Достояние Республики. Урок-игра. 8–9-й класс

Разделы: География, Внеклассная работа, Классное руководство, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Вид урока: повторение и обобщение пройденного материала в игровой форме.

Тип урока: урок с применением информационных технологий, работа в командах.

Место урока: данный урок может быть использован

  • на уроках географии 8-9 при повторении в теме «География. Природа и хозяйство России»,
  • при проведении предметных декад, конкурсов, интеллектуальных марафонов, посвященных России.

Древнейшим средством воспитания и обучения детей является игра. В своей практике учитель географии широко использует учебные игры с применением инновационных технологий. Это дополняет традиционные формы обучения, способствует активизации процесса обучения и успешному внедрению в практику инновационных технологии.

Цель урока-игры:

  • Обучающая: обобщить и закрепить знания, полученные на уроке,
  • Развивающая: развитие познавательного интереса к предмету, осознание межпредметного характера обучения,
  • Воспитывающая: воспитывать патриотизм, любовь к родине, воспитание коллективизма, ответственности и взаимовыручки в игре, охватить максимальное количество учащихся.

При использовании игр на уроке необходимо выполнять следующие условия:

  • тематически и методически игра должна соответствовать теме урока или конкурса,
  • игра должна соответствовать возрасту и интересам учащихся:
  • дать возможность участвовать в игре всем, но при этом никого не принуждать.

Методика проведения:

Школьная география - это особый учебный предмет, содержание которого отражает двуединое содержание географии как научной дисциплины, относящейся одновременно как к общественным, так и к естественным наукам.

В познавательной географической игре закрепляется умение применять полученные ранее знания, навыки пользования справочной и другой литературой. Игра может стать средством всестороннего развития школьника, его способностей.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация «Достояние республики».

Ход игры

Любая игра начинается с постановки учебных целей и задач: обучающей, развивающей и воспитывающей.

Разработка условий и правил игры включает:

  • выбор материала, который надо закрепить в ходе данной игры,
  • описание стартовой ситуации,
  • материальное обеспечение игровой деятельности,
  • выбор стимулов,
  • опережающие задания для учащихся (при необходимости),
  • описание конкретных действий игроков.

Перед началом игры выбираются члены жюри – из состава старшеклассников.

  • Участники игры – команды по 5 человек - представителей классов.
  • За периметром игры располагаются болельщики команд.
  • Участники знакомятся с правилами игры и тематикой вопросов. Слайд 2

Команды знакомятся с игровым полем.  Слайд 3

Для определения команды, начинающей игру, проводится блиц-турнир «Вопрос-ответ», победа в котором определяет лидера.

Например:

  1. В каких частях света расположена Россия
  2. Самая полноводная река России
  3. Самое маленькое и мелкое море России
  4. Страна, имеющая с Россией самую протяженную границу
  5. Река в Санкт-Петербурге
  6. Крупнейший полуостров на севере России
  7. Горы на юге Сибири
  8. В каком городе России больше всего мостов
  9. На каком острове России рождается каждый новый день
  10. Количество стран-соседей России
  11. Открытый россиянами континент
  12. Самая высокая статуя России

Вопросов можно заготовить много, но как только разница в количестве баллов будет равна 1, можно начинать основную игру.

Представленная игра-викторина состоит из вопросов разной тематики, которая зависит от цвета выбираемого вопроса. Некоторые вопросы задаются в виде фрагментов карт, рисунков, картин, воспроизведения музыкальных или видеофрагментов.

Участники в порядке очерёдности называть номер ячейки. При щелчке левой клавиши мыши по указанному номеру ячейки высвечивается слайд с вопросом Предусмотрено время обдумывания – 5 секунд.

Отсчёт времени производится при последовательном появлении квадратов в левом нижнем углу слайда. По истечению времени звучит сигнал. После чего команда даёт свой вариант ответа.

Если команда, выбравшая вопрос, через 5 секунд не имеет ответа или он неправильный, команда соперников может дать ответ, потом право ответа может перейти к болельщикам команд.

После того как представители команд дали ответ, объявляется правильный ответ и команда, набравшая очки в данном раунде.

Способ проверки ответа - щелчком левой клавиши мыши по свободному месту слайда, высвечивается правильный ответ, сопровождающийся иллюстрацией.

К каждому вопросу предлагается бонусный, являющийся продолжением или дополнением к основному:

  1. Какое место по площади занимает Россия?
  2. На территории какой республики они находятся? Какая температура была зафиксирована?
  3. Какая река дает ему больше всего воды?
  4. Какую сельскохозяйственную продукцию дает Астраханская область?
  5. Какое место в мире занимает Россия по населению?
  6. Как называется самый большой остров Байкала?
  7. Самая высокая вершина?
  8. Из какого города он родом? В каком городе стоит этот памятник?
  9. Как назывался его космический корабль?
  10. Как называется знаменитая битва? На каком озере произошла?
  11. В водах какой реки утонул? Как называлась эта река во времена Пугачева?
  12. Крылатые фразы? «Тяжело в учении – легко в бою» и др.
  13. На каком плавучем средстве проходила экспедиция?
  14. На какой реке стоит этот город?
  15. Какая ценная порода рыб обитает в Каспии?
  16. В какое озеро, согласно легенде, бросил свой топор зодчий Нестор, закончив строительство церкви?
  17. Какая «дочка, разоряет старика Байкала»?
  18. Как используется их тепло?
  19. Почему говорят про Сахалин «кругом вода, а посередине беда»?
  20. Как называется второе соленое озеро России?
  21. Самый высокий действующий вулкан России и Евразии?
  22. Благодаря чему не замерзает?
  23. Какие города она соединяет?
  24. В какую крайнюю точку России он придет?
  25. Какие океаны он связал?
  26. На берегу какого моря находится сам город?
  27. Откуда пойдет газ в Европу?
  28. Через какой остров она проходит?
  29. Как называлась дорога по озеру?
  30. Сколько их осталось в природе?
  31. Кто автор картины? Как она называется?
  32. Что такое стрежень?
  33. Какое место занимает Россия по запасам газа?
  34. Почему Урал называют минералогическим музеем?

При наличии времени можно дать возможность ребятам за дополнительное балльное вознаграждение рассказать об этих объектах подробнее (особенно в рамках нашего образовательного учреждения СПб Колледж олимпийского резерва №1, где учатся ребята из разных регионов России и не требуется особой подготовки для рассказа о своей малой Родине)

Возврат на стартовую страницу “Достояние республики ” осуществляется щелчком левой клавиши мыши по надписи «Продолжить игру» в нижнем правом углу слайда.

На протяжении игры жюри оценивает ответы участников, занося результаты в сводную таблицу, отмечая при этом и лучших игроков.

P.S. К сожалению из-за ограничения объема конкурсных материалов, к презентации не прикреплены файлы игровых клеточек

№28 – видеоклип песни «Тучи» в исполнении «Иванушек Интернешнл»
№32- песня «Из-за острова на стрежень» в исполнении ансамбля «Золотое кольцо»
№33- песня А. Пахмутовой «Ямал» в исполнении Юлиана,

но они легко находятся в Интернете и прикрепляются.

В основе игрового поля презентации использована часть «Аты-Баты» интерактивной патриотической игры "Я бы в армию пошел" учителя начальной школы Крыловой Ольги Николаевны, измененная в соответствии с тематикой урока, с добавленными эффектами анимации и аудио- и видеофраментами.

Для проведения урока учитель должен обладать навыками работы в программах Microsoft Office Power Point 2003, 2007.