Использование кластеров на уроках химии

Разделы: Химия


«Кластер» в переводе с английского – ячейка, с латинского – гроздь, пучок, созвездие. В образовании кластер – это графически оформленная в определённом порядке в виде грозди совокупность смысловых единиц текста. В центре – название темы, проблемы, вокруг неё суждения – крупные смысловые единицы, соединяющиеся с разнообразными аргументами, фактами, примерами.
Таким образом, кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия.

Составление кластера на уроках химии позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует в разные стороны стрелки-лучи, которые соединяют это слово с другими, от которых лучи расходятся далее и далее.

Кластер использую на самых разных этапах урока, при изучении различных тем курса химии. Например, на стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности, систематизации имеющейся информации и выявления возможных областей недостаточного знания. На стадии осмысления применяю этот приём для структурирования учебного материала. Кластер позволяет фиксировать фрагменты новой информации. На стадиях рефлексии, т. е. при подведении итогов изучения материала, ученики, группируя понятия в соответствии с индивидуальными представлениями, графически изображают логические связи между ними, что даёт возможность отразить индивидуальные результаты обучения.

Обычно в начале урока предлагаю учащимся выписать ключевые слова по изучаемой теме и в ходе обдумывания графически изобразить логические связи между этими понятиями. Так, в начале изучения темы «Арены» школьники создают произвольный, или бессистемный, кластер, т. е., опираясь на имеющиеся знания, самостоятельно определяют вопросы, которые будут изучать в данной теме: определение, гомологический ряд, получение, строение, номенклатура, изомерия, физические и химические свойства, применение аренов.

Записываю информацию на доске или листе ватмана сначала в том порядке, в каком её предлагают учащиеся, а затем после объяснения материала школьники перестраивают кластер.

Прочитав текст учебника или прослушав объяснение учителя, ученики легко могут построить более логичный кластер (Приложение).

Очевидно, что ценность систематизированного кластера, в котором есть установленные отношения между компонентами, больше, чем ценность кластера, выстроенного беспорядочно.

Размеры кластера могут быть различны. На уроке объём содержания создаваемого учащимися кластера иногда определяю заранее, ограничивая его, например, только областью химии. Вообще же, при создании кластера школьники могут использовать информацию из любых областей знаний, но из-за отсутствия времени не всегда удаётся рассмотреть их предложения. В этих случаях оставляю некоторые вопросы для работы во внеурочное время. Кластер может содержать не более трёх-четырёх элементов. Вместе с тем он может чересчур растянуться в какую-то одну сторону, поэтому важно заранее определить направления его развития.

Приём составления кластера может быть использован для организации индивидуальной и групповой работы как в классе, так и дома. Результат, который может быть представлен в виде сообщения, реферата, презентации, проекта, учащиеся сообщают либо во время следующего урока, либо при проведении внеклассных мероприятий. Например, в медицинском классе при изучении темы «Металлы» вопрос о применении металлов в медицине был вынесен на самостоятельную работу, и на одном из последних уроков по данной теме группа школьников выступила с сообщением и презентацией.

Кластеры, создаваемые при изучении различных тем курса химии, включают разный объём информации. Крупный кластер обычно содержит совокупность существенной и несущественной информации, которую отдельные учащиеся почерпнули прежде – намеренно или случайно. Для закрепления представленных в кластере идей необходимо предлагать учащимся домашние задания, рассчитанные на интеграцию всех имеющихся сведений, и обращаться к его содержанию на последующих уроках.

Графическое, наглядное представление информации помогает учащимся уяснить структуру понятия, явления, легче воспринимать идеи своих одноклассников и вырабатывать собственные, выделять главное и делать правильные выводы. Использование кластеров позволяет активизировать учащихся на начальном этапе урока и обобщить приобретенные знания в конце его.

Литература:

  1. Габриелян О С, Остроумов И.Г. Настольная книга учителя. – М.: Дрофа, 2004.
  2. Коровин Д. Что такое кластер? // Компьютерра. – 2002. – № 5.
  3. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Академия, 2003.
  4. Штейнберг В.Э. Дидактические многомерные инструменты // Образование в современной школе. – 2000. – № 7.