Вид урока: повторение и обобщение пройденного материала в игровой форме.
Тип урока: урок с применением информационных технологий, работа в командах.
Место урока: данный урок может быть использован
- на уроках географии 8-9 при повторении в теме «География. Природа и хозяйство России»,
- при проведении предметных декад, конкурсов, интеллектуальных марафонов, посвященных России.
Древнейшим средством воспитания и обучения детей является игра. В своей практике учитель географии широко использует учебные игры с применением инновационных технологий. Это дополняет традиционные формы обучения, способствует активизации процесса обучения и успешному внедрению в практику инновационных технологии.
Цель урока-игры:
- Обучающая: обобщить и закрепить знания, полученные на уроке,
- Развивающая: развитие познавательного интереса к предмету, осознание межпредметного характера обучения,
- Воспитывающая: воспитывать патриотизм, любовь к родине, воспитание коллективизма, ответственности и взаимовыручки в игре, охватить максимальное количество учащихся.
При использовании игр на уроке необходимо выполнять следующие условия:
- тематически и методически игра должна соответствовать теме урока или конкурса,
- игра должна соответствовать возрасту и интересам учащихся:
- дать возможность участвовать в игре всем, но при этом никого не принуждать.
Методика проведения:
Школьная география - это особый учебный предмет, содержание которого отражает двуединое содержание географии как научной дисциплины, относящейся одновременно как к общественным, так и к естественным наукам.
В познавательной географической игре закрепляется умение применять полученные ранее знания, навыки пользования справочной и другой литературой. Игра может стать средством всестороннего развития школьника, его способностей.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация «Достояние республики».
Ход игры
Любая игра начинается с постановки учебных целей и задач: обучающей, развивающей и воспитывающей.
Разработка условий и правил игры включает:
- выбор материала, который надо закрепить в ходе данной игры,
- описание стартовой ситуации,
- материальное обеспечение игровой деятельности,
- выбор стимулов,
- опережающие задания для учащихся (при необходимости),
- описание конкретных действий игроков.
Перед началом игры выбираются члены жюри – из состава старшеклассников.
- Участники игры – команды по 5 человек - представителей классов.
- За периметром игры располагаются болельщики команд.
- Участники знакомятся с правилами игры и тематикой вопросов. Слайд 2
Команды знакомятся с игровым полем. Слайд 3
Для определения команды, начинающей игру, проводится блиц-турнир «Вопрос-ответ», победа в котором определяет лидера.
Например:
- В каких частях света расположена Россия
- Самая полноводная река России
- Самое маленькое и мелкое море России
- Страна, имеющая с Россией самую протяженную границу
- Река в Санкт-Петербурге
- Крупнейший полуостров на севере России
- Горы на юге Сибири
- В каком городе России больше всего мостов
- На каком острове России рождается каждый новый день
- Количество стран-соседей России
- Открытый россиянами континент
- Самая высокая статуя России
Вопросов можно заготовить много, но как только разница в количестве баллов будет равна 1, можно начинать основную игру.
Представленная игра-викторина состоит из вопросов разной тематики, которая зависит от цвета выбираемого вопроса. Некоторые вопросы задаются в виде фрагментов карт, рисунков, картин, воспроизведения музыкальных или видеофрагментов.
Участники в порядке очерёдности называть номер ячейки. При щелчке левой клавиши мыши по указанному номеру ячейки высвечивается слайд с вопросом Предусмотрено время обдумывания – 5 секунд.
Отсчёт времени производится при последовательном появлении квадратов в левом нижнем углу слайда. По истечению времени звучит сигнал. После чего команда даёт свой вариант ответа.
Если команда, выбравшая вопрос, через 5 секунд не имеет ответа или он неправильный, команда соперников может дать ответ, потом право ответа может перейти к болельщикам команд.
После того как представители команд дали ответ, объявляется правильный ответ и команда, набравшая очки в данном раунде.
Способ проверки ответа - щелчком левой клавиши мыши по свободному месту слайда, высвечивается правильный ответ, сопровождающийся иллюстрацией.
К каждому вопросу предлагается бонусный, являющийся продолжением или дополнением к основному:
- Какое место по площади занимает Россия?
- На территории какой республики они находятся? Какая температура была зафиксирована?
- Какая река дает ему больше всего воды?
- Какую сельскохозяйственную продукцию дает Астраханская область?
- Какое место в мире занимает Россия по населению?
- Как называется самый большой остров Байкала?
- Самая высокая вершина?
- Из какого города он родом? В каком городе стоит этот памятник?
- Как назывался его космический корабль?
- Как называется знаменитая битва? На каком озере произошла?
- В водах какой реки утонул? Как называлась эта река во времена Пугачева?
- Крылатые фразы? «Тяжело в учении – легко в бою» и др.
- На каком плавучем средстве проходила экспедиция?
- На какой реке стоит этот город?
- Какая ценная порода рыб обитает в Каспии?
- В какое озеро, согласно легенде, бросил свой топор зодчий Нестор, закончив строительство церкви?
- Какая «дочка, разоряет старика Байкала»?
- Как используется их тепло?
- Почему говорят про Сахалин «кругом вода, а посередине беда»?
- Как называется второе соленое озеро России?
- Самый высокий действующий вулкан России и Евразии?
- Благодаря чему не замерзает?
- Какие города она соединяет?
- В какую крайнюю точку России он придет?
- Какие океаны он связал?
- На берегу какого моря находится сам город?
- Откуда пойдет газ в Европу?
- Через какой остров она проходит?
- Как называлась дорога по озеру?
- Сколько их осталось в природе?
- Кто автор картины? Как она называется?
- Что такое стрежень?
- Какое место занимает Россия по запасам газа?
- Почему Урал называют минералогическим музеем?
При наличии времени можно дать возможность ребятам за дополнительное балльное вознаграждение рассказать об этих объектах подробнее (особенно в рамках нашего образовательного учреждения СПб Колледж олимпийского резерва №1, где учатся ребята из разных регионов России и не требуется особой подготовки для рассказа о своей малой Родине)
Возврат на стартовую страницу “Достояние республики ” осуществляется щелчком левой клавиши мыши по надписи «Продолжить игру» в нижнем правом углу слайда.
На протяжении игры жюри оценивает ответы участников, занося результаты в сводную таблицу, отмечая при этом и лучших игроков.
P.S. К сожалению из-за ограничения объема конкурсных материалов, к презентации не прикреплены файлы игровых клеточек
№28 – видеоклип песни «Тучи» в исполнении «Иванушек Интернешнл»
№32- песня «Из-за острова на стрежень» в исполнении ансамбля «Золотое кольцо»
№33- песня А. Пахмутовой «Ямал» в исполнении Юлиана,
но они легко находятся в Интернете и прикрепляются.
В основе игрового поля презентации использована часть «Аты-Баты» интерактивной патриотической игры "Я бы в армию пошел" учителя начальной школы Крыловой Ольги Николаевны, измененная в соответствии с тематикой урока, с добавленными эффектами анимации и аудио- и видеофраментами.
Для проведения урока учитель должен обладать навыками работы в программах Microsoft Office Power Point 2003, 2007.