Организация детского речевого творчества методом проектной деятельности

Разделы: Начальная школа


О необходимости развивать речь ребёнка, воспитывать у него любовь к родному языку говорили лучшие педагоги и методисты. К.Д. Ушинский ратовал за развитие “дара слова”, подчёркивая его значение для формирования мыслительной деятельности ребёнка и для дальнейшего обучения.

Стараться, чтобы язык ребёнка начальных классов как можно реже заплетался, сделать так, чтобы его мысли “не выскакивали растрёпанными и полуодетыми”, научить наслаждаться красотой устного и письменного слова, почуствовать его истинный смысл в наше время особенно необходимо, так как наши дети сплошь и рядом увлечены боевиками, фантастикой, ложными кумирами и понятиями, что зачастую порождает агрессивность, жестокость. Именно поэтому так важно вызвать интерес к родному слову, правильно научить своего маленького ученика слушать, говорить, сочинять и писать.

Как помочь ребёнку успешно развивать свою речь, речевое творчество? Как реализовать потенциал его речевых возможностей, побудить к созданию самых простых рассказов, сказок, стихов? Что посоветовать родителям, чтобы их дети и после школы сознательно стремились к творческому самовыражению в слове. Сплошные вопросы, ответом на которые, очевидно, должна быть продуманная, кропотливая работа, которую мы учителя, могли бы предложить своим ученикам.

С чего начать? Безусловно, с обогащения словаря – это верный путь к слову. А можно глубоко, творчески, с пользой, с перспективой на будущее, с позиции развивающего обучения подойти к решению этой проблемы. Не только можно, но и необходимо. Например, методом проектной деятельности, которая сегодня рассматривается как основа обучения и развития активной творческой личности

Каждый ребёнок по природе своей – творец, мечтатель, фантазёр и исследователь. С большим интересом участвуют дети в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации. Организуя учебно-исследовательскую деятельность младших школьников, необходимо следовать методологии. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными для ребёнка, исследовательская работа должна выполняться им добровольно и быть обеспечена необходимыми оборудованием, средствами и материалами. Роль учителя в проектной деятельности: помочь детям в поиске источников информации, координировать весь процесс учебной творческой деятельности, поддерживать и поощрять активность учеников в работе над проектом. Проектно – исследовательская деятельность предполагает несколько этапов: 1) погружение в проект, 2)организация деятельности, 3)осуществление деятельности, 4) презентация результатов.

Для развития речевого творчества в своём классе я предложила детям интересное полезное творческое задание - исследование для всей семьи “Энциклопедия одного слова” под девизом: Мама, папа и я – выполняет вся семья!. Я убедила ребят в полезности и увлекательности такой работы. Дети согласились, что речь их пока ещё бедна, не выразительна, что на уроках мы не можем до конца ощутить, как через родное слово в языке отражается духовная жизнь народа, наших предков. Каждый возьмёт для исследования только одно слово и постарается раскрыть нам всю его прелесть, разгадать все загадки этого слова.

Так как этот проект – исследование для всей семьи, это совместная проектная деятельность детей и взрослых, то на родительском собрании я подробно познакомила взрослых с темой, идеей, целями и задачами проекта. Вместе мы выяснили, чем родители могут помочь детям, как надо правильно им помогать, учить оформлять собранный материал, систематизировать его.

Для успешного выполнения исследования, каждому ребёнку я приготовила инструкцию:

Схема – план

  1. Слово…и его лексическое(ие) значение(ия) (посмотрите в толковом словаре).
  2. История происхождения слова… (в этимологическом словаре).
  3. Слово…и “слова- родственники” (однокоренные), разбор слова по составу.
  4. Звукобуквенный анализ слова…(фонетический разбор).
  5. Частота употребления слова…(в словаре – справочнике русского языка).
  6. Слово…и его “друзья- синонимы” (в словаре синонимов).
  7. Слово…и его “враги- антонимы” (в словаре антонимов).
  8. Слово…во фразеологических оборотах (во фразеологическом словаре).
  9. Слово…и слова (сочетания) – рифмы.
  10. Слово…в русском фольклоре: в пословицах и поговорках; в загадках; скороговорках; потешках, небылицах; колыбельных и народных песнях.
  11. Слово…в притчах, легендах, сказках, стихах (указанием автора).
  12. Слово…в названиях произведений литературы (русской и зарубежной, в поэзии и прозе).
  13. Слово… в названиях газет, журналов, в рекламе.
  14. Слово…в названиях картин художников.
  15. Слово…в названиях художественных фильмов, мультфильмов.
  16. Слово…в детском речевом творчестве (в собственных стихах, рассказах, сказках).
  17. Слово…в иллюстрациях, рисунках (нарисуй своё слово; придумай серию картинок, которые бы смогли отразить жизнь твоего слова; можно рисунком проиллюстрировать какой-нибудь художественный текст, связанный с употреблением этого слова).

Итоговое творческое задание дети приносили за неделю до презентации, для того, чтобы научиться правильно представить свою работу, внести поправки и дополнения.

В защите исследований участвовали и дети и взрослые. Совместная проектная деятельность детей и взрослых создаёт ситуацию успеха, радости, удовольствия, способствует формированию у ребёнка положительной самооценки: “Я сам собрал!”, “Я смог!”, “Я знаю!”. Свой общий труд дети и взрослые с удовольствием защищали на презентации, которую я организовала как совместный праздник с выступлениями, и, конечно же, награждением лучших работ. В качестве жюри были приглашены учителя других классов.

Как оценивать такие работы, ведь дети с нетерпением ждут справедливого учительского мнения, отзыва, оценки? Лучше всего составить сводную ведомость, состоящую из разных рубрик, например:

  • по русскому языку – оценки за грамотность оформления работы (за орфографию и пунктуацию), развитие речи (полноту и логику мысли, оригинальность сюжетов, воображение, фантазию и т. д.);
  • по литературе – оценки за уровень литературного творчества, придумывания;
  • по труду, изобразительному искусству – за уровень художественного представления работы.

В конце презентации все дети получили грамоты за победу или свидетельства участников.. Самое главное, по достоинству, по-доброму оценить каждое произведение и совместно сделать выводы, обобщения. Следует помнить, что работа по развитию речи, организации детского речевого творчества в начальной школе не терпит одноразовости, фрагментарности, суеты, что первые успехи всегда заслуживают поощрения.