Актуальность - потребность в использовании информационных технологий в обучении вообще, и в частности в биологии, возрастает с каждым годом, что связано с внедрением в образовательный процесс персональных компьютеров. Урок, проходящий с использованием информационных технологий, на основе компьютерной поддержки обеспечивает более высокий уровень знаний у учащихся, повышает познавательную активность учащихся. Современные средства обучения предоставляют возможность интенсификации занятий разных форм обучения, но имеют наибольшее значение для организации самоподготовки обучающихся в роли методического и организационного обеспечения самостоятельной работы. Недостатки традиционного обучения, хотя и не полностью устраняются, но сводятся до минимума при внедрении ПК в обучение (возможность работать в индивидуальном режиме, визуально наблюдать скрытую сущность биологических процессов, повышение мотивации обучения). Для учащихся компьютер создает благоприятный психологический климат: машина “нейтральна” в плане эмоций, и в этой ситуации это ее “+”, поскольку ученик без робости обращается к машине необходимое число раз с просьбой об оказании помощи.
Использование компьютеров в учебном процессе существенно помогает в следующих случаях. Во-первых, когда необходимо организовать закрепление знаний и умений в ходе самостоятельной работы (в индивидуальном режиме). Традиционная методика организации урока ограничивает такие возможности. Во-вторых, когда нужно проникнуть в скрытую от визуального наблюдения сущность биологических объектов и процессов микромира. В-третьих, для автоматизированного контроля знаний. В-четвертых, современная техника позволяет сделать наглядными самые сложные абстракции (принцип наглядности), содействовать у школьников формированию наблюдательности, памяти. Наблюдая и управляя моделями, школьники включаются в процесс воображения, что является компонентом творческого мышления.
Для обучения биологии с помощью ПК учитель решает следующие проблемы:
- Выявление целей, места и границ применения компьютера в процессе обучения.
- Отбор содержания учебного материала, подлежащего усвоению с помощью компьютера.
- Разработка методов обучения с учетом использования компьютера.
- Разработка заданий и тестов с целью диагностики исходного уровня умений и знаний так и текущего итогового контроля.
Основные средства новых информационных технологий (СНИТ) используемые в нашей школе в процессе обучения:
а) интернет и сетевые ресурсы.
б) обучающие компьютерные программы.
Практическая значимость данной работы в том, что ее можно использовать как основу для разработки разных вариантов проведения уроков с использованием ИКТ. Учебно-методическое пособие для обучающихся 9-10 классов и учителей-предметников “Микробиология” создано на основе стандартной версии программы Microsoft Office PowerPoint. Для оформления слайдов применялись схемы, рисунки, фотографии из информационного поля сети Интернет. Ссылки на эти материалы помещены на отдельном слайде пособия. Автор учебника, по которому составлялось пособие, Захаров В.Б. “Общая биология”. Презентацию учитель может совершенствовать под свою методику и план работы: добавить или убрать информационный и иллюстративный материал, перестроить структуру презентации, поэтому возможно применение пособия, и в условиях обучения по другому учебнику и программе. Большое количество иллюстративных и информационных слайдов запрограммировано в определенном порядке с помощью активных кнопок. Пособие было разработано как сопровождающий справочный, дополнительный материал к серии уроков по темам 9 и 10 классов: “Возникновение жизни на Земле”, “Учение о клетке: химическая организация клетки, метаболизм, строение и функции клеток”.