Туристское снаряжение (программа элективного курса предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов)

Разделы: Технология


Пояснительная записка

Программа предназначена для предпрофильной подготовки обучающихся 9-х классов с ориентацией на оборонно-спортивный и технологический профили.

Данный элективный курс является источником знаний, который расширяет базовый компонент ГОСа основного общего образования по направлению “Технология. Обслуживающий труд” в рамках модуля “Создание изделий из текстильных и поделочных материалов”.

Программа применима для разных групп школьников, что достигается обобщённостью включённых в неё знаний и умений.

Актуальность программы определяется интересом учащихся к туризму и желанием изготовить часть снаряжения своими руками.

Человек с рюкзаком на просёлочной дороге или труднопроходимой таёжной тропе – привычный персонаж современной жизни. Туристу не страшны ни холод, ни жара. У него есть поговорка: “Нет плохой погоды, если есть хорошее снаряжение”.

Цель данного элективного курса – познакомить девятиклассников с различными видами туристского снаряжения и изготовить 1-2 изделия, необходимых в походе.

Задачи:

  • способствовать реализации интереса к туризму через подготовку снаряжения к походу;
  • освоить (для новичков) или усовершенствовать умения по управлению промышленной швейной машиной;
  • показать значимость собственного труда при изготовлении изделий.

Элективный курс рассчитан на 18 учебных часов (9 занятий по 2 часа в неделю).

Тематический план

Наименование темы

Всего часов

Из них

Теория

Практика

1

Введение. История развития туризма. Виды туризма

1

1

-

2

Безопасность труда при выполнении швейных работ

1

0,5

0,5

3

Снаряжение туриста

1

0,5

0,5

4

Освоение промышленной швейной машины

3

-

3

5

Экскурсия в городской туристский клуб

2

-

2

6

Изготовление несложных изделий туристского снаряжения

9

-

9

7

Итоговое занятие

1

-

1

ИТОГО:

18

2

16

Содержание программы

  1. Введение. История развития туризма. Виды туризма (1 час)
  2. Цели и задачи курса. История туризма: возникновение, развитие, современная ситуация. Понятия: “туризм”, “поход”. Виды туризма. Виды походов: пешеходные, лыжные, горные, водные, велосипедные.

    Входная анкета.

  3. Безопасность труда при выполнении швейных работ (1 час)
  4. Правила техники безопасности при выполнении ручных работ, при работе на промышленной швейной машине, с электроутюгом. Правила пожарной и электробезопасности в швейной мастерской..

  5. Снаряжение туриста (1 час)
  6. Подбор личного и группового снаряжения. Требования, предъявляемые к туристскому снаряжению. Специальное снаряжение. Уход за снаряжением.

    Интеллектуальная игра “Снаряжение”.

    Творческое задание “Необычное использование обычных вещей”.

  7. Освоение промышленной швейной машины (3 часа)
  8. Освоение приёмов работы на швейной промышленной машине: выполнение строчек без ниток, регулирование скорости, заправка ниток в машину, выполнение строчек с нитками.

  9. Экскурсия в городской туристический клуб (2 часа)
  10. Ознакомление с различными видами туристского снаряжения.

  11. Изготовление несложных изделий туристического снаряжения (9 часов)
  12. Выбор модели и ткани для изделия. Раскрой деталей по готовы м выкройкам. Пошив изделий по выбору: рукавицы, головной убор (кепка, панама), шорты, ветрозащитная маска.

  13. Итоговое занятие (1 час).

Викторина “Туристское снаряжение”.

Подведение итогов за курс обучения.

Методические указания

Занятия курса носят преимущественно практический характер.

В прохождении теоретических тем программы полезно использовать игровую, соревновательную форму, которая даёт возможность учащимся проявить свои знания и умения: решение задач на сообразительность, интеллектуальная игра “Снаряжение”, творческое задание “Необычное использование обычных вещей”, викторина “Туристское снаряжение”.

Важнейшим моментом обучения является привитие ребятам практических умений по освоению швейного оборудования и изготовлению несложных изделий на себя. Это могут быть рукавицы, кепка, панама, шорты, ветрозащитная маска. При выборе изделия необходимо опираться на исходную подготовку школьников по швейному делу. Следует учитывать и чисто психологический момент – то, что сделано своими руками, приобретает для ребят особую ценность и рождает чувство уверенности.

При изучении курса большую помощь окажет экскурсия в городской туристский клуб.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Учащийся должен знать:

  • правила безопасного труда;
  • правила подбора личного и группового снаряжения;
  • требования к туристскому снаряжению;
  • правила ухода за туристским снаряжением;
  • правила работы на промышленной швейной машине.

Учащийся должен уметь:

  • соблюдать правила безопасного труда;
  • подбирать личное и групповое снаряжение;
  • раскраивать по готовым выкройкам деталей несложных изделий;
  • пользоваться промышленной швейной машиной.

Учащийся должен иметь представление:

  • об истории туризма;
  • о видах туризма;
  • о видах походов.

Литература для учителя

  1. В мире природы, истории и литературы: Сборник загадок / Сост. М.П.Филипченко. – Волгоград: Учитель, 2008.
  2. Внеклассая работа: Интеллектуальные марафоны в школе. 5-11 классы / Авт.-сост. А.Н.Павлов. – М.: НЦ ЭНАС, 2004.
  3. Гагарина С.В., Бокова С.В. Проектирование швейных головных уборов: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
  4. Елькин В.И., Гармаш Л.Д., Браверманн Э.М. Физика и астрономия в походе и на природе. – М.: Школьная Пресса, 2003.
  5. Жихарев А.М. Собираемся в поход. – Ярославль: Академия развития, 2004.

Методические пособия

  1. Куликов В.М., Ротштейн Л.М. Школа туристских вожаков: Учебно-методическое пособие. – М.: ВЛАДОС, 1999.
  2. Ромашкова Е.И. Картотека форм познавательной деятельности учащихся. – М.: Сфера, 2005.

Литература для обучающихся

  1. Елькин В.И., Гармаш Л.Д., Браверманн Э.М. Физика и астрономия в походе и на природе. – М.: Школьная Пресса, 2003.
  2. Жихарев А.М. Собираемся в поход. – Ярославль: Академия развития, 2004.

Наглядные пособия

  1. Изделия туристского снаряжения.
  2. Журналы мод.

Презентация