Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению с социальной действительностью для детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры – одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурно наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. «Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа», – писал русский философ В.В.Зеньковский. Основная задача воспитания – формирование чувства сопричастности к духовному наследию. Особую роль в приобщении детей к народной культуре играют народные праздники , творческая деятельность детей и познавательные беседы. Мы отмечаем с детьми все календарные народные праздники. На совместных мероприятиях дети знакомятся с народными традициями и обычаями, сами участвуют в них.

Занятие проводится в конце лексической недели, когда дети уже имеют определенный набор знаний о перелетных птицах через экскурсии на грачевник, наблюдения на прогулке, познавательные занятия, проектную деятельность, встречу с папой-плотником, мастерившим скворечник…

Цель: развитие познавательных способностей детей, закрепление представлений о традициях и обычаях русского народа, о перелетных птицах.

Задачи для педагога: расширять представления детей о перелетных птицах, развивать связную речь, умение узнавать и называть некоторых перелетных птиц, совершенствовать умение согласовывать слова в предложении, закреплять умение составлять описательные загадки по схеме, активизировать в речи слова: гнездиться, звонкоголосые, водоплавающие, маскируются, перелетные…

Задача для детей: помочь маленькому Сорочонку узнать о перелетных птицах.

Ход занятия

В группе появляется игрушка Сорочонок.

- Здравствуйте, ребята, я прилетел к вам за помощью: в нашем лесу появляется много новых птиц, слышал, что они прилетают к нам с юга, но я про них ничего не знаю и не могу растараторить по лесу, обидно! Ведь я все про всех должен знать! Помогите мне, пожалуйста, расскажите, что вы про них знаете, а я запомню.

Сорочонок открывает конверт и достает фотографии (иллюстрации) птиц. Развешивает их на мольберте.

Воспитатель: ребята, вы узнали этих птиц? Как их можно назвать одним словом?

Давайте по цепочке назовем перелетных птиц. Почему их так называют?

Сорочонок: Ребята, спасибо, только я почти никого не запомнил.

Воспитатель: Не огорчайся, мы расскажем тебе. Как птиц отличить друг от друга.

Воспитатель достает загадки – пиктограммы, и дети по желанию загадывают их Сорочонку.

Сорочонок: Спасибо, сейчас я запомнил грача, кукушку, соловья, трясогуску, скворца, жаворонка, ласточку..

Физ. пауза. Игра « Перелет птиц».

Сорочонок предлагает детям поиграть в игру, которую он услышал, сидя на лиственнице, «Найди ошибку и скажи правильно». (Все птицы улетают на юг. Первыми с юга прилетают ласточки. Лучший певец- скворец. Журавль – самая коротконогая птица. Трясогуска приносит на крыльях весну. Люди строят скворечники для трясогусок… )

- Молодцы, все ошибки заметили.

Воспитатель: Сорочонок, мы тоже хотим научить тебя интересной игре «Длинное слово».

Белый бок – белобокая,
Длинные ноги – длинноногий,
Острый клюв – остроклювый,
Быстрые крылья –
Звонкий голос –
Вода плавать –
Черные крылья –

Сорочонок благодарит детей за игру и предлагает сыграть еще в одну: «Какое слово- украшение подойдет птице?». Сорочонок показывает фотографию птицы, например, кукушки. «Я буду называть слова- украшения, если слово подходит для этой птицы - хлопните в ладоши. (Длиннохвостая, болотная, пугливая, серая, певчая, лесная…). Подобные задания дети выполняют со скворцом (терпеливый, длинноногий, крылатый, полезный, звонкий, заливистый, юркий).

С грачом выбираем слово- действие, (гнездится, маскируется, выводит, плавает, поет, заливается), с уткой (лесная, маленькая, пестрая, водоплавающая, звонкоголосая…).

Сорочонок благодарит детей за помощь. «Спасибо, я узнал много нового о перелетных птицах, полечу домой в лес, сегодня на празднике все новости буду рассказывать я».

Воспитатель: Сорочонок, о каком празднике ты говоришь?

Разве вы не знаете – сегодня Сороки или вторая встреча весны.

Рассказывает детям о празднике Сороки, о традиции печь « жаворонков», уносить их в гнездышки, петь веселые заклички, развешивать птичьи домики. Воспитатель предлагает всем вместе слепить «жаворонков» из теста приготовленного заранее.

 Совместно с детьми лепим «жаворонков» из песочного теста (раскатываем и закручиваем жгутики, завязываем узелком, оттягиваем на одном конце клювик и делаем глазки из изюма, на другом кончике приплющиваем хвостик). Во время работы проговариваем слова-действия: раскатываем, приплющиваем, вытягиваем…). Выкладываем на противень готовые стряпушки, повторяем закличку « Жаворонок».

Жаворонки прилетите,
Холодную зиму унесите,
Теплую весну принесите!
Нам зима-то надоскучила,
Без хлебушка замучила.

Или

Курли-курли,
Летят журавли,
Курды-си, курды-си,
По Руси,по Руси.
Воробьи чирикают,
Весну-красну кликают.
Синички-сестрички,
Чечетки-тетки,
Кулики-мужики,
Скворцы-молодцы.
Из-за моря к нам летите
Весну красную несите!

Прощаемся с Сороченком. Он улетает в лес, мы уносим противень с «жаворонками» на кухню. Позднее пробуем сами, угощаем родителей и малышей, выходим на прогулку поискать следы весны, повстречаться с птицами, раскрошить несколько печеных «жаворонков» в птичьей столовой на участке детского сада.