Интегрированное занятие в подготовительной группе "Волшебный мир олонхо"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

  • ознакомление с якутским героическим эпосом – олонхо;
  • закрепление знания пространственных отношений, зрительного образа печатных букв;
  • развитие фонетического слуха, внимания, памяти, мелкой моторики руки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Подготовительный этап

Под звуки хомуса дети заходят в класс, где их встречает педагог в образе рассказчицы.

Я вас приветствую! Входите! И не стесняясь, проходите!
Хоть я друзьями и богата, но вас я видеть очень рада!
У нас Волшебная страна! Мы принимаем вас, друзья!
Вы очень кстати прибежали, мы вас давно уж поджидали!
Сегодня, мы, ребята, с вами пойдем волшебными путями
По нашей сказочной стране и побываем там везде!
Все знания мира тут живут! И их герои тоже тут.
Вы попадете в их владенья, и вам должно хватить уменья
Все испытания пройти, не сбившись с верного пути!
Хочу я вас благословить и напоследок всех спросить:
Готовы вы пройти везде? Друг другу помогать в беде?
Тогда – вперед! Все – заодно! Олонхо вас ждет давно!

II. Постановка учебной задачи, формулирование темы занятия.

– Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие в Мир Олонхо.
Олонхо – это якутский героический эпос.

На экране высвечивается первый слайд Презентации.

На восьмиободной-восьмикрайней земле-матушке, на самом средоточии Срединного мира жили добросердечные племена Солнечного улуса – Кюн Еркен.
2 слайд
Жителей Срединного мира стали одолевать злые племена – абасы.
Тогда Аан Алахчын умоляет Юрюнг Аар Тойона ниспослать сверху могучего богатыря.
3 слайд
Чтобы защитить и приумножить племя Саха-уранхай с Верхнего мира спускают на землю Нюргун Боотура вместе с сестрой Айталы Куо.
4 слайд
Дети на Срединном мире растут резвясь, не зная никакой нужды.
5 слайд
Когда мальчик возмужал и превратился в богатыря, девочка превратилась в светлоликую красавицу с семисаженной косой.
6, 7 слайды
Спокойная жизнь Нюргун Боотура с его сестрой Айталы Куо была нарушена внезапным ненастьем: налетела буря, загрохотал гром, посыпался снег, наступил холод.
8 слайд
Богатырь Нижнего мира Ыйыста Хара, похитив Айталы Куо, внезапно исчезает.
9 слайд
Чтобы вызволить сестру из плена, Нюргун Боотур одевает богатырские доспехи и берет снаряжение, садится на своего преданного друга-коня.
10 слайд
Нюргун Боотур идет по горячему следу богатыря абасы, укравшего сестру, преследует его по остывшим следам и заплутал в дремучем лесу, непроглядной тайге.
11 слайд

III. Работа по теме занятия

1. Упражнение на закрепление пространственных отношений «Расставь зверей по местам».

– Ребята, кто живет в дремучем лесу? (Звери, животные).
– А какие животные водятся в наших якутских лесах? (Зайцы, белки, волки, медведи, лисички).
– Злые духи-абасы заколдовали этих зверей. Давайте поможем Нюргун Боотуру расставить зверей в определенном порядке: (на фланелеграфе или доске)

1) справа от зайца стоит лиса;
2) между зайцем и медведем стоит волк;
3) а белка слева от медведя;
4) кто стоит посередине? (Волк).
5) посчитайте, сколько всего зверей. (Пять)

– Молодцы! И вот наши звери побежали помогать Нюргун Боотуру. Они быстро провели его к месту, где затаился злой богатырь Нижнего мира Ыйыста Хара. Осталось только ручей перейти.

2. Физкультминутка. Игра «Ручей»

– Ребята, давайте поможем богатырю перейти ручей. Встаньте друг за другом, поставьте руки на плечи впереди стоящего, широко расставьте ноги.
Вот мы и вышли с вами к голубому ручью. Он бежит вдаль, а мы пойдем за ним. Сначала ручей очень широкий, потом стал уже, еще уже…

Ширина ручья все время меняется, дети передвигаются все вместе, меняя ширину расставленных ног.

– Ручеек стал совсем узким и мелким, теперь вы можете смело ступать по его дну. Вдруг совсем неожиданно ручеек стал очень глубоким!

Дети одновременно приседают и выныривают на поверхность.

– Скорее плывите на берег!

Садятся на свои места.

3. Упражнение «Определи букву»

– Наконец, преодолев множество препятствий, Нюргун Боотур настигает богатыря Нижнего мира Ыйыста Хара, выхватывает сестру, превращает ее в кремень-камень и, сунув в карман, начинает битву с заклятым врагом.
12, 13 слайды
– Чтобы победить абасы Нюргун Боотур должен иметь зоркий глаз и чуткие уши. Давайте потренируем свои глаза и внимание.

Раздаю детям листочки с заданиями.

1) Найдите и зачеркните букву, отличающуюся от других:  К К К К К К К Х К
2) Определите и допишите гласные буквы:

4. Упражнение «Цепочка звуков»

– А теперь проверим ваш слух. Я буду произносить цепочку звуков, вы сначала внимательно ее послушайте, а затем по моей команде повторите:

А-О-У-Э, У-А-И-Ы-Э, И-А-О-Ы-Э-У

– Молодцы! А теперь согласные звуки:

М-П-К, П-Х-Ф-Н, Т-К-М-Ф-Н, П-Х-Т-М-Ф-К.

– Отлично! Вы справились и с этим заданием.

5. Физкультминутка «Игра»

Собираем детвору
Поиграть в одну игру.
Покажите мне, ребята,
Как в лесу живут зверята.
Как лисенок просыпается,
Как бельчонок умывается,
Как зайчонок поскакал,
Как волчонок пробежал.
Как ежонок и ежиха
Собирают ежевику.
Только медвежонок спит,
Просыпаться не спешит.

6. Упражнение «Обведи и раскрась»

– Богатыри бьются на вершине скалы посреди Уот Кудулу Байхала. И вот с помощью Айыы Умсуур Удаган Нюргун Боотур сбрасывает абасы Ыйыста Хара вниз головой в огненное море.
14, 15 слайды
– Нюргун Боотур, победив абасы, с сестрой Айталы Куо приезжает домой, где их встречают с чоронами, полными кумыса.
16, 17 слайды

Раздаю рисунки чорона.

– Ребята, обведите чорон и узоры на нем по контуру коричневым цветом, а затем раскрасьте – оранжевым.

IV. Подведение итогов

– Как зовут богатыря, который победил злого абасы? (Нюргун Боотур)
– Как зовут сестру Нюргуна Боотура? (Айталы Куо)
– Какие животные помогли Нюргун Боотуру найти абасы? (Волк, лиса, заяц, медведь, белка)
– Вам понравилось занятие? Почему?
– Давайте на прощание составим одно слово:

первый звук – [п],
второй звук – [о] (ПО),
третий звук – [к],
четвертый звук – [а] (КА).

– Какое слово получилось? (Пока)
18 слайд
– Пока! До свидания! До новых встреч!
– И на память о нашем занятии возьмите с собой чороны.

Использованная литература:

1. Дмитриев П.Н., Дьяконова Н.А., Бочкарев Р.Н., Иннокентьева А.С., Мухоплева С.Д. Олонхо в рисунках детей. – Якутск: 1999.