В соответствие с программой по иностранным языкам для начальных классов перед учителем стоит задача научить школьников читать тексты, понимать содержащуюся в них информацию. Понятно, что чтение должно осуществляться только по желанию ученика и сопровождаться интересом с их стороны. Однако на практике происходит так, что интерес к этому виду речевой деятельности у школьников очень низкий. А если общий уровень учебной подготовки у младших школьников недостаточно высок, то вдвойне труднее организовать процесс обучения чтению на иностранном языке.
В своей практике я столкнулась с огромными трудностями именно в области обучения чтению. В школе сложилась такая ситуация, что молодые специалисты – учителя английского языка долго в школе не задерживались по разным причинам. Один из вторых классов в результате остался без учителя, программа не была пройдена, учебные умения и навыки не были сформированы. В третьем классе передо мной стояли две задачи: прохождение программного материала третьего класса и обучение элементарным навыкам чтения. Как это совместить, ведь все упражнения построены именно с учётом данных навыков и умений? Родители и классный руководитель понимали все проблемы детей в освоении чтения на английском языке и приняли решение воспользоваться платными дополнительными услугами, взяв ещё один час английского языка.
Составляя программу для курса «Учусь читать по-английски», мною было учтено, что в младшем школьном возрасте у учащихся еще не возникает психологического барьера при изучении иностранного языка, и учащиеся значительно быстрее овладевают необходимыми умениями и навыками. Они стараются правильно произносить и различать на слух звуки, слова, словосочетания и предложения, соблюдать интонацию предложения.
Чтобы помочь ребятам, я попыталась построить так учебный материал, чтобы мотивировать их на чтение, а именно: развивать умение предполагать, прогнозировать, используя при этом иллюстрации, заголовок, т.е. как бы проникнуть внутрь текста, пытаться думать и действовать, как герои текста. Тексты подбирала с любимыми сказочными героями, с интересным сюжетом.
На занятиях я пользовалась различными карточками с написанными на них словами, фразами из текста, разрезной азбукой, картинками, графическими рисунками, проводились соревнования на скорость и правильность чтения слов.
Работа с текстом строилась так: сначала ученики читали заголовок, рассматривали иллюстрацию, читали текст про себя, высказывали свои предположения о содержании текста, составляли вместе ассоциограмму. Затем все вместе выделяли информацию по содержанию, например, кто, что, где, когда, как, почему что-то делал, уточняли значение отдельных слов; беседовали по содержанию текста в целом, читали выборочно вслух.
В качестве заданий на контроль понимания прочитанного учащимся предлагались задания, вовлекающие их в активную творческую деятельность, причём не только речевую, но и неречевую:
- нарисуйте, начертите
- перескажите, расскажите, спишите, докажите
- напишите, продолжите, закончите, дополните
- найдите эквиваленты, переведите
- озаглавьте текст
- выделите в тексте смысловые части
- изобразите то, о чём говорится в каждой части
Таким образом, я не только обучала чтению, но и развивала тем самым интерес к предмету.
Работа по обучению чтению учеников начальных классов продолжается. В процессе овладения чтением необходимо ещё преодолеть массу трудностей. Использование текстов, отобранных в соответствии с интересами ребят, на дополнительных занятиях и во внеклассной работе позволяет судить о возросшем интересе учащихся к английскому языку, о совершенствовании техники чтения и более глубоком понимании иноязычных текстов.