Интегрированный урок (география + химия) "Природные уникумы Урала"

Разделы: Химия, География


Учебник:  География России. Природа. 8 класс, параграф 34. / автор И.И. Баринова.– М.: Дрофа, 2009)

Номинация: интегрированный урок  (география-химия).

Место урока: урок №8 в теме «Природа регионов России» раздела «Природные комплексы России».

Тип урока: комбинированный с применением ИКТ.

Метод: словесно-наглядно-практический.

Цели и задачи урока:

  • Образовательные:
    • познакомить учащихся с природными уникумами Урала – Ильменский заповедник, край самоцветов от г. Асбеста до Мурзинки, Кунгурская пещера;
    • познакомить учащихся с химическим составом минералов.
  • Развивающие:
    • продолжить формирование умений учащихся по решению задач на нахождение массовых долей элементов в веществе и составлению формул соединений;
    • продолжить формирование информационной компетентности школьников; 
    • расширение кругозора школьников о природе родной страны.
  • Воспитательные:
    • продолжить воспитание чувства гордости школьников к своей  родине – России;
    • продолжить воспитание географической культуры школьников  как участников цивилизованного общества.

Оборудование: физическая карта Урала, физическая карта  России, контурные карты и атлас 8 класса, раздаточный материал к проверке домашнего задания коллекция минералов и горных пород, книги, картины, компьютер, презентация к уроку.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Презентация к уроку

1. Организационный момент

 

 

 

2. Повторение. Проверка домашнего задания

Проведение географического диктанта.

На доске записаны все части Урала:

1 вариант Части Урала

2 вариант

1

Полярный

3

2

Приполярный

4

3

Северный

5

4

Средний

1

5

Южный

2

Учитель географии: Ребята, ваша задача выбрать  цифру правильного ответа своего варианта  на задания, которые находятся у вас на столах.

Карточка-задание:

№ п/п Вопросы географического диктанта.
1 Самая северная часть Урала…
2 Самая высокая и труднодоступная часть Урала…
3 Самая низкая часть Урала…
4 Самая живописная часть Урала…
5 Самая освоенная человеком часть Урала…
6 Часть Урала, где не проявляется высотная зональность…
7 В этой части Урала только тундра и камни со снегом…
8 Вершина и гребни этой части остроконечны…
9 Самая широкая часть Урала…
10 Часть Урала, где находится гора Народная…

Ответы:

1 вариант – 1, 2, 4, 5, 4, 4, 1, 2, 5, 2.
2 вариант – 3, 4, 1, 2, 1, 1, 3, 4, 2, 4.

Учитель может взять для проверки несколько тетрадей.
Учитель организует взаимопроверку учащимися в парах.

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся письменно выполняют задания географического диктанта в тетрадях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимопроверка учащимися в парах.

 

3. Изучение нового материала

Учитель географии: Ребята, мы продолжаем изучение природы Урала. Сегодня урок посвящен уникальным объектам Урала, и тема его звучит так «Природные уникумы Урала».

Огромный, почти как море,
Пред глазами простор предстал.
На широком степном просторе
Ты раскинулся, царь – Урал.

Показала, блестя перламутром
В малахитной короне свои
Горы с золотом-изумрудами
Хозяйка медной горы.

 Ильменский заповедник

Учитель географии: Мы начинаем наше путешествие с района Южного Урала, где расположен удивительный Ильменский хребет, который знаменит уникальным богатством своих недр. Здесь найдено более 200 различных минералов. Среди них  есть и редчайшие, не обнаруженные больше нигде в мире.
Это необычайные по красоте топазы, корунды, амазониты, слюды и другие.
В 1920 году в районе Ильменского хребта был создан минералогический заповедник, позже в 1935 году – он стал комплексным заповедником.
Давайте, найдем этот заповедник на карте Урала.

Учитель географии: Продолжаем путешествие на север и попадаем в край самоцветов.
Край самоцветов, так называют район севернее города Асбеста, расположенный между главной промышленной зоной Северного Урала и Зауралья. Край этот начинается от богатых копий в окрестностях г. Асбеста и заканчивается на севере знаменитой Мурзинкой.
Именно здесь в 1668 г. Михайло Тумашов отыскал первые «хрустали белые».

Учитель химии: Ребята, давайте установим молекулярную формулу горного хрусталя.
Задание по химии: Установите молекулярную формулу горного хрусталя, если массовые доли элементов   в нем составляют: 46%  кремния и 54% процента кислорода. 
Ответ к задаче: SiO2.

Учитель географии: В этом районе, где находятся в пегматитовых жилах  скопления драгоценных и поделочных камней, были заложены основы горного промысла по добыче и обработке самоцветов Урала.
В течение трех столетий здесь добывают самоцветы: золотистый топаз, прекрасный аметист и знаменитый уральский малахит.
Малахит – это узорчатый, нарядный, всегда с фантазией камень. То рисунок камня словно лесная вырубка: среди завитков листвы кружочки и овалы… То словно зеленой море: будто что окаменели светлые и темные струйки, поднялись и застыли гребни волн.
Лучшее, хотя и не единственное собрание уральского малахита – малахитовая комната и коллекция малахитовых предметов в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
Более двух тонн малахита ушло на отделку малахитового зала. С пола, поддерживая лепной карниз золоченного узорчатого потолка, поднимаются малахитовые колонны и пилястры. В высоких зеркалах над малахитовыми каминами отражаются чудные вазы.

Учитель химии: Малахит – минерал класса карбонатов Cu2(CO3)(OH)2. Образуется он чаще всего там, где медные руды выходят на земную поверхность.
Особенно крупные залежи малахита получаются, если медная руда залегает среди известняков, что характерно для Уральских гор.

Задание по химии: рассчитайте массовую долю меди в малахите.

Ответ к задаче: 57%.

Академик А.Е. Ферсман писал: «Трудно во всем мире назвать другой уголок земного шара, где было бы сосредоточено большее количество ценнейших самоцветов, чем в знаменитой Мурзинке…»
Исследования последних лет показали, что копии Мурзинки еще далеки от полного истощения.

Учитель географии: Продолжаем наше путешествие по Уралу.

Кунгурская пещера

На правом берегу реки Сылвы расположена замечательное творение природы – Кунгурская пещера. Находится она на окраине небольшого промышленного города Кунгур, в недрах каменной громады – Ледяной горы.

Учитель химии: Образовалась Кунгурская пещера в толще горных пород в результате деятельности подземных вод, растворивших и вынесших гипсы и ангидриты. Просачиваясь, капля за каплей, сквозь толщу горных пород, вода растворяет известняки и образуется растворимый гидрокарбонат кальция. Этот природный процесс выражается химическим уравнением:

H2O + CaCO3 + CO2 = Ca (HCO3)2.

Капая с потолка, со стен на пол вода образует причудливые формы. Идет обратный процесс – образование известковых сталактитов и сталагмитов. Уравнение это процесса:

Ca (HCO3)2 = CaCO3 + CO2 + H2O.

Учитель географии: Сталактиты свисают с потолка и стен пещеры, а сталагмиты растут им навстречу.
Об этой удивительной, самой большой пещере нашей страны нам расскажет ученик.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа по картам атласа

 

 

 

Решение задач в тетрадях.
Один учение работает на доске.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение задач в тетрадях.
Один ученик работает у доски.

 

 

 

 

 

 

 

 

Запись химической реакции в тетради.

 

 

 

Выступление ученика с сообщение.

Слайд 1

 

 

 

Слайд 2

 

 

Слайд 3

 

 

Слайд 4

 

 

 

Слайд 5

Слайд 6

 

Слайд 7

 

 

Слайд 8

 

 

 

Слайд 9

 

 

Слайд 10

Слайд 11

 

 

 

Слайд 12

 

 

Слайд 13

 

Слайд 14

 

 

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

3. Домашнее задание и подведение итогов

Параграф 34, пункт 1, на контурной карте Урала отметить объекты, встречающиеся в тексте учебника; подобрать материал об экологических проблемах Урала из источников СМИ. Записывают домашнее задание в дневник.

Слайд 18

Слайд 19

Список литературы:

  1. Баринова И.И. География России. Природа, Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений.– М.: Дрофа, 2009.
  2. Жижина Е.А. Методическое пособие. Поурочные разработки по географии: Природа России: 8 класс.– М.: ВАКО, 2009.
  3. Скарлато Г.П. Занимательная география для детей и взрослых. – К.: Альтерпрес, 1996.
  4. Кузнецова Н.Е., Левкин А.Н. Задачник по химии для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2008.
  5. Интернет-ресурсы.
  6. Баранчиков Е.В. и др. География: 2500 тестов и проверочных работ  для школьников и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 2008.