10 класс (2 часа)
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: индивидуальная и групповая работа с элементами дискуссии.
Цели:
- Рассмотреть положение русских земель на рубеже XIII–XIV вв.., проанализировать возможные альтернативы существования русских земель под контролем Золотой Орды или Литовского княжества и их последствия. Выявить важнейшие предпосылки централизации русских земель и определить основные преимущества Москвы как политического центра над другими крупными русскими городами.
- Продолжать работу над формированием навыков самостоятельного анализа и обобщения исторических источников, умения давать полный развернутый ответ, находить причинно-следственные связи, проводить исторические аналогии; совершенствовать навыки работы с картой, сопоставлять картографические данные с общеисторическим материалом.
- Способствовать формированию у обучающихся самостоятельной оценки изучаемых процессов и событий. Умение аргументировано отстаивать свою точку зрения и воспринимать точку зрения оппонента.
Оборудование: карта русских земель, Великого княжества Литовского и Золотой Орды XIII–XIV вв., мультимедиа, исторические тексты, лист контроля.
Информационные источники:
- Исторические карты русских земель, Великого княжества Литовского и Золотой Орды XIII- XIV вв.http://technolog.edu.ru/kaf/ionk/DocLib2/Forms/AllItems.aspx
- Ионов И.Н. Российская цивилизация IX - начало XX века. М. 1998.
- Ключевский В.О. Краткое пособие по русской истории. М. 1992.
- История России с древнейших времён до второй половины ХIX века. Курс лекций под редакцией Б.В. Личмана. Екатеринбург. 1994.
План урока:
- Русские земли на рубеже XIII- XIV вв.
- Предпосылки объединения русских земель.
- Причины возвышения Москвы.
Ход урока
I этап урока (актуализация знаний)
Учитель: Рассмотрим положение Руси на рубеже XIII- XIV вв.
Как изменилось положение Руси в XIII в.?
Обучающиеся: Русь в 13 в. попала под влияние Орды.
Учитель: Какие последствия для русских земель имела зависимость от Орды?
Обучающиеся:
- ордынские ханы хоть и сохранили сложившиеся на Руси порядки управления государством, но постоянно вмешивались в них;
- были разрушены и разорены города;
- были забыты многие ремесла;
- Русь выплачивала Орде огромную дань;
- в хозяйственном развитии северо- восточные княжества оказались отброшенными на 50-100 лет;
- началось экономическое отставание нашей страны от западноевропейских княжеств;
- прервались связи южных и юго-западных княжеств с северо-восточными;
- изменился и характер княжеской власти.
Учитель: Какие земли подверглись разрушению в период нашествия Батыя?
Обучающиеся: Наибольшему разорению подверглась Северо-Восточная Русь и южные княжества Руси. В наименьшей степени были затронуты нашествием земли Северо-Западной Руси:
- Новгородская земля;
- Полоцкое княжество;
- Смоленское княжество;
- Турово-Пинское княжество.
(Обучающиеся сопровождают ответ показывая княжества на карте).
Учитель: В результате, степень зависимости русских земель от Орды была различная т.е.:
- Южные- лесостепные районы, пограничные со степью Руси непосредственно вошли в пределы золоордынских владений и напрямую управлялись ордынскими наместниками(мурзами).
- Северо-восточные, лесные районы (Владимиро-суздальское княжество, Рязанское княжество, Муромское княжество) попали в вассальную зависимость еще при Ярославе Всеволодовиче и Александре Невском, которые добровольно присягнули на верность ордынскому хану, получив ярлык.
- Северо-западные земли подчинялись ордынцам формально. Только Новгород и Псков платили дань ордынцам со времён Александра Невского.
При этом, северо-западные земли полностью сохранили свою политическую самостоятельность. Полоцкое, Турово-Пинское, Смоленское княжества избежали ордынского контроля за счет перехода их под власть Великого Литовского княжества.
Чтобы понять положение Руси, необходимо рассмотреть этнополитическую ситуацию в соседних с Русью территориях: Великом княжестве Литовском и Золотой Орде.
II этап урока (изучение нового материала в форме индивидуальной работы с историческим текстом)
Учитель: При изучении нового материала, вы должны заполнить лист контроля. (Приложение №1)
Индивидуальная работа обучающихся с историческим текстом.
Объединение русских земель в Литовском государстве в XIII – XVI вв.( фрагмент учебного пособия «Российская цивилизация IX - начало XX века» И.Н.Ионов). Приложение №2. (на работу 10 минут)
Учитель: С чем связан быстрый территориальный рост Литовского государства?
Как складывались отношения литовского и русского населения до принятия Литвой католичества?
Как сказалось на русско-литовских отношениях сближение Литвы с Польшей и принятие Литвой католичества?
Индивидуальная работа с историческим текстом Золотая Орда: мифы и реальность( фрагмент курса лекций под редакцией Б.В. Личмана «История России с древнейших времён до второй половины XIX века») (Приложение №3) (на работу 10 минут)
Учитель: Насколько развитым государством была Золотая Орда?
Какие факторы обусловили расцвет Золотой Орды?
Какую роль сыграло принятие ислама Золотой Ордой во взаимоотношениях Руси и Орды?
Учитель: Какую угрозу для русских земель создавало усиление Литвы и Орды?
Обучающиеся: потеря государственности Руси и культурно-цивилизационных основ существования русского народа.
Учитель: угроза потери государственности и культурно-цивилизационных основ Руси является важнейшей внешнеполитической предпосылкой объединения Руси.
Учитель: Назовите внутренние предпосылки объединения Руси?
Обучающиеся: сохранение единой культуры, языка, религии.
III этап (изучение нового материала в форме групповой работы)
Учитель: Особенности объединения русских земель во многом зависели от того какие города могли выступить в роли центра. В этой роли могли выступить Новгород, Тверь, Москва.
Учитель: Почему именно эти города могли встать во главе русских земель?
(Учитель по рядам формирует 3 группы обучающихся и дает им задание)
Работа в группах с источниками.
1-я группа – жители Новгорода (новгородцы) Приложение №4.
2-я группа – жители Москвы (москвичи) Приложение №5.
3-я группа жители Твери (тверичи) Приложение №6.
Задания группам. Опираясь на работу с текстом, картой, охарактеризуйте положение этих городов. Характеристика должна включать в себя:
- особенности географического положения;
- экономическое развитие;
- роль в политической и культурной жизни русских земель.
На работу вам даётся 15 минут. При ответах групп не забудьте заполнить таблицу в листе контроля.
(Заслушивается каждая группа, по результатам сообщений устраивается обсуждение с целью определить, у какого из городов было больше шансов стать центром объединения русских земель. В ходе дискуссии обучающиеся должны выявить преимущества и недостатки каждого города и прийти к выводу, что больше всего шансов было у Москвы.)
Учитель: Назовите основные причины возвышения Москвы.
Обучающиеся:
- удачная политика московских князей;
- переезд митрополита Петра из Владимира в Москву;
- отдаленность от внешней опасности;
- покровительство хана Золотой Орды;
- Москва находилась на перекрестке торговых путей.
IV этап (закрепление изученного материала)
Учитель:
- Какие возможные альтернативы развития русских земель вы можете выделить?
- Почему из всех возможных альтернатив реализовалась только одна - объединение Руси под руководством Москвы?
В конце урока учитель собирает лист контроля выставляет учащимся оценки за работу на уроке. Лист контроля отдается обучающимся.
Домашнее задание: написать эссе на одну из тем:
- Почему литовско-русский вариант российской цивилизации не смог стать господствующим?
- Почему во главе процесса централизации русских земель стало именно Московское княжество? Какую роль сыграла политика московских князей? Какова в этом роль церкви?