Игра-соревнование "Эта удивительная вода"

Разделы: География, Внеклассная работа


Цель игры: Формирование у подрастающего поколения бережного отношения к воде как к жизненно важному ресурсу для человечества

Задачи:

  1. Воспитывать бережное отношение обучающихся к водным ресурсам края
  2. Обобщить знания обучающихся 5 классов по теме “Вода”
  3. Расширить кругозор обучающихся о роли воды в природе
  4. Повысить мотивацию обучающихся к изучению предмета

Оснащение: Компьютер с мультимедийным проектором и экраном; электронные презентации, выполненные в Power Point; кроссворды для команд и болельщиков; гидрографические карты ХМАО; экологическая сказка; листки и карандаши (ручки) для жюри, таблицы для подсчета баллов (возможно в Microsoft Excel).

Участники: 2 команды пятиклассников по 6 человек, для них 2 стола, 12 стульев + стол и стулья для жюри. Болельщики размещаются в зале за своими командами.

Ход игры

Приветствие учителя:

Мы сегодня собрались, чтобы поговорить о самом загадочном, о самом нужном веществе на Земле, о богатстве, без которого обойтись вообще невозможно не только каждый день, но и несколько раз в день. 2 команды 5-х классов и их болельщики будут участвовать в этом разговоре, и, надеюсь, беседа у них получится интересная и познавательная.

Итак, встречаем команды и знакомимся с ними (команда “Капелька”, команда “Родник”).

1-й этап:

Приветствие команд, их визитка. (В качестве домашнего задания для конкурса “Приветствие” команды делают электронные презентации или литературно-художественные композиции или сценки). Затем команды занимают места за игровыми столами.

Учитель: нам нужно справедливое жюри, кого изберём? (1 представитель от каждого класса, кл. руководители). Жюри размещается за столом.

2-й этап:

Учитель: первое задание командам – прослушайте сказку о 4-х братьях и отгадайте кто у них матушка.

Сказка “Три состояния воды”.

 У матери было четыре сына. Всем хороши, удались сыновья, только друг дружку братья признавать не хотели. Ничего схожего между собой не находили.
– Уж если, – говорил первый брат, – кого и вздумаю я братом назвать, так только лебяжий пух или, на худой конец, хлопковые волокна.
– А я, – говорил второй брат, – на стекло покажу. Только его я могу своим братом признать.
– А я белому дыму брат, – говорил третий. – Недаром нас одного с другим путают.
– А я ни на кого не похож, сказал четвёртый брат – и некого мне братцем назвать, разве только слёзы.
Так по сей день спорят четыре родных брата: Белый снег, Синий лёд, Густой туман Частый дождь. Друг друга братьями не называют. Бывает такое на свете. Не всегда брат брата узнаёт, но все четверо родимой матушкой одну называют.

Учитель: Так кого же все четверо родимой матушкой зовут? (Воду.)

3-й этап:

Учитель: А теперь болельщики команд дружно ответят на мои вопросы:

Утром умываемся чем? – (Водой.) Кушаем пищу, приготовленную на чём? – (На воде.) Чай, кофе – это…(вода), молоко – это …(вода). Щи, кашу, компот без чего не приготовишь? – (Без воды.) Купаемся в чём? – (В воде.) Стираем в чём? – (В воде.) Моем полы чем? – (Водой.) Тепло в наши дома приходит с горячей водой в батареях.

Литературно-музыкальная композиция:

Учитель:

Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовётся,
Лентой серебристой вьётся средь высоких стройных елей.
Рушится потоком селей.
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода – наша спутница всегда!
Без неё нам не умыться, не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить – без воды нам не прожить!
Вы её в пруду найдёте,
И в сыром лесном болоте.
Путешествует всегда наша спутница – вода!

Учитель: давайте посмотрим, какой бывает вода – презентация с музыкой “Вода”. Приложение 1.

4-й этап.

Учитель:

Конкурс “Круговорот воды в природе”: команды и болельщики должны пропутешествовать вместе с водой – команды разбираются со схемами Приложение 2: кто быстрее и точнее, а болельщики читают экологическую сказку с заданием “Путешествие капельки воды” Приложение 3.

Учитель:

Итак, вода совершает круговорот, а что знают о нём наши пятиклассники, мы сейчас узнаем у жюри. А пока жюри считает баллы, ещё конкурс.

Этап 5.

Учитель: команды и болельщики получают кроссворд, надо отгадать загадки, вписать ответы в клетки кроссворда и узнать ключевое слово. Кто быстрее и тише это сделает? Приложение 4.

Жюри подготовит предварительные итоги нескольких конкурсов.

Слово жюри.

6-й этап.

Учитель: объявляется конкурс необычных кроссвордов. Команды и болельщики получают карты нашего округа Приложение 5.и с их помощью заполняют кроссворды, а вот о чём отгадайте: Как ни петляет, где не бродит – все ж к морю синему приходит. Пускай дорога далека, но не заблудится ….(река).

Заполните кроссворды и узнайте, какие реки есть в нашем округе Приложение 6.

7-й этап.

Учитель: объявляется конкурс чтецов. Какая команда лучше прочтёт обращение к нефтяникам нашего края:

Пусть на земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда,
Пусть чистой остается в них навеки
Студеная и вкусная вода.

Пусть никогда не зарастает тиной
Тот берег, на котором я стою.
Большие дяди, взрослые мужчины,
Храните речку светлую мою!

Пока жюри думает и считает баллы посмотрим презентацию “ Значение воды в природе”. Приложение 7.

Итоги игры, награждение команд. (Грамоты.)

Сейчас мы предлагаем вашему вниманию презентацию Карпухина Олега, ученика 6 класса нашей школы “Как тепло и вода поступают к нам в дома”. Приложение 8.