что означает сигнал SOS?
SOS – это международный сигнал бедствия! Обычно его подают люди с тонущих кораблей. Но сигнал SOS звучит ныне и природе.
“Не убивайте” – кричат животные!
“Остановитесь” – шепчут растения.
И человек услышал мольбу природы о помощи.
И создал Красную книгу природы.
В Красной книге записаны редкие и исчезающие животные и растения.
Слайд 7.
Красная книга – список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов.
Различают международные и национальные Красные книги.
Слайд 8.
В нашей стране Красная книга вышла в 1978 году. Она называлась Красная книга СССР. Сначала все сведения о редких и исчезающих видах животных и растений уместились в одном томе. Но позже выяснилось, что в защите нуждается значительно большее число видов. Поэтому второе издание Красной книги СССР вышло в 1984 году в двух томах.
Люди думали, что природа неисчерпаема, сколько бы ни брать у нее, все снова само собой восстановится. И просчитались. Некоторых животных совсем истребили, а некоторые находятся под угрозой исчезновения. Это означает, что их мало, они тоже могут погибнуть, если их не охранять, не помогать им.
Угрозой является чрезмерная добыча животных, охота. Но есть еще причина – разрушение мест обитания животных. Вот, например, через глухой лес прокладывают дорогу. Начинают лес вырубать, машины работают, грохочут, люди шумят. Звери, птицы пугаются, и им нужно куда-то уходить. Они могут не успеть и детенышей вывести.
Таким образом, гибнут не только животные, но и растения.
Именно для редких и исчезающих животных и растений в России созданы заповедники, национальные парки, заказники.
Рассказ учителя.
Поговорим подробнее о каждой из страниц. (Учащиеся слушают и смотрят на экран.)
Слайд 9.
Зеленые страницы – самые обнадеживающие. На них животные, которых удалось сохранить, спасти от вымирания, падение численности которых приостановлено.
Слайд 10.
На серых страницах записаны те животные, которые до сих пор мало изучены, места обитания труднодоступны или не установлены.
Слайд 11.
На желтых страницах те животные, количество которых быстро снижается, которым грозит “переселение” на опасные красные страницы.
Слайд 12.
На красных страницах записаны редкие и исчезающие животные. Они еще кое-где сохранились их еще можно встретить, но их уже так мало что они могут исчезнуть совсем.
Слайд 13–14.
Кроме того, в книге был опубликован черный список – перечень вымерших животных.
Так произошло с морскими коровами.
Морские коровы не боялись людей, спокойно кормились водорослями у берегов. Они позволяли себя гладить. Если животному причиняли боль, оно отплывало, но вскоре прощало человека и возвращалось. Охотники охотились на этих животных. Так за 27 лет исчезли морские коровы. Теперь мы можем увидеть этих животных на фотографиях или в кино. Печально ребята!
Та же участь постигла и странствующего голубя дронта, сумчатого волка и лошадку квагга.
Обобщающий вопрос: Как поняли, что такое Красная книга? Для чего она создана?
3. Чтение учебника с.82. Выполнить задание № 1 в рабочей тетради.
Знакомство с животными и растениями Красной книги.
Ученики рассматривают иллюстрации в учебнике на стр.83.
– Давайте познакомимся с некоторыми редкими животными, которые занесены в Красную книгу.
4. Показ слайдов и рассказ о животных из Красной книги
Слад15–16. Стерх.
Стерх, или белый журавль – вид журавлей северных территорий России.
Стерхи находятся под угрозой исчезновения и внесены в международную Красную книгу и Красную книгу России.
В настоящее время этих журавлей насчитывается приблизительно 3000 птиц.
В заповедниках этих птиц не только сохраняют, но и помогают им выращивать
потомство
Подросшие журавлята начинают сами заботиться о себе
А когда они совсем вырастают, их выпускают, но продолжают следить за их жизнью
Слайд 17–19. Зубр.
Зубр – крупнейшее млекопитающее Европы.
Сильный и красивый зверь достигает веса 1200 кг и практически не имеет
естественных врагов. Даже волк или медведь не рискуют охотиться на зубра.
Его шерсть тёмно-коричневая, голова заметно короткая, опущенная, с выраженной
“бородой” и двумя небольшими рогами.
Сегодня мировое стадо зубров насчитывает около 3500 животных.
Зубр занесен в международную Красную книгу.
Видеофрагмент ,. Зубр’’. (Приложение 1.)
Слайд 20–21. Венерин башмачок.
Одними из самых прекрасных цветов нашей тайги можно назвать растения из рода
венерин башмачок – венерин башмачок настоящий, башмачок пятнистый и башмачок
крупноцветковый.
Венерин башмачок – травянистое растение из семейства орхидей.
Венериных башмачков несколько видов. Все они редкие, но чаще других все-таки
встречается башмачок настоящий. Все растения семейства орхидей удивляют мир
своими красивыми цветками с нежным, приятным ароматом.
Название “венерин башмачок” пришло к нам из глубины веков.
В старой легенде говорится, что однажды, убегая от преследования, богиня красоты
Венера скрывалась в северных лесах среди высоких, темных деревьев и топких
болот. Оступилась Венера, и слетел с ее ноги золотой башмачок с атласными,
красными лентами, от него и пошли эти чудные цветы.
И действительно, цветок венериного башмачка очень похож на изящную туфельку
красавицы.
Слайд 22. Женьшень.
Женьшень является одним из наиболее известных лекарственных растений
восточной медицины.
Часто его называют корнем жизни или человеком-корнем (корень его похож на фигуру
человека).
На протяжении тысячелетий он использовался человеком для излечения самых
разнообразных недугов и для поддержания жизненных сил в старости.
Слайд 23. Лотос.
Лотос – водяное растение из семейства кувшинковых
Это многолетнее травянистое растение с щитовидными листьями и одиночными
крупными розоватыми цветами на длинных ножках.
Лотос встречается у нас на Каспии и в Азии.
Семена и корневища лотоса издревле употреблялись в пищу.
На востоке лотос считается священным растением
Слайд 24. Дровосек реликтовый (сохранился с древнейших времён).
Самый крупный жук фаун России Населяет смешанные и широколист венные леса. Численность неуклонно сокращается из-за вырубки леса.
Слайд 25–26. Амурский тигр – один из самых малочисленных подвидов тигров, самый северный тигр. Ареал обитания тигров сосредоточен в охраняемой зоне на юге– востоке России, по берегам Амура и Уссури в Хабаровском и Приморском крае. Занесён в Красную книгу России. В апреле 2007 года эксперты Всемирного фонда дикой природы объявили, что популяция амурских тигров достигла столетнего максимума и что тигры больше не находится на грани вымирания. Видеофрагмент ,, Амурский тигр’’. (Приложение 2.)
5. Физкультминутка.
6. Отгадайте загадку. Слайд 28.
По краям болота золотится
Золотится что-то
Пышным шаром чашечка
Жёлтая рубашечка.
Купальница европейская внесена в Красную книгу Челябинской области.
Сообщение ученика.
Купальница европейская.
Весной во влажных местах можно встретить золотисто – жёлтые цветы. Цветок
этот назван купальницей за то, что растёт обычно в очень в влажных местах, любит
воду, любимые места – берега рек, болотистые луга. Купальница растёт в
затемнённых местах, на лесных опушках, любит,, купаться’’ в воде. У купальницы
лепестки золотистого цвета, никогда не раскрываются, загнуты внутрь, образуют
бутон. Цветок –словно златовласая девушка в зелёном платье. Редко растут в
одиночку Чаще растут рядом друг с другом, образуя яркий жёлтый ковёр.
За красоту растение жестоко расплачивается. Из-за неумеренных сборов с каждым
годом их становится всё меньше. Купальница стала редким растением, она занесена
в Красную книгу.
Не собирайте купальниц! Они хороши в лесу, а не в увядших букетах.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты
Дружно соберем цветы
Опустеют все планеты
И не будет красоты.
7. Проверка усвоения. Слайд 28.
Закончи предложение ,, Красная книга-книга, в которую занесены…
а) о редких растениях;
б) об исчезнувших растениях и животных;
в) о редких и исчезнувших растениях и животных
Записать ответ на этот вопрос в рабочей тетради с.33 № 1.
Причины исчезновения растений и животных: Слайд 29.
А) чрезмерная добыча животных, охота, сбор растений;
Б) вырубка леса, разрушение мест обитания.
8. Тест ,,Узнай животное и растение по описанию'' (учащиеся выкладывают фотографию животного или растения).
- Копытное животное, родственник коровы– живёт в лесах. Крупный зверь, мощный и красивый
- Это многолетние травянистое растение с щитовидными листьями и одиночными крупными розоватыми цветами на тонких ножках
- Этот хищник сохранился в густой дальневосточной тайге, где охотится на кабанов и оленей;
- го называют корнем жизни. Одно из лекарственных растений, используемых в восточной медицине.
9. Создание своей Красной книги.
Дети приклеивают изображения животных под названия.
10. Домашнее задание с. 82–85 Р.Т. с.33 № 2, 3.
Доделать Красную книгу, приготовить сообщение о растениях и животных из Красной книги
Литература.
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2007 г.
- Энциклопедия животных Кирилла и Мефодия 2006 г.