Цель игры: Формирование у подрастающего поколения бережного отношения к воде как к жизненно важному ресурсу для человечества
Задачи:
- Воспитывать бережное отношение обучающихся к водным ресурсам края
- Обобщить знания обучающихся 5 классов по теме “Вода”
- Расширить кругозор обучающихся о роли воды в природе
- Повысить мотивацию обучающихся к изучению предмета
Оснащение: Компьютер с мультимедийным проектором и экраном; электронные презентации, выполненные в Power Point; кроссворды для команд и болельщиков; гидрографические карты ХМАО; экологическая сказка; листки и карандаши (ручки) для жюри, таблицы для подсчета баллов (возможно в Microsoft Excel).
Участники: 2 команды пятиклассников по 6 человек, для них 2 стола, 12 стульев + стол и стулья для жюри. Болельщики размещаются в зале за своими командами.
Ход игры
Приветствие учителя:
Мы сегодня собрались, чтобы поговорить о самом загадочном, о самом нужном веществе на Земле, о богатстве, без которого обойтись вообще невозможно не только каждый день, но и несколько раз в день. 2 команды 5-х классов и их болельщики будут участвовать в этом разговоре, и, надеюсь, беседа у них получится интересная и познавательная.
Итак, встречаем команды и знакомимся с ними (команда “Капелька”, команда “Родник”).
1-й этап:
Приветствие команд, их визитка. (В качестве домашнего задания для конкурса “Приветствие” команды делают электронные презентации или литературно-художественные композиции или сценки). Затем команды занимают места за игровыми столами.
Учитель: нам нужно справедливое жюри, кого изберём? (1 представитель от каждого класса, кл. руководители). Жюри размещается за столом.
2-й этап:
Учитель: первое задание командам – прослушайте сказку о 4-х братьях и отгадайте кто у них матушка.
Сказка “Три состояния воды”.
У матери было четыре сына. Всем хороши, удались сыновья, только друг
дружку братья признавать не хотели. Ничего схожего между собой не находили.
– Уж если, – говорил первый брат, – кого и вздумаю я братом назвать, так только
лебяжий пух или, на худой конец, хлопковые волокна.
– А я, – говорил второй брат, – на стекло покажу. Только его я могу своим братом
признать.
– А я белому дыму брат, – говорил третий. – Недаром нас одного с другим путают.
– А я ни на кого не похож, сказал четвёртый брат – и некого мне братцем назвать,
разве только слёзы.
Так по сей день спорят четыре родных брата: Белый снег, Синий лёд, Густой туман
Частый дождь. Друг друга братьями не называют. Бывает такое на свете. Не всегда
брат брата узнаёт, но все четверо родимой матушкой одну называют.
Учитель: Так кого же все четверо родимой матушкой зовут? (Воду.)
3-й этап:
Учитель: А теперь болельщики команд дружно ответят на мои вопросы:
Утром умываемся чем? – (Водой.) Кушаем пищу, приготовленную на чём? – (На воде.) Чай, кофе – это…(вода), молоко – это …(вода). Щи, кашу, компот без чего не приготовишь? – (Без воды.) Купаемся в чём? – (В воде.) Стираем в чём? – (В воде.) Моем полы чем? – (Водой.) Тепло в наши дома приходит с горячей водой в батареях.
Литературно-музыкальная композиция:
Учитель:
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовётся,
Лентой серебристой вьётся средь высоких стройных елей.
Рушится потоком селей.
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода – наша спутница всегда!
Без неё нам не умыться, не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить – без воды нам не прожить!
Вы её в пруду найдёте,
И в сыром лесном болоте.
Путешествует всегда наша спутница – вода!
Учитель: давайте посмотрим, какой бывает вода – презентация с музыкой “Вода”. Приложение 1.
4-й этап.
Учитель:
Конкурс “Круговорот воды в природе”: команды и болельщики должны пропутешествовать вместе с водой – команды разбираются со схемами Приложение 2: кто быстрее и точнее, а болельщики читают экологическую сказку с заданием “Путешествие капельки воды” Приложение 3.
Учитель:
Итак, вода совершает круговорот, а что знают о нём наши пятиклассники, мы сейчас узнаем у жюри. А пока жюри считает баллы, ещё конкурс.
Этап 5.
Учитель: команды и болельщики получают кроссворд, надо отгадать загадки, вписать ответы в клетки кроссворда и узнать ключевое слово. Кто быстрее и тише это сделает? Приложение 4.
Жюри подготовит предварительные итоги нескольких конкурсов.
Слово жюри.
6-й этап.
Учитель: объявляется конкурс необычных кроссвордов. Команды и болельщики получают карты нашего округа Приложение 5.и с их помощью заполняют кроссворды, а вот о чём отгадайте: Как ни петляет, где не бродит – все ж к морю синему приходит. Пускай дорога далека, но не заблудится ….(река).
Заполните кроссворды и узнайте, какие реки есть в нашем округе Приложение 6.
7-й этап.
Учитель: объявляется конкурс чтецов. Какая команда лучше прочтёт обращение к нефтяникам нашего края:
Пусть на земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда,
Пусть чистой остается в них навеки
Студеная и вкусная вода.Пусть никогда не зарастает тиной
Тот берег, на котором я стою.
Большие дяди, взрослые мужчины,
Храните речку светлую мою!
Пока жюри думает и считает баллы посмотрим презентацию “ Значение воды в природе”. Приложение 7.
Итоги игры, награждение команд. (Грамоты.)
Сейчас мы предлагаем вашему вниманию презентацию Карпухина Олега, ученика 6 класса нашей школы “Как тепло и вода поступают к нам в дома”. Приложение 8.