Класс: 7 класс.
Тип урока: обобщающий.
Форма урока: урок-игра
Цели урока:
- Образовательная: обобщить знания учащихся по данной теме;
- Развивающая: развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся, стремления к самостоятельному поиску знаний; развитие умений и навыков работы в группе;
- Воспитательная: формирование научного мировоззрения; повышение интереса к предмету.
Оборудование: выставка художественных книг об Африке; слайды “Виды Африки”, “Животные Африки”; мультимедиапроектор; аудиозапись музыкальных отрывков из оперы “Порги и Бесс” Дж. Гершвина; музыкальный центр.
Структура урока:
- Организационный момент.
- Вводная часть урока.
- Основная часть урока.
- Конкурсные задания:
- Коротко о разном.
- Художественный конкурс.
- Конкурс капитанов “В мире животных”.
- Литературный конкурс.
- Итог урока.
Ход урока
I. Организационный момент. (5 мин.)
Учитель: – Здравствуйте, ребята! В течение нескольких уроков мы знакомились с удивительным южным материком – Африкой. Обратите внимание на выставку книг, рассказывающих об этом материке, народах и странах. В них вы сможете найти для себя много нового и интересного, а также ответы на многие вопросы. Посмотрите, насколько живописны горные и пустынные пейзажи, долины африканских рек!
(Показ слайдов с видами Африки.)
Сегодня наш урок пройдет в форме игры “Интеллектуальный турнир”, для этого вы поделились на две команды. Каждая команда выбирает своего капитана.
II. Вводная часть. (1 мин.)
Учитель: – Перед вами стоит задача обобщить знания, полученные на уроках; вспомнить особенности природы материка, животного и растительного мира. За каждый правильный ответ, команда получает жетон. В конце игры количество жетонов будет подсчитано и по итогам определен победитель.
III. Основная часть.
Конкурсные задания:
1. Коротко о разном. (7 мин.)
Вопросы для 1 команды | Вопросы для 2 команды |
1. Океан, омывающий Африку с востока? (Индийский.) 2. Пролив, отделяющий Африку от Европы? (Гибралтарский.) 3. Английский путешественник, проживший половину своей жизни на материке, предпринявший путешествие по реке Замбези и открывший водопад Виктория? (Ливингстон) 4. Этот русский исследователь, горный инженер, писатель был приглашен
правителем Египта для геологических исследований месторождений золота.
Он нанес на карту Африки русские географические названия рек : Невка,
Безымянная, Георгиевская? 5. Горы, находящиеся на северо-западе материка, образовавшиеся на стыке двух литосферных плит? (Атлас.) 6. На долю Африки приходится большая часть добычи этого полезного ископаемого в мире? (Алмазы.)
7. Высочайшая точка континента? 8. Чтобы сохранять воду круглый год, жители этого государства создали целую систему каналов длиною в несколько тысяч миль, а чтобы предотвратить наводнения, воздвигли мощные плотины и строили водохранилища. Жители какого государства? (Египет) 9. Большая часть этой страны расположена на Эфиопском нагорье. Здесь выращивают кофе. (Эфиопия)
10. Климатический пояс, находящийся между экваториальным и тропическим? (Субэкваториальный.) 11. Образование этой природной зоны обусловлено большим количеством тепла и влаги в течение всего года? (Экваториальный лес.) 12. Самый большой по площади бассейн у реки? (Конго.) 13. Самое глубокое озеро? (Танганьика.) 14. Самая длинная река? (Нил.) 15. Высокогорное озеро на Эфиопском нагорье откуда берет свое начало Голубой Нил? (оз. Тана.) 16. Одна из крупнейших рек Африки, впадающая в Гвинейский залив? (Нигер.) 17. Об этом дереве говорят: “Королева пустыни, она всегда держит голову в огне, а ноги в воде”? (финиковая пальма)
|
1. Океан, омывающий Африку с запада?
(Атлантический.) 2. Самый крупный остров, прилежащий к Африке? (Мадагаскар.) 3. Русский путешественник, исследователь, занимавшийся изучением центральной Африки, а также изучением водораздела между бассейнами рек Нила и Конго в Восточном Судане и издавший труд в трех томах “Путешествие по Африке”? (В.В. Юнкер) 4. Этот русский академик занимался изучением почв и техники земледелия в Африке. Собрал около 6000 образцов культурных растений? (Н.И. Вавилов)
5. Горы, имеющие плоские вершины, находящиеся на самом юге Африки? (Капские) 6. Месторождения этого полезного ископаемого находятся на севере материка. Используются для выработки удобрений? (Фосфориты.) 7. Страшнейший ураган пустыни? (Самум.)
8. Большая часть этой страны занята каменистыми и песчаными пустынями Сахары. Коренное население составляют арабы и берберы? (Алжир)
9. Это горное государство находится на северо-западе Африки. Здесь каждый клочок земли, иногда даже на отвесной скале, используется под сады и огороды, где выращивают в основном цитрусовые и оливки, а также виноград. В горах этого государства иногда бывает даже снег, вещь редкая в пейзаже Сев. Африки, чтобы взглянуть на снег, люди спешат сюда, преодолевая большие пространства? (Марокко.)
10. Климатический пояс, в котором расположена самая жаркая и сухая пустыня Земли? (Тропический.) 11. Эта природная зона занимает около 40% площади материка. Отличается большим разнообразием животного мира? (Саванны.) 12. Самое большое озеро? (Виктория.) 13. Самое мелкое озеро, из которого не вытекает ни одна река? (Чад.) 14. Водопад, название которого в переводе на русский язык “Дымящаяся вода”? (Тис-Аббай.) 15. Название реки, где находится водопад Виктория? (Замбези.) 16. Название этой реки, находящейся в Южной Африке, можно встретить у К.И. Чуковского в “Айболите”? (Лимпопо.) 17. Это дерево характерно для африканской саванны. Оно может жить до 5 тыс. лет. Древесина для строительства не пригодна, но зато в дуплах этого дерева устраивают гараж для легкового автомобиля? (Баобаб.) |
2. Художественный конкурс. (5 мин.)
В этом конкурсе на чистом плакате необходимо нарисовать контур Африки с указанием крупных рек, основных горных систем и т.д. Побеждает та команда, где изображение Африки будет наиболее подробным.
3. Конкурс капитанов “В мире животных”. (8 мин.)
Капитан каждой команды получает текст задания.
Вопросы для капитана 1 команды | Вопросы для капитана 2 команды |
1. Об этом животном говорят, как о “корабле пустыни”.
(Верблюд.)
2. Изображение этого зверя можно увидеть на многих королевских знаках отличия и гербах, он олицетворяет величие и власть; его грозный рев вызывает трепет и страх у всех, кто его слышит. (Лев.) 3. Это травоядное животное обладает исключительным обонянием, слухом и зрением, кроме того, очень быстро передвигается, но не смотря на это часто становится добычей разных хищников. Обитает в большей части в саванне. (Газель.) 4. Это родственник ящериц, но куда ему до их проворства. Малоподвижные лапы, зато длинный язык. Очень вкусное мясо, поэтому много врагов. Родина – Мадагаскар. (Хамелеон.)
5. Это животное изумляет необычной окраской, которой его одарила природа, как ни странно, это прекрасная маскировка: когда животное движется, в потоках исходящего от земли горячего воздуха, оно становится невидимым. (Зебра.) 6. В субтропических и тропических районах стаи этих насекомых – подлинная катастрофа. Время от времени, снижаясь к земле, эти стаи полностью уничтожают всю растительность. (Саранча.) 7. Эта птица очень проворна при ловле рыбы, а свой улов хранит в мешочке в подклювье. (Пеликан.) 8. Это насекомое вызывает сонную болезнь и у животных, и у людей. (Муха цеце.) |
1. Рост этой птицы 100 см. На голове имеется хохолок из
длинных перьев, ему она и обязана своим названием. (Птица-секретарь.) 2. Вес этого животного до 3-х тонн. Оно очень дикое и раздражительное, к тому же близорукое и поэтому нападает даже на деревья, но убедившись, что нет опасности, проходит мимо. Обитает в саванне. (Носорог.) 3. С древних времен люди проявляли интерес к этой птице. Рисунки с ее изображением встречаются в пещерах доисторических охотников. Скорлупу яиц этой птицы используют как сосуды для воды. Это самая большая птица в мире. (Страус.) 4. Это млекопитающее своей внешностью обязано многим животным: телосложение от верблюда, голова от оленя, копыта как у крупного рогатого скота, хвост как у птицы, шерсть похожа на шкуру леопарда. Свое – только необычайно длинная шея. (Жираф.) 5. Из бивней этого гигантского животного в древности делали украшения, орудия и инструменты. Впервые это животное в сражении против А.Македонского использовал персидский царь Дарий. Кроме того, это животное превосходный труженик. (Слон.) 6. Эта птица удивительнейшей красоты, окраска перьев от ослепительно белого цвета до нежно-розового. (Фламинго.)
7. Это животное, благодаря пяточку, которым можно рыть землю и мощным конечностям, в несколько минут весь зарывается в землю, какой бы твердой она ни была. (Трубкозуб.) 8. В тропических странах неизменная деталь пейзажа – пирамидальные или куполообразные сооружения в несколько метров высотой. Обитатели этих сооружений доставляют человеку много неприятностей. Недаром их называют “всепортящие”. (Термиты.) |
Учитель: – Пока капитаны команд готовят ответы на вопросы, я хочу рассказать вам об истории возникновения джаза – музыкального направления, родиной которого является африканский континент.
Джаз появился в начале XX века в Америке. В основе джаза – народная музыка негров-невольников, вывезенных из родных мест для работы на плантациях Америки. Отличительной чертой музыки является причудливое слияние барабанных ритмов и пения солистов, а также свобода исполнения, то есть – импровизация. Для джаза характерны такие инструменты как труба, саксофон, контрабас, гитара, рояль. Говоря о джазе, нельзя не вспомнить имена известных джазистов, которыми являются Луи Армстронг, Бенни Гудмен, Дюк Эллингтон. В нашей стране история джаза связана с именем Леонида Утесова. Известные направления джаза: свит-джаз, би-боп, симфоджаз. Джаз дал начало еще одному музыкальному направлению – рок-н-роллу. Предлагаю вам послушать отрывки из оперы “Порги и Бесс” Дж. Гершвина, который стал основателем нового направления в джазе – симфоджаз.
(Слушание отрывков из оперы.)
Учитель: – Я думаю, капитаны справились с заданием, давайте послушаем их ответы.
(Каждый ответ сопровождается слайдом с фотографией животного.)
4. Литературный конкурс. (10 мин.)
Учитель: – А сейчас мы с вами немного помечтаем и постараемся мысленно перенестись на африканский континент. В качестве домашнего задания каждой команде было предложено составить небольшой рассказ на тему: “Один день в Африке”
(Представитель команды зачитывает рассказ)
III. Итог урока. (4 мин.)
Подсчет количества жетонов, награждение победителей.
Учитель: – Итак, итоги подведены. Ребята, вы сегодня хорошо поработали, молодцы! Надеюсь, что в дальнейшем, вы с таким же интересом будете изучать другие материки и показывать прочные знания.