Ручной труд как эффективная форма коррекционно-педагогической работы с дошкольниками, имеющими нарушения зрения

Разделы: Работа с дошкольниками


Из опыта работы МДОУ детского сада компенсирующего вида №32 «Дружные ребята» г. Старый Оскол, Белгородской области.

Условия возникновения опыта. Наше дошкольное образовательное учреждение посещают дети с различными зрительными нарушениями. Всего в детском саду функционирует 10 возрастных групп, которые посещают 120 детей в возрасте от 2-х до 7-ми лет.

В детском саду работает стабильный коллектив педагогов, которые стремятся создать для детей пространство радости, творчества, тепла и заботы.

Приоритетным направлением в нашем детском саду является квалифицированная коррекция зрительных дефектов и вторичных нарушений в развитии речевой и двигательной деятельности. Педагоги ДОУ находятся в постоянном поиске более эффективных способов коррекционной деятельности.

У 100% детей посещающих наш детский сад, наблюдаются:

– нарушения зрительного восприятия;
– трудности пространственной ориентировки;
– недостаточность развития мелкой моторики.

Поэтому возникает необходимость в углубленной работе с такими детьми по развитию сенсомоторных процессов и зрительного восприятия.

Актуальность опыта. Наибольшее количество информации о внешнем мире человек получает через зрение. Оно является определяющим в формировании представлений о реально существующих явлениях. Дети с нарушениями зрения имеют недостаточное представление о предметах и явлениях окружающей действительности. Из-за нарушения зрения они плохо видят и выделяют конкретные признаки и свойства предметов: форму, цвет и пространственное расположение.

Большинство детей с нарушениями зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук. Происходит это потому, что дети с частичной потерей зрения полностью полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания как средства замещения недостаточной зрительной информации. Из-за недостатков зрения дети не могут спонтанно по подражанию окружающим овладевать различными предметно-практическими действиями. Вследствие малой двигательной активности мышцы рук детей с нарушениями зрения оказываются вялыми или слишком напряженными. Все это сдерживает развитие тактильной чувствительности и моторики рук и отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности детей. Нарушение глазодвигательных функций вызывает ошибки выделения детьми формы, величины, пространственного расположения предметов.

Специалистами доказано, что ранняя и целенаправленная педагогическая работа способствует коррекции нарушений и предупреждению вторичных отклонений в развитии детей. Наиболее доступными и эффективными для детей со зрительными нарушениями тифлопедагоги считают практически-действенные методы обучения и воспитания: игра, экспериментирование, изобразительная и художественная деятельность, ручной труд. Ручной труд предоставляет педагогам возможность решать многочисленные коррекционные задачи: формировать у дошкольников представления о свойствах различных материалов (бумаги, ткани, природных материалов), учит приемам работы с различными материалами (складывание, разрезание, склеивание и др.)и навыкам работы с ножницами, клеем, нитками и пр. Известный специалист в области коррекционной педагогики Кащенко В.П. отмечал, что ручной труд «должен занять доминирующее место среди остальных предметов – он является базисом всех наших воспитательных и образовательных воздействий на ребенка» [5].

В практике же коррекционно-образовательной работы с детьми со зрительной патологией использование ручного труда носит фрагментарный характер, отсутствует система работы педагогов по данному направлению. Одна из причин такого положения заключается в недостаточной освещенности вопроса использования разных видов ручного труда в системе коррекционной работы с дошкольниками, имеющими нарушения зрения.

Таким образом, обнаруживается ряд противоречий:

– между усилением инновационного характера деятельности образовательных учреждений в соответствии с политикой в области образования и традиционным подходом к организации коррекционно-педагогической работы;
– между имеющимися задачами трудового воспитания дошкольников и невозможностью их эффективного решения в связи с эпизодическим участием детей в данном виде труда;
– между требованиями программы коррекционных образовательных учреждений IV вида к созданию специальных условий и отбору методов организации ручного труда с детьми со зрительной патологией и отсутствием рекомендаций по организации данного вида труда в дошкольных учреждениях компенсирующего вида.

Педагоги нашего дошкольного учреждения попытались разрешить данные противоречия посредством включения ручного труда в систему коррекционно-педагогической работы с дошкольниками в условиях детского сада компенсирующего вида.

Ведущая педагогическая идея состоит в более эффективном решении коррекционно-развивающих задач посредством максимального использования ручного труда в процессе коррекционно-педагогического воздействия в условиях ДОУ компенсирующего вида.

Длительность работы охватывает период с февраля 2007 года по ноябрь 2010 года. Работа осуществлялась в 3 этапа:

1 этап – февраль-август 2007 года.

Аналитико-диагностический: изучение литературы, отбор технологий, подбор диагностического материала.

2 этап – сентябрь 2007 года-май 2010 года.

Практический: апробация воспитателями различных педтехнологий и методик организации ручного труда с дошкольниками, составление перспективных планов работы, разработка конспектов занятий, проведение мастер-классов, конкурсов, выставок детских работ, обобщение опыта работы отдельных педагогов на уровне ДОУ.

3 этап – июнь– ноябрь 2010 года.

Обобщающий: анализ результатов, обобщение опыта работы дошкольного учреждения по использованию ручного труда в коррекции зрительных нарушений.

Диапазон опыта составляет единая система занятий, коррекционной и кружковой работы с детьми со зрительной патологией.

Теоретическая база опыта. Исходные теоретические положения по вопросам компенсации и коррекции нарушенных функций, изучения ведущей роли обучения и воспитания в развитии аномального ребенка были разработаны Л.С. Выготским, Т.А. Власовой и др.
Необходимость и возможности компенсации нарушений зрительного восприятия у детей с поврежденным зрением обоснованы в трудах офтальмологов, психофизиологов, тифлопсихологов и тифлопедагогов (М.И. Земцова, Л.А. Новикова, А.Г. Литвак, А.И. Каплан, Л.П. Григорьева,
Л.И. Плаксина, Н.Н. Зислина и др.). Во многих из этих исследований было установлено отрицательное влияние зрительных нарушений на развитие познавательных процессов и сенсомоторики, что существенно ограничивает естественную социализацию таких детей.
В отечественной психологии зрительное восприятие рассматривается как сложная системная деятельность, включающая сенсорную обработку визуальной информации, ее оценку, интерпретацию и категоризацию (А.В. Запорожец, В.П. Зинченко).

Как отмечает ряд специалистов, в настоящее время в России недостаточно реализуются возможности предупреждения зрительной депривации в раннем онтогенезе и в дошкольном возрасте. В результате, в школы приходят дети с грубыми нарушениями зрительного восприятия и вторичными отклонениями в развитии. В связи с этим имеется необходимость проведения специальной коррекционной работы в различных видах детской деятельности.

Построение коррекционно-педагогического процесса в рамках комплексного подхода с применением «коррекции искусством» находит все более широкое применение в практике работы образовательных учреждений. Такой комплексный подход подтверждается исследованиями ученого А.Адлера, который доказал высокие компенсаторные возможности психики детей с различными дефектами. Он считал, что болезнь одного органа побуждает другие развиваться более интенсивно, следовательно, интеграция различных видов деятельности обеспечит детям с проблемами в развитии наиболее благоприятные условия для гармонизации их состояния и псхофизического развития.

Одним из видов детской деятельности, в котором наиболее успешно реализуются задачи коррекции и компенсации зрительных нарушений является ручной труд.
Ручной труд, как утверждает Э.К.Гульянц [1], способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. Н.Н.Гусарова [2] отмечает, что в процессе изготовления поделок у детей постепенно формируется система специальных навыков и умений: развитие зрительного восприятия, мелкой моторики рук и глазомера, воспитание усидчивости, самостоятельности, умение доводить начатую работу до конца. Ручной труд, по мнению Л.И.

Плаксиной [8] позволяет успешно решать такие коррекционные задачи, как: развитие зрительного восприятия, формирование перцептивных действий и зрительно-моторной координации.

Новизна опыта заключается в комбинировании и систематизации педагогических технологий в коррекционно-образовательном процессе и разработке рекомендаций по организации ручного труда с дошкольниками со зрительными нарушениями.

Технология опыта.

Целью исследовательской деятельности явилось совершенствование процесса коррекции и компенсации зрительных нарушений у дошкольников посредством внедрения в образовательный процесс разных видов ручного труда.

Для достижения данной цели были определены следующие задачи :

  • Отбор и апробация педагогических технологий, обеспечивающих эффективность коррекционной работы с детьми, имеющими дефекты зрения.
  • Повышение квалификации педагогов в области использования современных образовательных технологий через информационное и методическое сопровождение коррекционно-педагогического процесса.
  • Развитие зрительного восприятия, мелкой моторики рук и формирование системы сенсорных представлений(величина, форма, цвет, пространственное расположение) у дошкольников со зрительной патологией.
  • Разработка рекомендаций по организации ручного труда с детьми, имеющими зрительные нарушения.

Методологической основой исследования являлось:

изучение психолого-педагогической и специальной методической литературы;
психолого-педагогический эксперимент: наблюдение, анализ детских работ, диагностика уровня развития зрительного восприятия и сенсомоторного развития;
изучение и обобщение опыта работы педагогов ДОУ по использованию разных видов ручного труда в коррекционно-образовательной работе с детьми, имеющими нарушения зрения;
разработка учебного плана коррекционной работы в ДОУ с использованием различных форм организации ручного труда со старшими дошкольниками.

Исследовательскую работу по использованию ручного труда в коррекционно-педагогической работе с дошкольниками педагоги дошкольного учреждения начали с изучения психолого-педагогической и специальной методической литературы, отбора педагогических технологий. Из их множества воспитатели остановили свой выбор на следующих: Гусарова И.И. «Техника изонити», Соколова С.В. «Оригами для дошкольников», И.Н. Хананова «Соленое тесто», Долженко Г.И. «100 поделок из бумаги», Лыкова И.А. «Лепим, фантазируем, играем», Гульянц Э.К., Базик И.Я. «Что можно сделать из природного материала».

Также на данном этапе работы был подобран диагностический материал:
– методика оценки уровня развития зрительного восприятия (М. Безруких, Л. Морозова);
– методика «Домик» (Н.Н. Гуткина);

В начале исследовательской деятельности педагогами была проведена диагностика с детьми 5-7 лет, которая показала, что: 50% детей имеют низкий уровень развития зрительно-моторной координации; 35% детей испытывают трудности в фигурно-фоновом различении; 40% детей слабо ориентируются на плоскости, затрудняются в определении положения предмета в пространстве.

Исходя из полученных данных диагностики и поставленных задач, воспитателями старших и подготовительных к школе групп были разработаны перспективные планы работы кружков «Чудеса из бумаги», «Юные рукодельницы», «Хлебная сказка» и перспективные планы коррекционной работы с использованием ручного труда.

Осуществляя подбор педагогических технологий, воспитатели учитывали возраст, зрительный дефект детей, простоту исполнения, возможность быстрого достижения результата работы, получение яркого продукта труда.

В младших группах еженедельно (1 раз в неделю) в систему коррекционных занятий включалась технология «пластилиновой живописи». Специфика данной работы в том, что соединяются два вида изобразительного искусства – лепка и рисование: вместо краски используется пластилин, наносимый на цветной картон пальцами. Особые свойства пластилина позволяют использовать дополнительные декоративные материалы: бисер, семена, ткань, фольгу и т. п. Можно использовать для картинок одноразовые пластиковые тарелочки. На донышко тонким слоем наносится пластилиновый фон, а потом на него – изображения. Стекой можно наметить контур изображаемых предметов, определить пропорции. Затем контур заполняется пластилином. Занятия «пластилиновой живописью» помогают в активном усвоении материального мира: структуры, строения, пропорций предметов, свойств веществ. У детей развивается осязание, тактильная чувствительность, мелкая моторика, мышечная сила рук, формируются пространственные понятия, эстетическое восприятие мира.

В средних группах воспитатели отдали предпочтение тестопластике. Тесто – еще один доступный материал, из которого легко и приятно лепить. В отличие от пластилина тесто не боится тепла и солнечных лучей, не деформируется, легко смывается с рук. Из теста можно лепить, вырезать, выкладывать, создавать объемные изделия и плоскостные изображения. В процессе лепки дети развивают формообразующие движения пальцев рук, учатся анализировать объем, величину, строение, пропорции и взаиморасположение предметов в пространстве, синхронизируют работу обеих рук; у них повышается сенсорная чувствительность, развивается воображение, художественный вкус.

В старших и подготовительных группах помимо еженедельных занятий ручным трудом по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой и др. и «Программам специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения)» под редакцией Л. И. Плаксиной, 1 раз в неделю в специальную коррекционную работу во второй половине дня включается ручной труд, а в подготовительных группах, помимо этого, ручной труд проводится еще и в форме кружковой работы.
В коррекционно-педагогической работе с детьми 5-7 лет использовались следующие техники: оригами, изонить, поделки из природного материала.

Оригамияпонское искусство складывания различных фигур из разноцветных квадратных листов бумаги. Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка, развивает произвольное внимание и память. Складывая фигурки из бумаги, дети знакомятся с различными геометрическими фигурами: треугольником, квадратом, трапецией, ромбом и т.д., учатся ориентироваться на листе бумаге, делить целое на части, находить вертикаль, горизонталь, диагональ, что способствует усвоению пространственных отношений.

Изонитьтехника, напоминающая вышивание. Она заключается в создании художественного образа путем пересечения цветных нитей на картоне. Эта техника используется в работе с детьми старшего дошкольного возраста. К занятиям изонитью проявляют устойчивый интерес не только девочки, но и мальчики; при выборе тематики работ важно учитывать гендерный подход, например, мальчики выполняют работы на такие темы: «Корабль», «Парашют», «Мяч», «Фонарик», «Парус», разные виды транспорта, предметы спорта, а девочки – «Ваза», «Снежинка», «Солнышко», «Грибок», разнообразные цветы, птицы, листья и пр. Занятия изонитью способствуют развитию у детей тактильного восприятия, мелкой моторики пальцев рук, логического мышления, волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить начатую работу до конца). Дети приобретают практические навыки владения шилом, иглой, ножницами, закрепляют знания о геометрических фигурах, счете, умение определять углы на листе бумаги: «правый верхний», «правый нижний», «левый верхний», «левый нижний».

Следующее направление в организации ручного труда – это работа с природными материалами.

Общение с природными материалами обогащает, наполняя ребенка реальными чувствами и представлениями, воспитывает тонкое восприятие. Выполняя пальчиками различную работу с природными материалами, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук. Для возникновения того или иного замысла большое значение имеет не только форма и цвет, но и фактура материала: колючий он или мягкий, шершавый или гладкий.

Воспитатели предлагают детям работу с различными природными материалами: семенами, косточками, шишками, листьями, желудями, скорлупой орехов, веточками и др.
Работа с природными материалами предполагает несколько этапов. Во-первых, у детей формируется умение анализировать природный материал как основу будущей поделки. Во-вторых, происходит обучение трем основным приёмам построения образа способом «опредмечивания»: умению «изменять пространственное расположение», «достраивать», «убирать лишнее».

Изготовление поделок из природных материалов требует от ребенка ловких действий, и если вначале неточным движением руки ребенок может повредить игрушку, то впоследствии, в процессе систематического труда, детская рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, их точности. Эта работа оказала стимулирующее влияние на развитие творческих способностей детей.

Взаимодействие с родителями. С целью привлечения внимания родителей к данному виду детской деятельности и ознакомления их с различными технологиями, воспитателями был организован ряд тематических выставок и консультаций.

Выставки: «Чудеса своими руками», «Осенние фантазии», «Изящные цветы», «В бумажном царстве», «Лесные поделки», «Картины из теста».

Консультации: «Организация ручного труда с детьми дома»», « Поделки из природного материала», «О труде и трудолюбии», «Была бы охота – заладится любая работа» и др.
Были проведены мастер-классы: « Лепим, фантазируем, играем», «Секреты бумажного листа».

Итогом работы с семьями воспитанников явилась выставка совместных поделок детей и родителей «Новогодняя игрушка нашей семьи» (декабрь 2009 года).

Методическое сопровождение. Старшим воспитателем и творческой группой педагогов был разработан ряд рекомендаций для воспитателей: «Особенности организации ручного труда дошкольников со зрительными нарушениями», «Примерный объем знаний, трудовых умений и навыков ручного труда дошкольников», «Планирование работы с детьми по ручному труду», «Руководство ручным трудом детей».

Воспитатели изготовили красочные дидактические пособия по ручному труду: «Образцы тканей», «Из чего сделано?», «Виды бумаги», «Что нужно для работы», операционные карты последовательности работы при изготовлении различных поделок.

На уровне дошкольного учреждения были обобщены опыты работы воспитателей: «Тестопластика – как средство повышения сенсорной чувствительности дошкольников с патологией зрения» (2009 г.), «Развитие зрительно-моторной координации у старших дошкольников с нарушениями зрения посредством ручного художественного труда» (2010 г.).

Результативность работы. Проведенная коррекционно-педагогическая работа имела свои положительные результаты: у 40% детей улучшилась зрительно-моторная координация; на 25% вырос уровень фигурно-фонового различения и на 35% увеличились показатели сформированности у детей пространственных отношений.

Положительным результатом работы явилось плодотворное участие детей нашего ДОУ в муниципальных и межрегиональных мероприятиях:

2007-2010 г.г. – 25 детей приняли участие в международном благотворительном фестивале детского творчества «Шедевры крошек или крошечные шедевры», их работы отмечены дипломами и подарками;

2009 год – 3 детей стали лауреатами в муниципальной акции «Живи, ёлка!»(поделки на экологическую тематику);

2010 год – 8 детей приняли участие в муниципальной акции «Люблю я свой Оскольский край», посвящённой празднованию 417 годовщины города Старый Оскол; из них – 1 ребенок стал победителем и 3 – лауреатами конкурса.

Вывод. Занимаясь разными видами ручного труда, дети с различными дефектами зрения раскрывают свои творческие возможности. Происходит коррекция познавательной сферы ребенка, а именно сенсорных эталонов цвета, формы, величины, пространственной ориентировки; развивается аналитико-синтетическая способность, возможность сравнивать и обобщать, развивается зрительно-двигательная координация и мелкая моторика рук. Этот вид деятельности является мощной арт- и психотерапией, когда увлеченный творчеством ребенок забывает о раздражающих его факторах, полностью посвящает себя интересному делу.

Детские поделки используются для игр, для украшения группового помещения, в качестве подарков близким и друзьям. Дети радуются, что их поделки нравятся другим, у них развивается интерес к ручному труду, формируются навыки учебной деятельности: умение целенаправленно осуществлять практическую деятельность, действовать в соответствии с определенными правилами, добиваться результата. Терпение и настойчивость, проявляемые ребенком в процессе труда, способствуют развитию произвольности, без которой начало школьного обучения осложняется многими трудностями и психическими перегрузками. Опыт успешной деятельности придает ребенку уверенность в себе, стремление к новым достижениям, к положительным результатам в новой социальной роли ученика.

Список литературы:

  1. Гульянц, Э.К., Базик, И.Я. Что можно сделать из природного материала./ Э.К. Гульянц, И.Я. Базик – Москва.: Просвещение, 1991. – 172 с.
  2. Гусарова Н.Н. Техника изонити для дошкольников. Методическое пособие. – 2-е изд., испр./ Н.Н. Гусарова – Спб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007. – 48 с.
  3. Долженко, Г.И. 100 поделок из бумаги./ Г.И. Долженко – Ярославль.: «Академия развития», 1999. – 149 с.
  4. Дружинина, Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения. Методическое пособие./ Л.А. Дружинина – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 159 с.
  5. Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция./ В.П. Кащенко – Москва.: Просвещение, 1994.– 223 с.
  6. Лыкова, И.А. Лепим, фантазируем, играем./ И.А. Лыкова – М.: Творческий центр, 2000. – 112 с.
  7. Нагаева, Т.И. Нарушения зрения у дошкольников: развитие пространственной ориентировки./ Т.И. Нагаева – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 92 с.
  8. Плаксина, Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения./ Л.И. Плаксина – М.: ВОС, 1985. – 105 с.
  9. Соколова, С.В. Оригами для дошкольников. Методическое пособие для воспитателей ДОУ./ С.В. Соколова – Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 64 с.
  10. Ханаева, И.В. Солёное тесто./ И.В. Ханаева – М.: АСТ-ПРЕСС, 2005. – 103 с.