Основные направления и формы работы классного руководителя по формированию классного коллектива

Разделы: Классное руководство


Основные направления и формы работы классного руководителя определяются исходя из целей и задач образовательного учреждения. Цель нашего образовательного учреждения МОУ “СОШ № 92”перекликается с одним из положений стратегии – инициативы “Наша новая школа” – опережающее развитие, изучение того, что пригодится в будущем. То есть, учащиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Учитывая это, классный руководитель ОУ выстраивает свою систему работы. Эта работа ведётся по нескольким направлениям:

  • Воспитание физической культуры и здорового образа жизни;
  • Развитие интеллектуальной одарённости;
  • Воспитание нравственной культуры;
  • Воспитание эстетической культуры;

Кстати, на первом направлении также делается акцент в Национальной образовательной инициативе “Наша новая школа”, где говорится, что “улучшение и сохранение здоровья школьников станет не только заботой родителей, но и педагогов”. С этого же направления – воспитание физической культуры и здорового образа жизни начинается и работа классного руководителя. Принимая класс в среднее звено, педагог принимает уже отчасти знакомых детей, так как предварительно проводится большая подготовительная работа с вновь принимаемым классом. Во-первых, это посещение уроков, различных мероприятий и родительских собраний, которые проводятся в данном классе. Во-вторых, это тесное сотрудничество со школьным структурным подразделением нашего ОУ “Центром содействия и укрепления здоровья обучающихся”, который ведёт достаточно мощную работу по сохранению здоровья обучающихся. Уже в начале года у классного руководителя есть данные этого центра по каждому ребёнку, где отражается его психофизиологическая характеристика. Таким образом, учитель уже имеет представление о классном коллективе и его особенностях и, тем самым, ему уже легче простроить воспитательную работу. Помимо мероприятий, проводимых в рамках этого направления:

– Дней здоровья;
– Мы за здоровое питание;
– Спортивная игра “Папа, мама, я – спортивная семья”;
– Спортивных турниров (“А ну-ка, мальчики!”, “Супермен”);
– Спортивных соревнований на открытом воздухе по разным видам спорта;

есть мероприятие, которое играет очень важную роль для формирования и сплочения классного коллектива:
Туристический слёт.

Ежегодно в МОУ “СОШ № 92” г.Кемерово в сентябре-октябре месяце в рамках “Осеннего марафона” проходит общешкольный туристический слёт, в котором участвуют дети 5–11 классов. Проводится это мероприятие мощно, серьёзно. Даются предварительные задания и на берегу Красного озера или реки Томи проводится слёт. Почему я останавливаюсь именно на этом мероприятии?

Одна из первоочередных задач – сплочение, а сплочение происходит именно в процессе этого мероприятия на подготовительном этапе, так как особенно в пятом классе в работу активно включаются не только дети, но и их родители. Подготовке отрядной газеты отведено особое место. Проект газеты обсуждается на общем собрании. Жюри этого мероприятия предлагает конкурсы, к которым все готовятся очень тщательно: представление отрядов, конкурс биваков, который проходит очень необычно, затем конкурс узлов, соревнуются в искусстве разжигания костра костровые, конкурс поваров с обязательным представлением блюда, установка палатки, в темпе и слаженно ребята справляются с эстафетой, которая включает в себя несколько этапов, дальше показывают свои знания медики, а затем каждая команда представляет номер художественной самодеятельности, а в итоге – долгожданная победа – призовое место.

Таким образом, результат, так же как и мероприятие, достаточно серьёзный:
– более тесный контакт с классным коллективом;
– знакомство и начало взаимодействия с родителями учащихся;
– совместная творческая деятельность детей и родителей, возможность пообщаться в творческой обстановке, так как на данном этапе и родители и дети заинтересованы одинаково.
– выявление различных способностей и творческих возможностей детей;
– сплочение классного коллектива, формирование команды, чувства плеча;
– самореализация и самопознание каждого ребёнка;
– призовые места не только за каждый отдельный конкурс, но и в общекомандном зачёте.

Следующим направлением в моей работе является – развитие интеллектуальной одарённости.

И снова хочется отметить, что и это направление отмечено в стратегии “Наша новая школа”. Каждый классный руководитель должен быть заинтересован в том, чтобы учащиеся классного коллектива развивались в разных направлениях. Для этого мы начинаем сотрудничать с различными школьными организациями (например,“ЮНИС”) и научными обществами(“Глоуб”, “Палиндромон”, “Эврика”). На первом этапе необходима активизация всех обучающихся в разных направлениях с учётом их индивидуальных психологических особенностей.

Активизация осуществляется через оптимальное использование современных образовательных технологий, индивидуальные и групповые часы, проведение занимательных уроков, олимпиады, конкурсы, интеллектуальные викторины, научно-исследовательскую деятельность, урочную и внеурочную деятельность по предмету, причём, данная работа проводится во взаимодействии с родителями. Это позволяет увидеть в каждом ребёнке способности и определить направления работы с ним. Таким образом, определившись с областью, в которой ребёнок заинтересовался, с ним продолжают работать учителя-наставники, и, достигая хороших результатов на школьном уровне, учащийся выходит на уровень более высокий: район, город, область, Россия и т.д. Результатом достижений классного коллектива являются призовые места в олимпиадах, конкурсах, НПК различных уровней. В перспективе – расширение системы олимпиад и конкурсов школьников. Все результаты классного коллектива фиксируются в классном Портфолио. Оно помогает подготовиться к творческому отчёту на традиционном родительском собрании. Помимо этого, в конце каждого учебного года готовится слайд-шоу о классе, где подводится итог, что мы сделали за год. Перспектива в этом направлении, учёт индивидуальных достижений – это создание индивидуальных портфолио.

Следующее направление – это воспитание нравственной культуры. В этом направлении проводятся следующие мероприятия:
– круглые столы по вопросам морали и нравственности;
– классные часы: “Как остаться непобеждённым”, “Откровенный разговор о нас самих”, “Роскошь человеческого общения” и др.;
– деловые игры и ролевые игры: “Перекрёсток Равноправия”, “Бережём энергию вместе”;
– игра-путешествие “Путешествие по стране Вежливости”;
– путешествие во времени “Дорога в космос”;
– колесо истории “Мы помним эти имена!”.

В русле другого направления – воспитание эстетической культуры проводится следующая работа:
– участие в традиционном школьном фестивале прикладного творчества и изобразительного искусства “Перо Жар-Птицы”;
– выступление на фестивале “Восходящая звезда”, где учащиеся представляют свои таланты в различных видах искусства;
– музыкальные вечера, концерты;
– общешкольные праздники (“Масленица”)
– театрализованное открытие НПК;
– игра-театрализация “Открытие картинной галереи”.

Результатом является участие детей в конкурсах различного уровня. Среди учащихся классного коллектива есть лауреаты фотоконкурса “Удивительное рядом”, лауреаты различных конкуров изобразительного искусства, лауреаты музыкальных конкурсов ансамблей народных инструментов, лауреаты конкурсов хоровых коллективов и т.д.