Использование технологии "кейс-стади" на уроках географии

Разделы: География


В современном географическом образовании школьников на первый план выходит задача создания условий и ресурсного обеспечениям для функционирования среды, способствующей формированию компетентностей обучающихся. Почему? Наша школа  и в предыдущие годы  обеспечивала достаточно высокий уровень знаний выпускников, гарантирующий 100 %-е поступление в ВУЗы  виды при одновременной широкой общекультурной подготовке. Однако, в ходе ежегодно проводимого в ОУ социального опроса было установлено, что школа недостаточно успешно готовит выпускников  к решению жизненных проблем, организации эффективного межличностного взаимодействия, слабо развивает способность разбираться в людях, отстаивать свою точку зрения, не в полной мере формирует компетенцию самообразования и саморазвития. Это свидетельствует о недостаточной ориентации образовательного процесса на развитие критического мышления обучающихся и формирование ключевых компетенций, что затрудняет процессы вхождения выпускников в социальную среду, приобщения к системе социальных связей. Кроме того, введение ЕГЭ в 11 классе и ГИА в 9 классе  в штатный режим поставило в полный рост проблему формирования предметной компетентности школьников. Для выполнения заданий уровней В и С требуется уметь грамотно интерпретировать имеющиеся знания, владеть в совершенстве информационной  компетентностью. Решение данной задачи возможно при применении современной технологии обучения «кейс-стади».

Кейс (от англ.  саsе – случай) – совокупность учебных материалов, в которых сформулированы практические проблемы, предполагающие коллективный или индивидуальный поиск их решения. Его отличительная способность – описание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.

В качестве кейсов можно использовать научные, публицистические, художественные, учебные тексты (материалы газет, журналов, в т.ч. «География в школе», «География для  школьников», «География 1 сентября», «Вокруг света», материалы из ИНТЕРНЕТ и др.). Кейсы могут  быть практическими (для закрепления ЗУН), обучающими (для решения учебных и воспитательных задач), научно-исследовательскими (для осуществления исследовательской деятельности и формирования исследовательской компетентности).

Требования к кейсу:

  1. Постановка актуальной проблемы, которую можно обсуждать и которая не имеет однозначного решения.
  2. Соответствие текста  поставленным образовательным задачам и теме урока (разделу), в рамках которого он предлагается.
  3. Присутствие достаточного количества информации для проведения анализа и нахождения  путей решения исследовательской проблемы.
  4. Отсутствие авторской оценки проблемы.

От других технологий «кейс-стади» отличается:

  • Наличием проблемной ситуации, которую необходимо увидеть и решить;
  • Коллективной выработкой решений;
  • Возможностью нескольких решений проблемы;
  • Наличием управляемого эмоционального напряжения обучающихся;
  • Наличием системы оценивания деятельности.

При организации работы с кейсом на учебном занятии следует обратить внимание на определенную организационную деятельность учителя, включающую две фазы:

  • Первая фаза – творческая работа по поиску или созданию кейса и вопросов для его анализа; подготовка методического обеспечения для предстоящего урока. Этот процесс осуществляется  за пределами аудитории и включает в себя научно-исследовательскую, методическую и конструктивную деятельность педагога.
  • Вторая фаза – работа учителя в классе, где он выступает со  вступительным и заключительным словом, организует малые группы и дискуссию, поддерживает деловой настрой в классе, оценивает вклад учеников в анализ ситуации.

Работа с кейсом может быть организованна в 3 этапа:

1 этап. Погружение в совместную деятельность. Основная задача этого этапа – формирование мотивации к совместной деятельности;

2 этап. Организация совместной деятельности. Основная задача этого этапа – организация деятельности по решению проблемы в малых группах или индивидуально. В каждой группе выбираются спикер, который представляет решение, секретарь, фиксирующий ход обсуждения, и хранитель времени, который следит за временем работы. Если кейс грамотно подобран (или составлен), то решения групп не должны совпадать. Учитель организует и направляет общую дискуссию.

В качестве примера рассмотрим фрагмент урока в 8 классе по теме «Влияние климата на жизнь человека»

Учебная задача: установить связь климата со здоровьем человека.

Формируемые ключевые компетентности:

  • информационная (умение анализировать текст, выделять проблему, устанавливать причинно-следственные связи, предлагать пути решения проблемы, составлять свёртки информации);
  • коммуникативная (умение вести диалог, убеждать окружающих, защищать свою точку зрения, умение слушать, оценивать поведение людей, контролировать себя);
  • рефлексивная (умение анализировать свое мнение и мнение других людей).
Этапы работы с кейсом Методический комментарий для лучшего понимания содержания.
1. Чтение текста «От жары Россия заболеет» (статья из газеты «Аргументы и факты». Лучше читать 2 раза: про себя и вслух по цепочке.
2. Пересказ текста. Пересказ осуществляется по цепочке, по ходу можно уточнять детали.
3. Поиск (выделение) проблемы. О какой проблеме идет речь в тексте? Проблем может быть несколько. В этом случае важно установить связь между ними, их соподчинение.
4. Обсуждение. Каковы проявления проблемы? – составление схемы, кластера («смысловой грозди»). Составление схемы, таблицы, кластера помогает затем найти пути решения проблемы.
5. Выделение критериев (признаков идеального состояния системы – то, при котором проблемы нет). Это необходимо, чтобы определить к чему должны привести пути решения.
6. Определение путей решения  проблемы («Мозговой штурм»). Запись путей желательна, чтобы не упустить важное.
7. Подготовка презентации решения группы (возможные формы):
  • сочинение-миниатюра;
  • опорный контекст;
  • схема;
  • таблица;
  • мультимедийная презентация.
Здесь формируются творческие навыки обучающихся.
8. Презентация итогов работы.  

Текст кейса: «Как отразится изменение климата….»

От жары Россия заболеет.

Как отразится изменение климата на здоровье человека? «В России, которая на две трети покрыта вечной мерзлотой, проблема глобального потепления стоит в тысячу раз острее, чем в Европе или Америке, – рассказал «АиФ» Борис РЕВИЧ, профессор, доктор медицинских наук. – Разрушение систем водоснабжения и канализации из-за таяния вечной мерзлоты могут вызвать подъем заболеваемости кишечными инфекциями, например, на Чукотке им других арктических территориях России. Потепление климата может стать причиной увеличения числа случаев малярии, клещевого энцефалита и других инфекционных заболеваний. Например, в Подмосковье ещё несколько лет назад считалось, что переносчики малярии были полностью уничтожены 60-е гг. XX в. Однако,  начиная с 2002 г. личинки малярийных комаров снова появились в подмосковных прудах. Сейчас по статистике, на столичный регион выпадает 34 % случаев заболеваний малярией в России. Значительно выросла у нас  и заболеваемость геморрагической лихорадкой. Это заболевание вызывающее внутреннее кровотечение, фиксируется теперь не только на юге России, но и в Новосибирской области. Ранее эта лихорадка была распространена преимущественно в Африке и на ближнем Востоке. Более 90% взрослых жителей этих регионов имеют иммунитет к вызывающему ее вирусу. Россия же совершенно беззащитна перед этим тропическим заболеванием».

Для того, чтобы результаты обсуждения быстро фиксировались, целесообразно в группы раздать шаблоны:

Шаблон для работы

Проблема № 1: _______________________________________________________________

Проблема № 2: _______________________________________________________________

Проявления проблемы:

_________________             ________________________            ________________________
_________________             ________________________            ________________________
_________________             ________________________            ________________________
_________________             ________________________            ________________________

Идеальное состояние: _________________________________________________________
                                         _________________________________________________________

Пути решения, направленные на установление причин и следствий:

и д.р.

Одним из вариантов презентации итогов обсуждения может быть такой опорный конспект:

Проблема № 1: Глобальное потепление климата.

Проблема № 2: Рост заболеваемости россиян (проблема 2 рождается проблемой 1)

Проявление проблемы:

а) рост кишечных            б) рост заболеваемости              в) случаи геморрагической
инфекций                         малярией, клещевым                  лихорадки.
энцефалитом.

Пути решения:

  1. Совершенствование систем канализации и водоснабжения;
  2. Разработка новых методов очистки воды;
  3. Разработка новых способов борьбы с переносчиками заболеваний (клещей, комаров …);
  4. Создание эффективных вакцин и лекарственных препаратов;
  5. Внедрение генов, обеспечивающих невосприимчивость к болезни, в генотип человека;
  6. Меры по снижению теплового эффекта в атмосфере (какие?)

3 этап. Анализ и рефлексия совместной деятельности. Основная задача этого этапа: выделить образовательные и учебные результаты работы с кейсом. Учитель завершает дискуссию, анализирует процесс обсуждения и работы всех групп, комментирует развитие событий, подводит итоги.

В заключение следует отметить, что работа с кейсами обучающимся нравится, вызывает живой интерес, развивает критическое мышление, самостоятельность и ответственность, формирует  коммуникативные и социальные компетенции.