- Если Вы уверены, что качество воспитательно-образовательной работы в современном детском саду невозможно повысить без использования инновационных технологий – поднимите правую руку!
- Если вы считаете, что освоение инновационных технологий невозможно без повышения профессиональной компетентности педагогов – кивните головой.
- Если вы согласны с тем, что для повышения профессиональной компетентности педагогов просто необходимо использовать наряду с традиционными, активные методы обучения коллег скажите громко “Да!”.
Ну, вот, Вы уже улыбаетесь и готовы к восприятию моей информации. А это значит, что один из многочисленных приёмов активизации педагогов, используемых нами в методической работе с педагогами – (разогревки – самооценки), опять успешно сработал.
Педагогическая деятельность относится к числу таких видов профессиональной деятельности, которые накладывают отпечаток на всю личность человека и часто становятся для него тем, что определяет тот образ мира, через который преломляются его внешние факторы.
Исследования отечественных и зарубежных психологов (К.Роджерс, Э.Эриксон, М.И. Лисина, Л.А. Венгер, В. А. Петровский и др.) свидетельствуют: дети дошкольного возраста воспринимают нормы взаимодействия со взрослыми практически без изменений, что становится основой их дальнейшего личностного развития. Причем различного рода взаимодействие педагога с детьми оказывает не однозначное влияние на развитие ребенка. В отличие от образования на других возрастных этапах развития, дошкольное образование рассматривается как система, в которой центральное место занимают не содержание и формы, а процесс взаимодействия педагога с детьми. Поскольку педагог для ребенка – значимая фигура, на него ложится ответственность за качество взаимодействия с детьми. Следовательно, рядом с дошкольниками должны находиться высокопрофессиональные педагоги. Конкретизируя понимание сущности профессионализма педагогов О.М. Краснорядцева определяет профессионала– педагога как человека, хорошо понимающего общие тенденции развития мирового образовательного процесса, своего места в нем и обладающего особым видением человека в процессе развития, понимающего направленность и результативность психологических действий и воздействий; превращающего любую учебную ситуацию в пространство для развития ребенка и способного к проектированию развивающей педагогической среды и самого себя. В связи с этим развитие профессиональной компетентности педагогов приобретает особую значимость и одним из путей совершенствования профессиональной компетентности педагогов детского сада является методическая работа в дошкольном учреждении, преимущество которой видится мне в следующем:
– нахождение педагога в квалифицированной среде опытных коллег;
– возможность получать и немедленно применять на практике новые знания и умения;
– своевременно отслеживать и корректировать результаты работы.
Организуя методическую работу по повышению профессиональной компетентности педагогов учитывали и основные принципы, такие как:
– соответствие содержания работы основным тенденциям обновления содержания образования на современном этапе развития.
– целостность процесса методической работы, взаимосвязь теоретической подготовки и возможности применения полученных знаний в практической деятельности.
– сочетание использования потенциала группового обучения с индивидуальным.
– осознание и оценка в процессе обучения собственного опыта, организация деятельности педагогов с учетом конкретных, важных для них практических проблем.
– ориентация работы на формирование потребности в профессиональном совершенствовании
В нашем детском саду сложилась своя система работы с педагогическими кадрами по повышению профессиональной компетентности, которая способствует освоению педагогами новых технологий, формированию индивидуального и творческого стиля работы. Работа проводимая в ДОУ, позволяет развивать навыки самооценки, самоконтроля, стимулирует желание повышать свое образование и квалификационную категорию, создает условия для высокой культуры сотрудничества.
Для активизации познавательной деятельности и повышения компетентности педагогов наряду с традиционными методами обучения внедрялись формы и методы активного обучения: практикумы, деловые игры, дидактические игры, тренинги, мастер-классы и многое другое. Определимся с понятиями.
МЕТОДЫ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ – совокупность педагогических действий и приемов, направленных на организацию учебного процесса и создающих специальными средствами условия, мотивирующие к самостоятельному, инициативному освоению материала в процессе познавательной деятельности (В.Н. Кругликов. 1998).
Особенности методов состоят в их направленности на активизацию познавательной, коммуникативной, профессиональной деятельности и повышение их качества. Ведь исследования свидетельствуют о том, что при лекционной подаче материала усваивается не более 20-30% информации, при самостоятельной работе с литературой – до 50% , при проговаривании – до 70%, а при личном участии в изучаемой деятельности ( например. В деловой игре) до 90%.Остановимся более подробно на некоторых из них.
Деловая игра.
Деловая игра – метод имитации принятия решений руководящих работников или специалистов в различных производственных ситуациях, осуществляемый по заданным правилам группой людей или человеком в диалоговом режиме, при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределенности. (Бельчиков Я.М., Бернштейн М.М., 1989).
Технологическая схема деловой игры.
Этап подготовки | Разработка игры |
|
Ввод в игру |
|
|
Этап проведения | Групповая работа над заданием |
|
Межгрупповая дискуссия |
|
|
Этап анализа и обобщения |
|
Тренинг
Тренинг (от английского train – воспитывать, учить, приучать) – это процесс получения навыков и умений в какой-либо области посредством выполнения последовательных заданий, действий или игр, направленных на достижение наработки и развития требуемого навыка.
Требования к проведению тренинга. Это, прежде всего:
- оптимальное количество участников тренинга 20-25 человек;
- соответствующее по размерам количеству участников тренинга помещение, где посадочные места расположены по “тренинговому кругу”, что способствует активному взаимодействию его участников;
- обязательность ознакомления участников в начале любого занятия тренинга с целями и задачами данного занятия;
- проведение на первом занятии тренинга упражнения “знакомство” и принятие “соглашения” – правил работы группы;
- создание дружелюбной доверительной атмосферы и ее поддержание в течение всего тренинга;
- вовлечение всех участников в активную деятельность на протяжении всего тренинга;
- уважение чувств и мнений каждого участника;
- поощрение участников тренинга;
- подведение участников тренером (преподавателем) к достижению поставленной перед ними цели занятия, не навязывая при этом своего мнения;
- обеспечение тренером соблюдения временных рамок каждого этапа тренинга;
- обеспечение эффективного сочетания теоретического материала и интерактивных упражнений;
- обязательность подведения итогов тренинга по его окончании.
Тренинг может состоять из одного или нескольких занятий, иметь различную продолжительность – от одного часа до нескольких дней. (Упражнения, приемы, задания и игры используемые на тренинге смотрите в приложении №1.)
Структура и этапы проведения тренинга.
- Введение
Этот этап может быть проведен в любой удобной форме, однако он задает тон последующей работы. Поэтому на этом этапе тренер должен создать демократическую, располагающую атмосферу. Хорошо, если педагог-тренер скажет о своих ожиданиях и о пожеланиях относительно предстоящей работы. “Ввести” участников в работу можно с помощью вступительного слова, мультимедийной презентации и т.п.
- Знакомство
Знакомство представляет собой необходимую процедуру первого занятия любого тренинга. Знакомство позволяет активизировать группу, вовлечь ее участников в процесс обучения, развить навыки общения. Знакомство проводится даже в том случае, когда участники знают друг друга
- Ожидания участников
На этом этапе следует выяснить ожидания участников от семинара-тренинга с помощью вопросов, на которые они отвечают по очереди “по кругу”. Например: “Что вы хотите получить/узнать на этом семинаре?”
Порядок проведения тренинга
После того, как все участники расскажут (напишут) о своих ожиданиях, преподаватель-тренер обязательно сообщает им порядок проведения тренинга. Это делается независимо от того, какова продолжительность данного семинара-тренинга, сколько занятий он в себя включает
Принятие правил работы группы (“соглашения”)
Пункты “соглашения” необходимо записать на листе бумаги или доске. После совместного обсуждения каждого пункта соглашение принимается большинством голосов и вывешивается на видном месте.
Обучение:
Непосредственно обучение включает в себя 2 этапа:
1. Иинформационный блок или предоставление теоретических знаний.
2. Выработка практических навыков.
- Подведение итогов
Итоги подводятся в конце любого занятия, тренинга. Как правило, эта процедура рассчитана на то, чтобы участники поделились своими впечатлениями, ощущениями, высказали свои пожелания.
Мастер-класс.
Мастер-класс – это главное средство передачи концептуальной новой идеи своей (авторской) педагогической системы.
Алгоритм проведения мастер-класса.
1-й шаг. Презентация педагогического опыта мастера.
1.1. Краткая характеристика детей экспериментальной группы, обоснование результатов диагностики, прогноз развития .
1.2. Краткое обоснование основных идей эффективна в работе с экспериментальной группой.
1.3. Описание достижений в опыте работы Мастера, который зафиксирован в городском информационном центре.
1.4.Доказательство результативности деятельности воспитанников, свидетельствующие об эффективности использования педагогической технологии.
1.5. Определение проблем и перспектив в работе педагога.
2-й шаг. Представление системы занятий.
2.1. Описание системы занятий в режиме эффективной педагогической технологии
2.2. Определение основных приемов работы, которые Мастер будет демонстрировать слушателям.
3-й шаг. Имитационная игра. Педагог-мастер проводит занятие со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы с детьми.
3.1. Слушатели одновременно играют две роли:
Детей экспериментальной группы и экспертов, присутствующих на открытом занятии.
4-й шаг. Моделирование.
4.1. Самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели занятия в режиме технологии занятии мастера (Мастер выполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателейи управляет ею).
4.2. Обсуждение авторских моделей занятия.
5-й шаг. Рефлексия.
5.1. Дискуссия по результатам совместной деятельности Мастера и слушателей.
Таким образом, учитель-мастер раскрывает “ученикам” авторскую систему учебно-воспитательной или экспериментальной работы.
Повышение профессиональной компетентности педагогов, в результате использования активных форм методической работы позволило выйти на такие результаты:
- стабильность оптимального уровня освоения детьми программы на протяжении более 5 лет;
- призовые места в городском конкурсе “Воспитатель года”;
- улучшение психологического микроклимата в коллективе;
- рост творческой активности педагогов и их удовлетворенность результатами своей работой;
- рост педагогической компетентности воспитателей, уровня их квалификации (в 2009-2010 учебном году: 30% педагогов имеют высшую квалификационную категорию; 40% – первую квалификационную категорию; 15% вторую и 15% –молодые специалисты, не имеющие категории).