Цели:
- ознакомление с якутским героическим эпосом – олонхо;
- закрепление знания пространственных отношений, зрительного образа печатных букв;
- развитие фонетического слуха, внимания, памяти, мелкой моторики руки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Подготовительный этап
Под звуки хомуса дети заходят в класс, где их встречает педагог в образе рассказчицы.
Я вас приветствую! Входите! И не стесняясь, проходите!
Хоть я друзьями и богата, но вас я видеть очень рада!
У нас Волшебная страна! Мы принимаем вас, друзья!
Вы очень кстати прибежали, мы вас давно уж поджидали!
Сегодня, мы, ребята, с вами пойдем волшебными путями
По нашей сказочной стране и побываем там везде!
Все знания мира тут живут! И их герои тоже тут.
Вы попадете в их владенья, и вам должно хватить уменья
Все испытания пройти, не сбившись с верного пути!
Хочу я вас благословить и напоследок всех спросить:
Готовы вы пройти везде? Друг другу помогать в беде?
Тогда – вперед! Все – заодно! Олонхо вас ждет давно!
II. Постановка учебной задачи, формулирование темы занятия.
– Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие в
Мир Олонхо.
Олонхо – это якутский героический эпос.
На экране высвечивается первый слайд Презентации.
На восьмиободной-восьмикрайней земле-матушке,
на самом средоточии Срединного мира жили
добросердечные племена Солнечного улуса – Кюн
Еркен.
2 слайд
Жителей Срединного мира стали одолевать злые
племена – абасы.
Тогда Аан Алахчын умоляет Юрюнг Аар Тойона
ниспослать сверху могучего богатыря.
3 слайд
Чтобы защитить и приумножить племя Саха-уранхай
с Верхнего мира спускают на землю Нюргун Боотура
вместе с сестрой Айталы Куо.
4 слайд
Дети на Срединном мире растут резвясь, не зная
никакой нужды.
5 слайд
Когда мальчик возмужал и превратился в богатыря,
девочка превратилась в светлоликую красавицу с
семисаженной косой.
6, 7 слайды
Спокойная жизнь Нюргун Боотура с его сестрой
Айталы Куо была нарушена внезапным ненастьем:
налетела буря, загрохотал гром, посыпался снег,
наступил холод.
8 слайд
Богатырь Нижнего мира Ыйыста Хара, похитив
Айталы Куо, внезапно исчезает.
9 слайд
Чтобы вызволить сестру из плена, Нюргун Боотур
одевает богатырские доспехи и берет снаряжение,
садится на своего преданного друга-коня.
10 слайд
Нюргун Боотур идет по горячему следу богатыря
абасы, укравшего сестру, преследует его по
остывшим следам и заплутал в дремучем лесу,
непроглядной тайге.
11 слайд
III. Работа по теме занятия
1. Упражнение на закрепление пространственных отношений «Расставь зверей по местам».
– Ребята, кто живет в дремучем лесу? (Звери,
животные).
– А какие животные водятся в наших якутских
лесах? (Зайцы, белки, волки, медведи, лисички).
– Злые духи-абасы заколдовали этих зверей.
Давайте поможем Нюргун Боотуру расставить
зверей в определенном порядке: (на
фланелеграфе или доске)
1) справа от зайца стоит лиса;
2) между зайцем и медведем стоит волк;
3) а белка слева от медведя;
4) кто стоит посередине? (Волк).
5) посчитайте, сколько всего зверей. (Пять)
– Молодцы! И вот наши звери побежали помогать Нюргун Боотуру. Они быстро провели его к месту, где затаился злой богатырь Нижнего мира Ыйыста Хара. Осталось только ручей перейти.
2. Физкультминутка. Игра «Ручей»
– Ребята, давайте поможем богатырю перейти
ручей. Встаньте друг за другом, поставьте руки на
плечи впереди стоящего, широко расставьте ноги.
Вот мы и вышли с вами к голубому ручью. Он бежит
вдаль, а мы пойдем за ним. Сначала ручей очень
широкий, потом стал уже, еще уже…
Ширина ручья все время меняется, дети передвигаются все вместе, меняя ширину расставленных ног.
– Ручеек стал совсем узким и мелким, теперь вы можете смело ступать по его дну. Вдруг совсем неожиданно ручеек стал очень глубоким!
Дети одновременно приседают и выныривают на поверхность.
– Скорее плывите на берег!
Садятся на свои места.
3. Упражнение «Определи букву»
– Наконец, преодолев множество препятствий,
Нюргун Боотур настигает богатыря Нижнего мира
Ыйыста Хара, выхватывает сестру, превращает ее в
кремень-камень и, сунув в карман, начинает битву с
заклятым врагом.
12, 13 слайды
– Чтобы победить абасы Нюргун Боотур должен
иметь зоркий глаз и чуткие уши. Давайте
потренируем свои глаза и внимание.
Раздаю детям листочки с заданиями.
1) Найдите и зачеркните букву, отличающуюся от
других: К К К К К К К Х К
2) Определите и допишите гласные буквы:
4. Упражнение «Цепочка звуков»
– А теперь проверим ваш слух. Я буду произносить цепочку звуков, вы сначала внимательно ее послушайте, а затем по моей команде повторите:
А-О-У-Э, У-А-И-Ы-Э, И-А-О-Ы-Э-У
– Молодцы! А теперь согласные звуки:
М-П-К, П-Х-Ф-Н, Т-К-М-Ф-Н, П-Х-Т-М-Ф-К.
– Отлично! Вы справились и с этим заданием.
5. Физкультминутка «Игра»
Собираем детвору
Поиграть в одну игру.
Покажите мне, ребята,
Как в лесу живут зверята.
Как лисенок просыпается,
Как бельчонок умывается,
Как зайчонок поскакал,
Как волчонок пробежал.
Как ежонок и ежиха
Собирают ежевику.
Только медвежонок спит,
Просыпаться не спешит.
6. Упражнение «Обведи и раскрась»
– Богатыри бьются на вершине скалы посреди Уот
Кудулу Байхала. И вот с помощью Айыы Умсуур
Удаган Нюргун Боотур сбрасывает абасы Ыйыста
Хара вниз головой в огненное море.
14, 15 слайды
– Нюргун Боотур, победив абасы, с сестрой Айталы
Куо приезжает домой, где их встречают с чоронами,
полными кумыса.
16, 17 слайды
Раздаю рисунки чорона.
– Ребята, обведите чорон и узоры на нем по контуру коричневым цветом, а затем раскрасьте – оранжевым.
IV. Подведение итогов
– Как зовут богатыря, который победил злого
абасы? (Нюргун Боотур)
– Как зовут сестру Нюргуна Боотура? (Айталы
Куо)
– Какие животные помогли Нюргун Боотуру найти
абасы? (Волк, лиса, заяц, медведь, белка)
– Вам понравилось занятие? Почему?
– Давайте на прощание составим одно слово:
первый звук – [п],
второй звук – [о] (ПО),
третий звук – [к],
четвертый звук – [а] (КА).
– Какое слово получилось? (Пока)
18 слайд
– Пока! До свидания! До новых встреч!
– И на память о нашем занятии возьмите с собой
чороны.
Использованная литература:
1. Дмитриев П.Н., Дьяконова Н.А., Бочкарев Р.Н., Иннокентьева А.С., Мухоплева С.Д. Олонхо в рисунках детей. – Якутск: 1999.