Цель игры: развить у учащихся активность, самостоятельность и повысить интерес к предмету, а также развить логическое мышление с помощью вопросов и заданий, предусмотренных игрой.
Задачи: повысить степень вовлеченности учащихся в учебно-творческую деятельность, создать условия стимулирования интеллектуального потенциала ученика, расширить кругозор, закрепить знания, развить находчивость, смекалку.
Этапы викторины
Выбрать две команды.
I тур
“Разминка” (Ответы на вопросы, заданные командам).
II тур
“Превращения без превращений” (Задание выполнить по карточкам)
Составить: Логогрифы, Анаграммы, Метаграммы, Омонимы.
III тур
“Задания – загадки”.
IV тур
“Чудеса своими руками” конкурс. Проводится опыт и каждая команда должна объяснить его с точки зрения физики и химии.
V тур
Конкурс художников. Команды должны проявить свою фантазию, и нарисовать плакаты по технике безопасности. Тематика физики и химии.
Заключительный этап викторины
1. Подведение итогов.
2. Награждение победителей.
Оборудование: Таблица Д.И. Менделеева, Правила по технике безопасности, колба, бумажная коробка, яйцо, спиртовка, фломастеры, бумага для плакатов.
I тур.
Разминка “Вопрос – ответ”Командам задаются вопросы-задания. Всем одинаковые и одновременно. Та команда, которая быстрее поднимет руку, получает право отвечать первой. В случае неверного ответа, право ответа переходит к следующей команде. Верный ответ оценивается в один бал.
1. В названия, каких химических элементов входят названия животных? (Мышьяк – мышь и як, менделевий – лев, вольфрам – вол, цирконий – кони).
2. Для чего на уроках физкультуры при выполнении некоторых упражнений на снарядах ладони натирают магнезией? (Для увеличения силы трения).
3. Отбросив три буквы подряд в названии крупного млекопитающего отряда хищных, получите название химического элемента первой группы. (Медведь – медь).
4. При выходе из воды животные встряхиваются. На каком законе физики основано их освобождение из воды? (Закон инерции).
5. Выбросите из названия полуводного млекопитающего семейства грызунов одну букву и получите название химического элемента третьей группы. (Бобр – бор).
6. Какой вид механической энергии используется при работе ветродвигателя? (Кинетическая энергия ветра).
7. Переставьте буквы в названии элемента восьмой группы таким образом, чтобы получилось название леса из молодых елочек. (Никель – ельник).
8. Какова причина нагревания детали при сверлении? ( Трение, увеличивается внутренняя энергия).
9. Измените лишь одну букву в названии элемента четвертой группы и получите название представителя важнейшего класса органических соединений, широко распространенных в природе и являющимся главным источником энергии в организмах. (Углерод – углевод).
10.Чему равен угол падения солнечных лучей на параллели Северного тропика в полдень в день летнего солнцестояния? (Ноль градусов).
II тур. Превращения без превращений”
Командам раздают одинаковые, заранее приготовленные, карточки с необычными заданиями. Каждое правильно выполненное задание в карточке оценивается по 1 баллу.
Анаграммы
1. В названии галогена измените, порядок букв и получите название твердого топлива, которое часто используется как органическое удобрение. В полученном названии еще раз переставьте буквы и узнайте название долговременного укрепления. (Ответ: фтор - торф, форт).
2. В названии, какого галогена нужно изменить порядок букв, чтобы получить название геометрической фигуры? (Ответ: бром – ромб).
3. В названии, какого химического элемента надо изменить порядок букв, чтобы получить изотоп водорода? (Ответ: иттрий – тритий).
4. Название, какого взрывчатого вещества нужно прочитать наоборот, чтобы получить прибор для измерения глубины моря? (Ответ: тол – лот).
Метаграммы
1. В названии химического элемента VI периода замените первую букву на “Г” и в результате получите элемент IV периода. (Ответ: таллий – галлий).
2. В названии благородного металла замените первую букву на “Д” и вы получите название столярного инструмента. (Ответ: золото – долото).
3. Приведите название химического элемента с буквой “О” на конце. Если вы измените букву “О” на “А” в названии этого элемента, то получите название специального органа, обладающего свойством вырабатывать специфические секреты. (Ответ: железо – железа).
4. Назовите химические элементы, заменив в названиях которых “Й” на “Я” вы получите названия государств Европы и Азии. (Ответ: германий - Германия, франций – Франция, индий – Индия).
Логогрифы
1. В названии химического элемента третьего периода добавьте букву “Ф” и получите название земной оболочки. (Ответ: сера – сфера).
2. К названию химического элемента III группы прибавьте числительное, чтобы получилась фамилия русского ученого химика – композитора. (Ответ: бор – Бородин).
Омонимы
1. Какой химический элемент третьей группы периодической системы элементов Д.И.Менделеева носит название соснового леса. (Ответ: бор).
2. Какой химический элемент, исследованием которого рекомендовал “особо тщательно” заниматься Д.И.Менделеев, носит название планеты солнечной системы. (Ответ: уран).
Задание “азбука морзе”
Расшифруйте высказывание. (Ответ: Никогда не стыдись спрашивать о том, чего не знаешь “Арабская мудрость”).
— • , • •, — • —, — — —, — — •, — • •, • —,—•, •, • • •, —, — • — —, — • •, • •, • • •, — • • —,
• • •, • — — •, • — •, • —, — — — —, • •, • — —,• —, —, — • • —, — — —, —, — — —, — —,,
— — — •, •, — — •, — — —, — •, •, — — • •, — •, • —, •, — — — —, — • • —
“• —, • — •, • —, — • • •, • • •, — • —, • —, • — • —, — —, — • —, — • •, • — •, — — —, • • •, —,
— • • —”
Обозначение буквами азбуки Морзе
А • — | И • • | Р • — • | Ш — — — — | |||
Б — • • • | Й • — — — | С • • • | Щ — — • — | |||
В • — — | К — • — | Т — | Ъ — • • — | |||
Г — — • | Л • — • • | У • • — | Ы — • — — | |||
Д — • • | М — — | Ф • • — • | Ь — • • — | |||
Е • | Н — • | Х • • • • | Э • • — • • | |||
Ж • • • | О — — —— | Ц — • — • | Ю • • — — | |||
З — — • • | П • — — • | Ч — — — • | Я • — • — |
III тур “Задания – загадки”
Командам поочередно загадывают загадки. Та команда, которая правильно отвечает, получает один бал. В случае неверного ответа, право ответа переходит к следующей команде.
Загадка №1
Тебе по болоту ходить довелось?
Легко тебе было? Вот то-то!
Тогда почему же огромнейший лось,
Так просто бежит по болоту?
(Ответ: Копыта лося раздвоены, между ними находится перепонка. Поэтому площадь опоры ноги лося велика, а давление сравнительно мало.)
Загадка №2
Почему воздушный шар,
Днем поднять труднее?
Ночью этот стратостат
Ввысь летит скорее.
(Ответ: Подъемная сила воздушного шара зависит от разности плотности газа, которым надувают шар и окружающего воздуха. Эта разность ночью больше.)
Загадка №3
Как-то раз спросили розу,
Отчего, чаруя око,
Ты колючими шипами,
Нас царапаешь жестоко?
(Ответ: Острие шипа имеет очень малую площадь.)
Загадка №4
Совершенно непонятно
Почему вода течет?
Сверху вниз,
А не обратно –
Так,
А не наоборот.
(Ответ: На воду, как и на любое тело действует сила тяжести и сила всемирного тяготения.)
Загадка №5
Бортпроводница очень мило
Перед отлетом попросила
Из ручек вылить все чернила
Зачем ей это надо было?
(Ответ: На большой высоте давление окружающего воздуха мало, а давление в ручке равно атмосферному давлению на поверхности Земли. Под действием избыточного давления чернила могут вылиться из ручки.)
Загадка №6
Какая физическая ошибка допущена в стихотворении:
Она жила и по стеклу текла,
Но вдруг ее морозом оковало,
И неподвижной льдинкой капля стала,
А в мире поубавилось тепла?
(Ответ: При превращении воды в лед выделяется теплота, а не затрачивается.)
IV тур “Чудеса своими руками”
Каждой из команд показывают по одному опыту. Команда должна объяснить свой опыт с точки зрения физики и химии. Та команда, которая правильно отвечает, получает два бала. Другая команда может дополнить ответ предыдущей команды и заработать 1 бал. В случае неверного ответа, право ответа переходит к следующей команде.
Опыты:
1. Кипячение воды в бумажной коробке.
2. Ныряющее яйцо.
V тур. Конкурс художников
Командам раздают чистые листы и фломастеры, а также карточки с инструктажем по технике безопасности на уроках физики и химии (на усмотрение учителя). Игроки должны выбрать одно из правил и зарисовать его. Этот конкурс оценивается по максимальному количеству баллов (3 балла).
Заключительный этап викторины
1. Подводятся итоги всех конкурсов. Если команды набрали одинаковое количество баллов, то проводится “Интеллектуальный ринг” для капитанов команд и снова подсчитываются баллы. За каждый правильный ответ один балл.
2. Награждение победителей. (Призы, подарки всем игрокам команд).
“Интеллектуальный ринг”
1. Как изменяется внутренняя энергия топлива при горении? (Уменьшается).
2. Чем объяснить большой перепад температуры на поверхности луны от +120С днем до -160С ночью? (Отсутствием атмосферы).
3. Будет ли обыкновенный компас давать правильные показания в кабине бронетранспортера, танка, в салоне самолета? (Нет, процесс заземления).
4. Как изменяется температура в кухне, если у включенного холодильника, с автоматическим отключением, открыть дверцу? (Будет возрастать).
5. Какой ветер – зимний или летний, при одной и той же скорости обладает большей мощностью? (Зимний).
6. В каком полушарии Земли находится ее северный магнитный полюс? (В южном).
7. В каком месте Земли магнитная стрелка всегда будет показывать на юг? (На северном полюсе Земли).
8. Какой вывод сделал М.В. Ломоносов после проведения эксперимента по прокаливанию металлов? (Вывел “ Закон сохранения массы веществ”).
9. Какое астрофизическое открытие сделал М.В. Ломоносов, наблюдая Венеру с помощью Телескопа? (Открыл атмосферу).
10. Кто признан основателем современной космонавтики? (К.Э. Циолковский).