История, история
Близка мне, как наука.
Сегодня ты доступная,
Как взгляд родного друга.
История, история…
Все взлеты и падения
Хотелось, чтоб
Открылись мне
Без всякого сомнения.
Сегодня я, как и многие учителя ставлю перед собой вопрос: “Каким должен быть идеальный современный урок?” Ученик за время обучения в школе “проживает” примерно 11 тысяч уроков! Но какие уроки остаются в памяти школьников? Чаще всего либо те, что очень любили, либо самые сложные уроки.
На современном этапе от учителя требуется строить урок-взаимодействие. Да, проблема организации взаимодействия на уроке, формирование у школьников знаний и умений самостоятельно работать с учебным материалом, сегодня актуальны. Хотя не стоит забывать о том, что на определенных этапах обучения учитель обязан дать ученику программный материал. Но как школьник воспринял информацию? Как усилить самостоятельность и как активизировать творческую деятельность ребят?
Мы все хорошо знаем, что обучение – процесс двусторонний: в нем участвуют учитель и ученик, их деятельность на уроке тесно взаимосвязана. Нельзя обойтись без домашних заданий. Проблема выполнения работы дома стоит как никогда остро. И если при выполнении заданий младшими школьниками, большую помощь им могут оказать родители, то в средней и старшей школе необходимо, чтобы ученики работали самостоятельно, а их познавательная деятельность была бы направлена на развитие самостоятельности как черты личности. Чтобы вызвать интерес к заданию, надо сделать учащихся соучастниками данного вида деятельности. А при проверке домашней работы не превращать опрос учеников в допрос.
Несколько лет я вела занятия по элективному курсу “Петербуржцы: знаменитые, рядовые…” (автор Ермолаева Л.К.). В основе данного курса лежит деятельностный подход. Основой процесса освоения содержания является активная самостоятельность работы учащихся; выбор персоналий определяются учащимися, в зависимости от их интересов. Но как сделать, чтобы то, что интересно одному, стало интересно другим. Все ученики были включены в исследовательскую работу. Поиски, отбор материала, анализ и обобщение собранных данных, представление результатов самостоятельного исследования. Одной из групп учащихся было предложено создать презентацию, используя информационно-коммуникационные технологии. И это было началом, новой ступенью и в моей работе. На протяжении пяти лет для уроков истории, социальной практики и обществознания ученики (часто по своему желанию, иногда по заданию учителя) создают свои презентации. Использование работ в форме презентаций способствует лучшему усвоению предмета. И это является дополнением к общепринятым видам учебной деятельности. Творчество, наглядность, нестандартность решения в подаче изучаемого материала увлекает ребят и способствует повышению их личной самооценки. Современные школьники очень хорошо ориентируются во всем многообразии информационных технологий.
Работа над презентацией может строиться по следующему плану:
1 этап. Выбор темы презентации.
Важно: помогите учащимся четко и точно сформулировать тему.
2 этап. Определение цели создания презентации.
Важно: помогите ребятам с выбором цели. Это ведь не только “для отметки”. Удачная презентация может быть использована и в другом классе, и на другом предмете. Многим ребятам такая цель покажется намного интереснее.
3 этап. Составление вопросов, по которым необходимо найти информацию.
Важно: обратите внимание школьников, что на помощь им может прийти не только Интернет, но и книги.
4 этап. Создание презентации учащимися. Соблюдение правил оформления презентаций. Важно: отбирайте из источников только те сведения, которые непосредственно раскрывают данную тему.
5 этап. Просмотр, обсуждение с учащимся его работы, если необходимо, поиск путей по улучшению презентации.
6 этап. Представление презентации учащимся на уроке.
Презентации получаются разные. Самые лучшие станут для Вас наглядным пособием для проведения уроков в будущем. Благодаря работе с презентациями, у меня собрана медиатека, которая содержит материалы по истории, социальной практике и другим предметам. Список презентаций приведен в приложении.
Приложение 1
Предмет: История
№ п/п | Название | Класс | Примечание (тема урока) | Автор, год |
1. | Древняя Греция | 5 | Критская культура. Микены и Троя. | Школьник В., 2007 г. |
2. | Афины. Аттика | 5 | В городе богини Афины. | Кириллов Н., 2008 г. |
3. | Олимпийские игры в Древней Греции | 5 | Олимпийские игры | Кириллов Н., 2008 г. |
4. | Марафонская битва | 5 | Победа греков над персами в Марафонской битве. | Садуев С., 2008 г |
5 | Экскурсия по Акрополю | 5 | В городе богини Афины. | Наймушина С., 2008 г. |
6 | Агора | 5 | В городе богини Афины. | Лозовицкий Д., 2008 г. |
7. | Зевс | 5 | Религия древних греков | Наймушина С., 2008 г. |
8. | Бог войны. Арес | 5 | Религия древних греков | Кириллов Н., 2008 г. |
9. | Чудеса света | 5 | Семь чудес света | Кириллов Н., 2009 г. |
10. | Семь чудес света | 5 | Семь чудес света | Лозовицкий Д., 2009 г. |
11. | Александрийский маяк | 5 | Семь чудес света | Фокин И., 2009 г. |
12. | Висячие сады Семирамиды | 5 | Семь чудес света | Степанова М., 2009 г. |
13. | Средневековый город | 6 | История средних веков, “Город в Западной Европе” | Школьник В., 2008 г. |
14. | Крепость Фужер во Франции | 6 | История средних веков, “Город в Западной Европе” | Наймушина С., 2009 г. |
15. | “100-летняя война” | 6 | История средних веков, “Столетняя война” | Фокин И., 2009 г. |
16. | Рыцарский замок | 6 | История средних веков, “Феодальное общество” | Третьякова В., 2009 г. |
17. | Рыцари Средневековья | 6 | История средних веков, “Феодальное общество” | Павский А., 2009 г. |
18. | Правление Игоря и Ольги | 6 | История России, “Первые киевские князья” | Наймушина С., 2010 г. |
19. | Культура Древней Руси | 6 | История России, “Культура Киевской Руси” | Кузьмицкая М., 2010 г. |
20. | Русь. Соборы и церкви XII века. | 6 | История России, “Культура русских земель 12-13 веков” | Фокин И., 2010 г. |
21. | Чингисхан – Великий хан. | 6 | История России, “Нашествие с Востока” | Аскеров Х., 2010 г. |
22. | Промышленный переворот в Англии | 7 | Новая история, “Промышленный переворот в Англии” |
Лозовицкий Д., 2010 г. |
23. | Укрепление королевской власти | 7 | Новая история, “Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции” | Кириллов Н., 2010 г. |
24.. | Великая французская революция | 7 | Новая история, “Великая французская революция. От монархии к республике” | Кириллов Н., 2010 г. |
Приложение 2
Предмет: Социальная практика
№ п/п | Название | Класс | Примечание (модули) | Автор, год |
1. | Государственные символы | 6 | Россия – родная страна. Отечество мое. | Чепцов В., 2009 г. |
2. | Придворный (дворцовый) этикет | 6 | Роль социальных норм в жизни человека. “Поговорим об этикете” | Алимерзоева С., 2009 г. |
3. | Дипломатический этикет | 6 | Роль социальных норм в жизни человека. “Поговорим об этикете” | Сергеева Е., 2009 г. |
4. | Воинский этикет | 6 | Роль социальных норм в жизни человека. “Поговорим об этикете” | Фокин И., 2009 г. |
Приложение 3
Персоналии
№ п/п | Название | возраст | предметы | Автор, год |
1. | Владимир Путин | 11-18 лет | Социальная практика, История и культура Санкт-Петербурга, элективный курс “Петербуржцы: знаменитые, рядовые…” | Аппасов Б., Новозиянен Д., Харитонов Н., Язвов А., 2007 г. |
2. | Вячеслав Малафеев | 10-18 лет | Элективный курс “Петербуржцы: знаменитые, рядовые…”; физическая культура | Ершов В., Сибагатова М., Шматков А., 2007 г. |
3. | Леонардо да Винчи | 11-18 лет | Изобразительное искусство, МХК, история | Кириллов Н., 2010 г. |
4. | Микеланджело Буонарроти | 11-18 лет | Изобразительное искусство, МХК, история | Каледин А., 2010 г. |
5. | Рафаэль Санти | 11-18 лет | Изобразительное искусство, МХК, история | Степанова М., 2010 г. |
6. | Рембрандт Харменс ван Рейн | 11-18 лет | Изобразительное искусство, МХК, история | Лозовицкий Д., 2010 г. |
7. | Уильям Шекспир | 12-18 лет | МХК, литература, история | Кириллов Н., 2010 г. |
8. | Эразм Роттердамский | 12-18 лет | МХК, литература, история, обществознание | Степанова М., 2010 г. |
9. | Исаак Ньютон | 11-18 лет | Математика, физика, история | Кириллов Н., 2010 г. |
10. | Джордж Вашингтон | 12- 18 лет | История, обществознание | Кириллов Н., 2010 г. |
11. | Томас Джефферсон | 12-18 лет | История, обществознание | Лозовицкий Д., 2010 г. |