Пояснительная записка
Программа предназначена для предпрофильной подготовки обучающихся 9-х классов с ориентацией на оборонно-спортивный и технологический профили.
Данный элективный курс является источником знаний, который расширяет базовый компонент ГОСа основного общего образования по направлению “Технология. Обслуживающий труд” в рамках модуля “Создание изделий из текстильных и поделочных материалов”.
Программа применима для разных групп школьников, что достигается обобщённостью включённых в неё знаний и умений.
Актуальность программы определяется интересом учащихся к туризму и желанием изготовить часть снаряжения своими руками.
Человек с рюкзаком на просёлочной дороге или труднопроходимой таёжной тропе – привычный персонаж современной жизни. Туристу не страшны ни холод, ни жара. У него есть поговорка: “Нет плохой погоды, если есть хорошее снаряжение”.
Цель данного элективного курса – познакомить девятиклассников с различными видами туристского снаряжения и изготовить 1-2 изделия, необходимых в походе.
Задачи:
- способствовать реализации интереса к туризму через подготовку снаряжения к походу;
- освоить (для новичков) или усовершенствовать умения по управлению промышленной швейной машиной;
- показать значимость собственного труда при изготовлении изделий.
Элективный курс рассчитан на 18 учебных часов (9 занятий по 2 часа в неделю).
Тематический план
№ |
Наименование темы |
Всего часов |
Из них |
|
Теория |
Практика |
|||
1 |
Введение. История развития туризма. Виды туризма | 1 |
1 |
- |
2 |
Безопасность труда при выполнении швейных работ | 1 |
0,5 |
0,5 |
3 |
Снаряжение туриста | 1 |
0,5 |
0,5 |
4 |
Освоение промышленной швейной машины | 3 |
- |
3 |
5 |
Экскурсия в городской туристский клуб | 2 |
- |
2 |
6 |
Изготовление несложных изделий туристского снаряжения | 9 |
- |
9 |
7 |
Итоговое занятие | 1 |
- |
1 |
ИТОГО: |
18 |
2 |
16 |
Содержание программы
- Введение. История развития туризма. Виды туризма (1 час)
- Безопасность труда при выполнении швейных работ (1 час)
- Снаряжение туриста (1 час)
- Освоение промышленной швейной машины (3 часа)
- Экскурсия в городской туристический клуб (2 часа)
- Изготовление несложных изделий туристического снаряжения (9 часов)
- Итоговое занятие (1 час).
Цели и задачи курса. История туризма: возникновение, развитие, современная ситуация. Понятия: “туризм”, “поход”. Виды туризма. Виды походов: пешеходные, лыжные, горные, водные, велосипедные.
Входная анкета.
Правила техники безопасности при выполнении ручных работ, при работе на промышленной швейной машине, с электроутюгом. Правила пожарной и электробезопасности в швейной мастерской..
Подбор личного и группового снаряжения. Требования, предъявляемые к туристскому снаряжению. Специальное снаряжение. Уход за снаряжением.
Интеллектуальная игра “Снаряжение”.
Творческое задание “Необычное использование обычных вещей”.
Освоение приёмов работы на швейной промышленной машине: выполнение строчек без ниток, регулирование скорости, заправка ниток в машину, выполнение строчек с нитками.
Ознакомление с различными видами туристского снаряжения.
Выбор модели и ткани для изделия. Раскрой деталей по готовы м выкройкам. Пошив изделий по выбору: рукавицы, головной убор (кепка, панама), шорты, ветрозащитная маска.
Викторина “Туристское снаряжение”.
Подведение итогов за курс обучения.
Методические указания
Занятия курса носят преимущественно практический характер.
В прохождении теоретических тем программы полезно использовать игровую, соревновательную форму, которая даёт возможность учащимся проявить свои знания и умения: решение задач на сообразительность, интеллектуальная игра “Снаряжение”, творческое задание “Необычное использование обычных вещей”, викторина “Туристское снаряжение”.
Важнейшим моментом обучения является привитие ребятам практических умений по освоению швейного оборудования и изготовлению несложных изделий на себя. Это могут быть рукавицы, кепка, панама, шорты, ветрозащитная маска. При выборе изделия необходимо опираться на исходную подготовку школьников по швейному делу. Следует учитывать и чисто психологический момент – то, что сделано своими руками, приобретает для ребят особую ценность и рождает чувство уверенности.
При изучении курса большую помощь окажет экскурсия в городской туристский клуб.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Учащийся должен знать:
- правила безопасного труда;
- правила подбора личного и группового снаряжения;
- требования к туристскому снаряжению;
- правила ухода за туристским снаряжением;
- правила работы на промышленной швейной машине.
Учащийся должен уметь:
- соблюдать правила безопасного труда;
- подбирать личное и групповое снаряжение;
- раскраивать по готовым выкройкам деталей несложных изделий;
- пользоваться промышленной швейной машиной.
Учащийся должен иметь представление:
- об истории туризма;
- о видах туризма;
- о видах походов.
Литература для учителя
- В мире природы, истории и литературы: Сборник загадок / Сост. М.П.Филипченко. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Внеклассая работа: Интеллектуальные марафоны в школе. 5-11 классы / Авт.-сост. А.Н.Павлов. – М.: НЦ ЭНАС, 2004.
- Гагарина С.В., Бокова С.В. Проектирование швейных головных уборов: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
- Елькин В.И., Гармаш Л.Д., Браверманн Э.М. Физика и астрономия в походе и на природе. – М.: Школьная Пресса, 2003.
- Жихарев А.М. Собираемся в поход. – Ярославль: Академия развития, 2004.
Методические пособия
- Куликов В.М., Ротштейн Л.М. Школа туристских вожаков: Учебно-методическое пособие. – М.: ВЛАДОС, 1999.
- Ромашкова Е.И. Картотека форм познавательной деятельности учащихся. – М.: Сфера, 2005.
Литература для обучающихся
- Елькин В.И., Гармаш Л.Д., Браверманн Э.М. Физика и астрономия в походе и на природе. – М.: Школьная Пресса, 2003.
- Жихарев А.М. Собираемся в поход. – Ярославль: Академия развития, 2004.
Наглядные пособия
- Изделия туристского снаряжения.
- Журналы мод.