Использование презентации как средство повышения мотивации выполнения домашнего задания

Разделы: История и обществознание


История, история
Близка мне, как наука.
Сегодня ты доступная,
Как взгляд родного друга.
История, история…
Все взлеты и падения
Хотелось, чтоб
Открылись мне
Без всякого сомнения.

Сегодня я, как и многие учителя ставлю перед собой вопрос: “Каким должен быть идеальный современный урок?” Ученик за время обучения в школе “проживает” примерно 11 тысяч уроков! Но какие уроки остаются в памяти школьников? Чаще всего либо те, что очень любили, либо самые сложные уроки.

На современном этапе от учителя требуется строить урок-взаимодействие. Да, проблема организации взаимодействия на уроке, формирование у школьников знаний и умений самостоятельно работать с учебным материалом, сегодня актуальны. Хотя не стоит забывать о том, что на определенных этапах обучения учитель обязан дать ученику программный материал. Но как школьник воспринял информацию? Как усилить самостоятельность и как активизировать творческую деятельность ребят?

Мы все хорошо знаем, что обучение – процесс двусторонний: в нем участвуют учитель и ученик, их деятельность на уроке тесно взаимосвязана. Нельзя обойтись без домашних заданий. Проблема выполнения работы дома стоит как никогда остро. И если при выполнении заданий младшими школьниками, большую помощь им могут оказать родители, то в средней и старшей школе необходимо, чтобы ученики работали самостоятельно, а их познавательная деятельность была бы направлена на развитие самостоятельности как черты личности. Чтобы вызвать интерес к заданию, надо сделать учащихся соучастниками данного вида деятельности. А при проверке домашней работы не превращать опрос учеников в допрос.

Несколько лет я вела занятия по элективному курсу “Петербуржцы: знаменитые, рядовые…” (автор Ермолаева Л.К.). В основе данного курса лежит деятельностный подход. Основой процесса освоения содержания является активная самостоятельность работы учащихся; выбор персоналий определяются учащимися, в зависимости от их интересов. Но как сделать, чтобы то, что интересно одному, стало интересно другим. Все ученики были включены в исследовательскую работу. Поиски, отбор материала, анализ и обобщение собранных данных, представление результатов самостоятельного исследования. Одной из групп учащихся было предложено создать презентацию, используя информационно-коммуникационные технологии. И это было началом, новой ступенью и в моей работе. На протяжении пяти лет для уроков истории, социальной практики и обществознания ученики (часто по своему желанию, иногда по заданию учителя) создают свои презентации. Использование работ в форме презентаций способствует лучшему усвоению предмета. И это является дополнением к общепринятым видам учебной деятельности. Творчество, наглядность, нестандартность решения в подаче изучаемого материала увлекает ребят и способствует повышению их личной самооценки. Современные школьники очень хорошо ориентируются во всем многообразии информационных технологий.

Работа над презентацией может строиться по следующему плану:

1 этап. Выбор темы презентации.

Важно: помогите учащимся четко и точно сформулировать тему.

2 этап. Определение цели создания презентации.

Важно: помогите ребятам с выбором цели. Это ведь не только “для отметки”. Удачная презентация может быть использована и в другом классе, и на другом предмете. Многим ребятам такая цель покажется намного интереснее.

3 этап. Составление вопросов, по которым необходимо найти информацию.

Важно: обратите внимание школьников, что на помощь им может прийти не только Интернет, но и книги.

4 этап. Создание презентации учащимися. Соблюдение правил оформления презентаций. Важно: отбирайте из источников только те сведения, которые непосредственно раскрывают данную тему.

5 этап. Просмотр, обсуждение с учащимся его работы, если необходимо, поиск путей по улучшению презентации.

6 этап. Представление презентации учащимся на уроке.

Презентации получаются разные. Самые лучшие станут для Вас наглядным пособием для проведения уроков в будущем. Благодаря работе с презентациями, у меня собрана медиатека, которая содержит материалы по истории, социальной практике и другим предметам. Список презентаций приведен в приложении.

Приложение 1

Предмет: История

№ п/п Название Класс Примечание (тема урока) Автор, год
1. Древняя Греция 5 Критская культура. Микены и Троя. Школьник В., 2007 г.
2. Афины. Аттика 5 В городе богини Афины. Кириллов Н., 2008 г.
3. Олимпийские игры в Древней Греции 5 Олимпийские игры Кириллов Н., 2008 г.
4. Марафонская битва 5 Победа греков над персами в Марафонской битве. Садуев С., 2008 г
5 Экскурсия по Акрополю 5 В городе богини Афины. Наймушина С., 2008 г.
6 Агора 5 В городе богини Афины. Лозовицкий Д., 2008 г.
7. Зевс 5 Религия древних греков Наймушина С., 2008 г.
8. Бог войны. Арес 5 Религия древних греков Кириллов Н., 2008 г.
9. Чудеса света 5 Семь чудес света Кириллов Н., 2009 г.
10. Семь чудес света 5 Семь чудес света Лозовицкий Д., 2009 г.
11. Александрийский маяк 5 Семь чудес света Фокин И., 2009 г.
12. Висячие сады Семирамиды 5 Семь чудес света Степанова М., 2009 г.
13. Средневековый город 6 История средних веков, “Город в Западной Европе” Школьник В., 2008 г.
14. Крепость Фужер во Франции 6 История средних веков, “Город в Западной Европе” Наймушина С., 2009 г.
15. “100-летняя война” 6 История средних веков, “Столетняя война” Фокин И., 2009 г.
16. Рыцарский замок 6 История средних веков, “Феодальное общество” Третьякова В., 2009 г.
17. Рыцари Средневековья 6 История средних веков, “Феодальное общество” Павский А., 2009 г.
18. Правление Игоря и Ольги 6 История России, “Первые киевские князья” Наймушина С., 2010 г.
19. Культура Древней Руси 6 История России, “Культура Киевской Руси” Кузьмицкая М., 2010 г.
20. Русь. Соборы и церкви XII века. 6 История России, “Культура русских земель 12-13 веков” Фокин И., 2010 г.
21. Чингисхан – Великий хан. 6 История России, “Нашествие с Востока” Аскеров Х., 2010 г.
22. Промышленный переворот в Англии 7 Новая история,

“Промышленный переворот в Англии”

Лозовицкий Д., 2010 г.
23. Укрепление королевской власти 7 Новая история, “Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции” Кириллов Н., 2010 г.
24.. Великая французская революция 7 Новая история, “Великая французская революция. От монархии к республике” Кириллов Н., 2010 г.

Приложение 2

Предмет: Социальная практика

№ п/п Название Класс Примечание (модули) Автор, год
1. Государственные символы 6 Россия – родная страна. Отечество мое. Чепцов В., 2009 г.
2. Придворный (дворцовый) этикет 6 Роль социальных норм в жизни человека. “Поговорим об этикете” Алимерзоева С., 2009 г.
3. Дипломатический этикет 6 Роль социальных норм в жизни человека. “Поговорим об этикете” Сергеева Е., 2009 г.
4. Воинский этикет 6 Роль социальных норм в жизни человека. “Поговорим об этикете” Фокин И., 2009 г.

Приложение 3

Персоналии

№ п/п Название возраст предметы Автор, год
1. Владимир Путин 11-18 лет Социальная практика, История и культура Санкт-Петербурга, элективный курс “Петербуржцы: знаменитые, рядовые…” Аппасов Б.,
Новозиянен Д.,
Харитонов Н.,
Язвов А., 2007 г.
2. Вячеслав Малафеев 10-18 лет Элективный курс “Петербуржцы: знаменитые, рядовые…”; физическая культура Ершов В.,
Сибагатова М.,
Шматков А., 2007 г.
3. Леонардо да Винчи 11-18 лет Изобразительное искусство, МХК, история Кириллов Н., 2010 г.
4. Микеланджело Буонарроти 11-18 лет Изобразительное искусство, МХК, история Каледин А., 2010 г.
5. Рафаэль Санти 11-18 лет Изобразительное искусство, МХК, история Степанова М., 2010 г.
6. Рембрандт Харменс ван Рейн 11-18 лет Изобразительное искусство, МХК, история Лозовицкий Д., 2010 г.
7. Уильям Шекспир 12-18 лет МХК, литература, история Кириллов Н., 2010 г.
8. Эразм Роттердамский 12-18 лет МХК, литература, история, обществознание Степанова М., 2010 г.
9. Исаак Ньютон 11-18 лет Математика, физика, история Кириллов Н., 2010 г.
10. Джордж Вашингтон 12- 18 лет История, обществознание Кириллов Н., 2010 г.
11. Томас Джефферсон 12-18 лет История, обществознание Лозовицкий Д., 2010 г.