Учебник: География России. Природа. 8 класс, параграф 34. / автор И.И. Баринова.– М.: Дрофа, 2009)
Номинация: интегрированный урок (география-химия).
Место урока: урок №8 в теме «Природа регионов России» раздела «Природные комплексы России».
Тип урока: комбинированный с применением ИКТ.
Метод: словесно-наглядно-практический.
Цели и задачи урока:
- Образовательные:
- познакомить учащихся с природными уникумами Урала – Ильменский заповедник, край самоцветов от г. Асбеста до Мурзинки, Кунгурская пещера;
- познакомить учащихся с химическим составом минералов.
- Развивающие:
- продолжить формирование умений учащихся по решению задач на нахождение массовых долей элементов в веществе и составлению формул соединений;
- продолжить формирование информационной компетентности школьников;
- расширение кругозора школьников о природе родной страны.
- Воспитательные:
- продолжить воспитание чувства гордости школьников к своей родине – России;
- продолжить воспитание географической культуры школьников как участников цивилизованного общества.
Оборудование: физическая карта Урала, физическая карта России, контурные карты и атлас 8 класса, раздаточный материал к проверке домашнего задания коллекция минералов и горных пород, книги, картины, компьютер, презентация к уроку.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Организационный момент |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Повторение. Проверка домашнего задания |
Проведение географического диктанта. На доске записаны все части Урала:
Учитель географии: Ребята, ваша задача выбрать цифру правильного ответа своего варианта на задания, которые находятся у вас на столах. Карточка-задание:
Ответы: 1 вариант – 1, 2, 4, 5, 4, 4, 1, 2, 5, 2. Учитель может взять для проверки несколько
тетрадей. |
Учащиеся письменно выполняют задания географического диктанта в тетрадях.
Взаимопроверка учащимися в парах. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Изучение нового материала |
Учитель географии: Ребята, мы
продолжаем изучение природы Урала. Сегодня урок
посвящен уникальным объектам Урала, и тема его
звучит так «Природные уникумы Урала».
Ильменский заповедник Учитель географии: Мы начинаем наше
путешествие с района Южного Урала, где
расположен удивительный Ильменский хребет,
который знаменит уникальным богатством своих
недр. Здесь найдено более 200 различных минералов.
Среди них есть и редчайшие, не обнаруженные
больше нигде в мире. Учитель географии: Продолжаем
путешествие на север и попадаем в край
самоцветов. Учитель химии: Ребята, давайте
установим молекулярную формулу горного
хрусталя. Учитель географии: В этом районе, где
находятся в пегматитовых жилах скопления
драгоценных и поделочных камней, были заложены
основы горного промысла по добыче и обработке
самоцветов Урала. Учитель химии: Малахит – минерал
класса карбонатов Cu2(CO3)(OH)2.
Образуется он чаще всего там, где медные руды
выходят на земную поверхность. Задание по химии: рассчитайте массовую долю меди в малахите. Ответ к задаче: 57%. Академик А.Е. Ферсман писал: «Трудно во всем
мире назвать другой уголок земного шара, где было
бы сосредоточено большее количество ценнейших
самоцветов, чем в знаменитой Мурзинке…» Учитель географии: Продолжаем наше путешествие по Уралу. Кунгурская пещера На правом берегу реки Сылвы расположена замечательное творение природы – Кунгурская пещера. Находится она на окраине небольшого промышленного города Кунгур, в недрах каменной громады – Ледяной горы. Учитель химии: Образовалась Кунгурская пещера в толще горных пород в результате деятельности подземных вод, растворивших и вынесших гипсы и ангидриты. Просачиваясь, капля за каплей, сквозь толщу горных пород, вода растворяет известняки и образуется растворимый гидрокарбонат кальция. Этот природный процесс выражается химическим уравнением: H2O + CaCO3 + CO2 = Ca (HCO3)2. Капая с потолка, со стен на пол вода образует причудливые формы. Идет обратный процесс – образование известковых сталактитов и сталагмитов. Уравнение это процесса: Ca (HCO3)2 = CaCO3 + CO2 + H2O. Учитель географии: Сталактиты свисают
с потолка и стен пещеры, а сталагмиты растут им
навстречу. |
Работа по картам атласа
Решение задач в тетрадях.
Решение задач в тетрадях.
Запись химической реакции в тетради.
Выступление ученика с сообщение. |
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5 Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10 Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15 Слайд 16 Слайд 17 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Домашнее задание и подведение итогов |
Параграф 34, пункт 1, на контурной карте Урала отметить объекты, встречающиеся в тексте учебника; подобрать материал об экологических проблемах Урала из источников СМИ. | Записывают домашнее задание в дневник. | Слайд 18 Слайд 19 |
Список литературы:
- Баринова И.И. География России. Природа, Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений.– М.: Дрофа, 2009.
- Жижина Е.А. Методическое пособие. Поурочные разработки по географии: Природа России: 8 класс.– М.: ВАКО, 2009.
- Скарлато Г.П. Занимательная география для детей и взрослых. – К.: Альтерпрес, 1996.
- Кузнецова Н.Е., Левкин А.Н. Задачник по химии для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2008.
- Интернет-ресурсы.
- Баранчиков Е.В. и др. География: 2500 тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 2008.