На сегодняшний день, одно из перспективных направлений работы в системе дошкольного образования – это организация проектной деятельности.
Проект (от лат. projectus – брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперёд, торчащий) – это уникальная (в отличие от операций) деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определённого результата, цели; создание определённого, уникального продукта или услуги, при заданных ограничениях по ресурсам и срокам, а также требованиям к качеству и допустимому уровню риска [3] . Проект – 1) разработанный план устройства чего-либо; 2) предварительный текст какого-нибудь документа; 3) замысел [2] .
Иначе говоря, проект – работа, которая должна быть выполнена для достижения уникального, заранее определенного результата в рамках заданных сроков. В ходе работы над проектом создается всегда что-то новое и заканчивает проект свое существование тогда, когда достигнута конечная цель. Если работа над проектом становится однообразной, это показатель того, что проект отклоняется от намеченных целей.
На протяжении многих десятков лет педагоги в работе с детьми используют программный подход: хорошо составленная программа, в которой учтены все условия, и особенности работы, способствует на протяжении длительного времени выполнению основных целей и задач без привлечения разработчиков идеи. Программный подход проще по своей сути – один раз хорошо продумал и можешь пользоваться долгое время, однако в ходе реализации программы не создашь ничего нового. Проектный подход предполагает наличие некой гипотезы и необходимости ее проверять с учетом различных изменяющихся факторов, реальных или моделируемых, что означает большие временные и человеческие затраты; он требует постоянного внимания со стороны разработчиков. После реализации проекта создается что-то новое: может улучшиться материальная база учреждения, повысится уровень знаний воспитанников и др. Однако это не означает, что программа плохо, проект – хорошо, или наоборот. Оба эти процесса неразрывно связаны и невозможны друг без друга. Можно реализуя программу, включить в нее, для получения лучших результатов, несколько проектов.
Проект и программу отличают общие характеристики (таблица №1).
Таблица №1.
Общие характеристики. | Программа. | Проект. |
В основе лежит. | Алгоритм. | Гипотеза. |
Применение в работе. | Предполагает цикличность. | Предполагает разовость и этапность (результаты одного проекта могут являются основой для последующего). |
Цель. | Миссия. | Конкретная, достижимая. |
Условия. | Неизменны или достаточно общие, всегда одни и те же (или равнозначные). | Постоянно меняющиеся, что происходит здесь и сейчас. |
Цикличность. | Возможность воспроизводить неограниченное количество раз без внесения изменений. | Предполагает разовость (может быть воспроизведен повторно, но с внесением необходимых коррективов). |
Длительность. | Несколько лет. | От нескольких дней до одного года. |
Сроки реализации. | Не оговорены, этапы очень длительны. | Прописаны с точностью до недели, определенного дня. |
Результаты. | Могут быть не прописаны. | Конкретные, в цифрах, которые можно измерить. |
Таким образом, проект существует благодаря энтузиазму и инициативе участников, которые реализуют данный проект: воспитателей, помощников воспитателей, детей, родителей, привлеченных специалистов, а не возложенным на них обязанностям; способствует расширению коммуникаций между участниками проекта с целью быстрого обмена информацией и обсуждения хода проекта; ограничен временем и несет в себе новизну; требует проявления гибкости, так как в уникальных проектах не всегда все строго заранее определено. Уровень значимости проекта определяет сложность, длительность, состав исполнителей, масштаб, характер продвижения результатов, что влияет на содержание проектного управления.
По продолжительности проекты бывают краткосрочными (от одного или несколько занятий до 1–2 недели), среднесрочными (2–3 месяца) и долгосрочными (учебный год).
Чтобы выполнить проект вовремя и в соответствии со спецификацией требований, им необходимо управлять. Поэтому руководство на себя берет, тот, кто его организовывает. Управление проектами состоит из процессов по его осуществлению и дает возможность выполнить больше работы за меньшее время и силами меньшего числа людей. Участники проекта связанны прямой и обратной связью, посредством которой и реализуется проект [1] .
У каждого проекта есть свой жизненный цикл, который включает в себя основные этапы: начальный (концепция, разработка), основной (реализация) и заключительный (завершение).
Основные функции руководителя, творческой группы, по реализации проекта:
- определение направления проекта (на первом этапе – обдумывание идеи, разработка концепции проекта, оценка и утверждение, создание команды за счет привлечения участников, специалистов, принятие обязательств участниками проекта),
- разработка содержания основных работ (определение целей, задач, результатов, планирование ресурсов, оценка продолжительности работ, календарное, организационное планирование);
- осуществление планирования (планирование коммуникаций (взаимодействий) в проекте, оценка рисков и разработка мер реагирования на них, разработка плана проекта – единого сводного, согласованного документа, согласование основных этапов по реализации проекта)
- контроль за выполнением (организация и координация выполнения плана, обновление его плана, графика работ и бюджета)
- анализ и регулирование (представление отчетов о ходе выполнения работ проекта, управление изменениями; контроль воспитательно-образовательного процесса, сроков выполнения; контроль качества);
- завершение проекта (проведение итогового мероприятия, составление окончательного отчета, административное завершение проекта, празднование удачного завершения работы).
Таким образом, работа по реализации проекта состоит из пяти видов управленческой деятельности: планирования, организации, координации, руководства, контроля. Они последовательно сменяют друг друга, приводя к конечному результату.
В нашем дошкольном учреждении педагогами широко применяется метод организации проектной деятельности. Для того чтобы проектная деятельность осуществлялась в рамках реализации образовательной программы, мы разработали “Положение о проектной деятельности в МДОУ детский сад комбинированного вида № 5 “Брусничка” (Приложение 1), составили план работы педагогов по подготовке и реализации проектов:
- Изучение социально – значимой проблемы в работе с дошкольниками;
- Постановка цели, определение основных задач по реализации данной проблемы;
- Обоснование целесообразности проекта, определение сроков реализации;
- Разработка плана достижения цели;
- Составление плана – схемы основных этапов реализации проекта.
- Определение источника финансирования (если это требуется);
- Предоставление материалов по реализации проекта Совету педагогов;
- Обсуждение плана работы по реализации проекта с родителями, привлеченными специалистами;
- Привлечение сторонних специалистов к осуществлению соответствующих этапов проекта.
- Поиск и обработка информации по реализации проекта, накопление полученного материала;
- Разработка и включение в план-схему проекта занятий с детьми, игр, бесед, мероприятий и других видов детской деятельности;
- Анализ и корректировка основных этапов проекта;
- Выполнение домашнего задания детьми, их родителями для самостоятельного изучения и выполнения задач по реализации проекта;
- Презентация проекта, открытое занятие, праздник и др.
- Оформление проектной документации, подготовка отчетов по реализации проекта.
Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, реализация проекта должна быть гибкой, то есть воспитатель должен ненавязчиво направлять работу детей, реализуя основные этапы проекта. Для этого мы разработали рекомендации для педагогов по работе над проектом:
- Изучить тематику проекта.
- При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.
- Заинтересовать каждого ребёнка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
- Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
- Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт.
- Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребёнок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
- Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
- В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребёнком, используя индивидуальный подход.
- Развивать творческое воображение и фантазию детей, способствовать развитию их интеллектуальных способностей.
- Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний впечатлений.
- Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребёнком творчества.
- Заключительный этап проекта следует тщательно готовить и проводить в виде презентации, шоу, театрализованного действия и т.п.
С 2006 года творческой группой педагогов МДОУ д/с № 5 “Брусничка” были разработаны и внедрены проекты: “Дикие животные Бодайбинского района”, “Мой дом, моя улица”; “Витимский заповедник”; “Мини – музей группы”; “Этот загадочный космос” и др.
На протяжении четырех последних лет руководителями проектов стали
воспитатели:
– Еничева О.Д., Сусленкова Н.В. в проектах “Пирамидка”; “Зимующие птицы”;
– Резник И.В. “Мир цветов”; “Добрая книга”; “Ребенок открывает мир природы”
(Приложение 2);
– Рузаева Т.И., Балагурова Т.К. “Традиции семьи”; “Народная игрушка”;
– Савушкина А.С., Шнайдер О.А. “Творим и играем вместе”; “Птичья столовая”.
Проектная деятельность стала частью учебного процесса, при ее реализации у детей возникает множество вопросов, в основе которой лежит познавательный мотив. Дети задают вопросы сверстникам, родителям, воспитателям, ищут ответы в книгах, а затем, с готовыми материалами, выступают перед всеми детьми. Некоторые детские вопросы становятся темами очередных специальных бесед, которые проводятся в основном, в вечерние отрезки времени. В конце каждого проекта дошкольники демонстрируют свои умения думать, рассуждать, делать выводы.
В 2009–2010 учебном году дети средней группы в рамках реализации проекта “Ребенок открывает мир природы” занимались исследовательской деятельностью “Луковая история” (Приложение 3), которую представляли на районном конкурсе “Юный исследователь” (руководитель Резник И.В.).
С 2007 года коллектив детского сада ежегодно принимает активное участие в конкурсе малых грантов, реализуемого в рамках благотворительной программы “Грантовый конкурс Полюс Золото – CAF” в г.Бодайбо и Бодайбинском районе Иркутской области с проектами: “Аллея радости”; “Герои нашей семьи”; “Театр Петрушки”; “Порядок в доме”.
Проект “Аллея радости” (Приложение 4) стал первым опытом в организации проектной деятельности, который получил одобрение и поддержку 160000 рублей. Являясь руководителем проекта, расписала его основные этапы, составила проектно-сметную документацию. Основная цель проекта – благоустройство территории общего пользования – городского сквера “Ветеран”, расположенного рядом с дошкольным учреждением, и создание в нем благоприятных условий для игр и отдыха детей. Мы создали игровую площадку и “Поляну сказок”. Проводимые беседы и занятия по экологическому воспитанию, экскурсии в сквер, наблюдения и уход за растениями способствовали формированию у дошкольников бережного отношения к природе и ко всему живому; а совместная деятельность детей и взрослых по благоустройству сквера, позволила получить дошкольникам первые трудовые навыки, практические уроки экологической культуры. После проведенной работы на территории “Аллеи радости” мы создали экологическую тропу, по которой воспитанники совершают экскурсии и прогулки, ухаживают за объектами живой природы; на игровой площадке проводим спортивные соревнования; на “Поляне сказок” – экологические дидактические игры. Зимой ходим на лыжах, наблюдая за деревьями, птицами и изменениями в природе.
Создать театр в детском саду было давним желанием педагогов ДОУ. Именно театр, с декорациями, костюмами, со всеми необходимыми атрибутами. Но, так как, на это всегда не было средств, то это желание, казалось не выполнимым. Пока не объявили конкурс малых грантов. Проект “Театр Петрушки” (Приложение 5) получил поддержку 100000 рублей. Цель проекта – организация совместного досуга детей, их родителей, жителей микрорайона, выпускников ДОУ через совместную театрализованную деятельность. Благодаря проекту мы смогли объединить людей разного поколения, предложить им общаться, передавая опыт друг другу. Совместная театрализованная деятельность старших дошкольников, педагогов, родителей, бабушек способствовала формированию коммуникативных качеств у воспитанников, развитию фантазии, воображения, памяти, познавательных процессов, знаний об окружающем мире и готовности к взаимодействию с ним. Участвуя в процессе создания спектакля, дети учились коллективно работать над замыслом будущего спектакля, обмениваться информацией, изготавливать персонажей, элементы декораций, подбирать музыкальные характеристики персонажам, работать над ролью. При поддержке взрослых дошкольники чувствовали себя на сцене более уверенно и раскрепощено. Свои умения, навыки в театральной деятельности воспитанники демонстрировали во время проведения встреч с жителями микрорайона, перед родителями, воспитанниками других дошкольных учреждений города в простейших постановках, сценках и театрализованных представлениях.
Таким образом, благодаря проектной деятельности, материальная база дошкольного учреждения улучшилась на 15%. Было приобретено компьютерное оборудование, хозяйственный инвентарь; создан театральный кружок с необходимыми атрибутами и костюмами; в группах оборудованы мини – музеи: “Пуговицы”; “Хлеба”; “Куклы”, “Транспорта”, “Театра”, “Пирамидки”. Реализация проектов воспитателями групп способствовала расширению знаний у дошкольников об окружающем, развитию творческих, комбинаторных способностей и логического мышления, формированию навыков самостоятельных исследовательских умений в ходе поискового процесса.
Проектная деятельность привела к повышению качества образования воспитанников, расширению связей с другими организациями города, повышению имиджа и социального статуса среди жителей города и района.
Приложение. Слайды из проектов.
Литература:
- Бабанова Т. Основы социального проектирования. Иркутск, 2006.
- Малая советская энциклопедия, издательство “Советская энциклопедия”. Москва, 1977 г.
- Советский энциклопедический словарь, издательство “Советская энциклопедия”. Москва, 1981 г.