Большинство школьников, поступающих на логопедические пункты, имеют отклонения в речевом развитии различной структуры и степени выраженности. Как правило, у детей с речевыми нарушениями отмечаются проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У таких ребят наблюдается снижение интереса к обучению, повышение утомляемости. Это способствует формированию негативного отношения к учёбе и является одной из причин школьной неуспеваемости. Чтобы заинтересовать учащихся, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые инновационные технологии.
Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Логопеды не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого использования ИКТ в своей практике.
Компьютерные технологии выступают как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия. Они включаются в структуру традиционного индивидуального логопедического занятия как дополнительные инновационные элементы.
Современные информационные технологии внедряются в различные сферы жизни. Компьютерные технологии становятся неотъемлемой частью культуры, в том числе и в сфере образования.
Информационные технологии – это огромная растущая область деятельности, приоритетом которой является информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования методологией разработки и использования ИТ, ориентированных на реализацию целей обучения и воспитания. Этот процесс инициирует:
- совершенствование хранения и распространения педагогического опыта;
- совершенствование отбора содержания, методов и организационных форм обучения, воспитания;
- создание и внедрение новых методических систем обучения;
- создание и использование новых методик контроля и оценки уровня знаний;
- создание новых форм учебного процесса, позволяющих уменьшить непроизводительные затраты труда учителя-логопеда.
Внедрение современных компьютерных технологий в школьную логопедическую практику позволяет сделать работу логопеда более продуктивной и эффективной. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы школьного логопеда, расширяя возможности организации взаимодействия логопеда с другими участниками образовательного процесса.
Использование ИКТ в работе с различными субъектами образовательного процесса:
- С учащимися (логодиагностика, развивающая и коррекционно-логопедическая работа, логопедическое просвещение) – 60% от общего использования ИКТ в работе.
- С педагогами (сопровождение профессионального развития педагога, логопедическое просвещение и консультирование) -20%.
- С родителями (логопедическое просвещение, групповое консультирование) – 20%.
Преимущество использования информационных компьютерных технологий в работе логопеда:
- Огромный интерес детей заниматься всем, что связано с компьютером.
- Широкие мультимедийные возможности.
- Возможности учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого ребёнка.
- Интерактивность компьютерных программ.
- Доступ к разнообразным источникам информации благодаря Интернет.
- Возможность опосредованного консультирования и просвещения.
- Точность и быстрота обработки диагностического материала.
- Наличие компьютерных развивающих тренажеров.
- Высокое качество и наглядность стимулирующего материала.
Новые информационные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения устной и письменной речи.
В современных условиях логопедические занятия уже не мыслимы без применения новых компьютерных технологий. Логопед сам может готовить задания в электронном виде, используя такие программы как MS PowerPoint, Word, Excel, Krabtest и другие.
Занятие на компьютере и для самого ребенка создает более комфортные условия для успешного выполнения упражнений:
- Компьютерные технологии обеспечивают занимательную для ребенка форму экспериментирования, моделирования, классификации сравнения.
- Ребенок учиться говорить правильно, стремиться исправить увиденную ошибку, ищет приемы самоконтроля, ориентируясь на привлекательную графику.
- Во время логопедических занятий с использованием компьютерной программы у детей исчезает негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения определенных звуков, слогов. Появляется уверенность в своих силах и желание научиться говорить правильно.
- Дети меньше утомляются, дольше сохраняют работоспособность.
- Глядя на экран монитора, ребенок сам видит результат своей работы.
- У ребенка повышается мотивация в трудной для него работе над произношением. Он учится с самого начала оценивать свои достижения в речи, сопоставлять свое произношение с эталоном.
Важное значение имеет правильный подбор компьютерной игры, который зависит, прежде всего, от физиологических и возрастных возможностей ребёнка. Учитывая принцип развивающего обучения, и в зависимости от текущих педагогических задач, рекомендуется чередовать разные компьютерные игры, при этом важно учитывать тип нервной системы, интересы и склонности ребенка. Применение различных компьютерных программ позволяет максимально использовать принцип дифференцированного подхода в обучении школьников с особыми познавательными потребностями, помогает подбирать индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребёнка, делает занятие более комфортным. Согласно принципу систематичности и последовательности обучения, постепенно увеличивался уровень сложности игры, который определялся строго индивидуально для каждого ребёнка.
Использование компьютера в логопедической работе позволяет заниматься как индивидуально, так и с группой учеников. Это способствует:
- активизации непроизвольного внимания, памяти, мышления
- повышению мотивации к учению
- расширению возможностей работы с наглядным материалом, что способствует достижению поставленных целей и решению задач на логопедических занятиях и в целом оптимизирует работу учителя-логопеда на уроке.
Компьютерные ресурсы, используемые в работе школьного логопеда:
- Готовый продукт.
- компьютерные логопедические тренажёры;
- компьютерные тесты;
- приключенческие квесты и обучающие игры;
- книги, учебники и энциклопедии;
- электронные рассылки;
- логопедические ресурсы;
- Самостоятельно-разработанный инструментарий.
- составленные с помощью программы Microsoft Power игры и программы-презентации Point;
- веб-страницы и веб-сайты;
- подборки компьютерных тестов, набранных в креаторе тестов;
- цифровые видеоролики и др.
Использование программы создания презентаций MS PowerPoint представляется очень удобной. На слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты, размеры которых можно варьировать. При желании и умении можно добавлять музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации. Данная программа удобна для совместной проектной деятельности учащихся и учителя-логопеда.
Разработки логопедических занятий можно выполнить в виде слайдовых презентаций (PowerPoint) и демонстрируются на экране с помощью проектора.
Авторские разработки занятий применяются для:
- Развития артикуляционной моторики “Артикуляционная гимнастика”.
- Развитие мелкой моторики «Пальчиковая гимнастика».
- Автоматизации звуков в слогах, словах, предложениях и связной речи .
- Дифференциации звуков в слогах, словах, предложениях и связной речи.
- Развития связной речи и познавательных способностей (“Сериация”, “Четвертый лишний”, “Загадки”).
- На этапе закрепления пройденной темы использую тестовые задания с выбором ответа (Krabtest).
- При обработке результатов обследовании речи учащихся, для ведения мониторинга речевого развития детей удобно применять MS Excel.
На логопедических занятиях можно использовать различные развивающие и обучающие компьютерные программы.
- Семейный наставник. Русский язык. Начальная школа
- Игры для тигры
- Трое из Простоквашино. Шарик учит азбуку
- Баба-Яга учится читать
- Гарфилд второклассникам. Грамматика и письмо
- Гарфилд второклассникам. Лексика и орфография
- Адалин. Развитие речи. Задания и упражнения для детей
- Ваш домашний логопед
- Развитие речи
- Трудные звуки
- Супердетки. Весёлый диктант
- Сайт «Логозаврия»
- Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе.
- Академия младшего школьника
- Я люблю Грамматику
- Домашний логопед.
- Интерактивный тренажёр для учеников 1-4 классов «Я пишу грамотно»
- Волшебник Изумрудного города. Азбука с Элли
В своей работе я использую интернет-сайты, с логопедическими онлайн-играми.
- www.logozavr.ru
- www.solnet.ee
- www.logoped1965.narod.ru
- www.detiseti.ru
- www.teremoc.ru
- www.lohmatik.ru
- www.internetenok.narod.ru
- www.nachalka.com
Таким образом, использование компьютерных технологий в процессе коррекции нарушений устной и письменной речи учащихся позволяет более эффективно устранять различные недостатки, тем самым преодолевать преграды на пути достижения успеха школьника. Применение компьютерных технологий в процессе коррекции устной и письменной речи у детей младшего школьного возраста позволяет сочетать коррекционные и учебно-развивающие задачи логопедического воздействия, учитывать закономерности и особенности психического развития школьников. Использование в коррекционном процессе компьютерной технологии способствует активизации у детей компенсаторных механизмов на основе сохранных видов восприятия. Работа по коррекции общего недоразвития речи, а также контроль над результатами деятельности школьников проводится с опорой па зрительное и слуховое восприятие.
В процессе коррекционной логопедической работы на их основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью.
Использование ИКТ в системе работы логопеда позволяет существенно усилить мотивацию ребенка к логопедическим занятиям, сократить время, необходимое для коррекции и автоматизации ряда речевых навыков, формировать у ребенка активную позицию субъекта обучения; систематизировать работу школьного логопеда.
Приложение. Презентация «Использование информационно - коммуникативных технологий в коррекционно-развивающей работе с учащимися»