Организация дифференцированной работы с мальчиками 5–7 лет в столярной мастерской

Разделы: Работа с дошкольниками


В исследованиях по дошкольной педагогике доказана целесообразность дифференцированного подхода к организации самостоятельной деятельности детей 5–7 лет в зависимости от их пола. Многие исследователи и педагоги отмечают особый интерес мальчиков старшего дошкольного возраста к конструированию, которым они охотно занимаются в свободное время.

По данным Т.М. Титаренко (1989) мальчики и девочки существенно отличаются в физическом, интеллектуальном развитии, у них разные интересы. Мальчики быстрее бегают, дальше прыгают с места, у них лучше показатели в метании на дальность, больше сила рук. У мальчиков превалирует абстрактное, “несловесное”, отвлеченное мышление, при решении арифметических задач присутствует логика. Словарь мальчиков богат глаголами, междометиями, что свидетельствует о внутреннем динамизме психической жизни, стремлении не созерцать, а видоизменять. Мальчикам, в отличие от девочек, интересны средства передвижения: самолеты, поезда, теплоходы, машины. Они любят путешествовать, изобретать, конструировать. Мальчики стремятся разобрать механизм, узнать его устройство, увидеть фактическую сторону дела.

Первичная половая социализация, то есть обучение ребенка поведению, соответствующему полу, начинается с момента рождения. Уже в три года дети знают, что мальчикам следует себя вести не так, как девочкам. От представления о содержании типичного для пола поведения, от возникновения предпочтений и интересов, зависит формирование личности, а именно: уверенность в себе, определенность установок, эффективность общения с людьми и благополучие отношений в семье. Поэтому важно поддерживать и развивать у мальчиков - смелость, твердость, решительность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола, то есть предпосылки будущей мужественности. Если основы этих качеств не заложены в ранние годы, став взрослым, человек плохо справляется со своими социальными ролями.

В работах Т.А. Марковой указывается, что в старшем дошкольном возрасте “у многих детей, главным образом мальчиков, пробуждается подлинная страсть к “копанию” в настоящих механизмах”, особое место занимает конструирование и создание “различных игрушечных механизмов из сломанных предметов домашнего обихода и их деталей”.

Это обстоятельство стало решающим при выборе ручного труда как базовой основы занятий с мальчиками 5-7 лет в рамках кружковой работы в “Мастерской Самоделкина” детского сада.

Немаловажное значение для выбора ручного труда как дифференцированного средства деятельности мальчиков имело и то обстоятельство, что детское конструирование, особенно техническое, тесно связано с игрой. Хорошо известно, что к старшему дошкольному возрасту этот вид деятельности стимулирует развитие сюжетной линии игры и сам часто приобретает сюжетный характер (создаются несколько поделок, объединенных единым сюжетом). Игровые мотивы побуждают к многократному переделыванию и совершенствованию продукта детского творчества (3.В. Лиштван, В.Г. Нечаева).

Таким образом, основная цель работы нашего коллектива состоит в создании полоразвивающего и социокультурного пространства ДОУ как среды, способствующей овладению детьми полоролевым опытом, ценностями, смыслами и способами полоролевого поведения на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и самоопределения в культуре и социуме.

Более частные задачи, относящиеся непосредственно к мальчикам старшего дошкольного возраста, заключаются:

- в формировании адекватной полу модели поведения;

- в правильном понимании роли мужчины в обществе;

- в развитии ручной умелости в специфическом виде деятельности.

Что заставляет мужчину почувствовать себя мужчиной? - Ощущение приятной тяжести послушного инструмента, с помощью которого возможно если не перестроить мир полностью, то хотя бы слегка изменить и подправить. Топор, пила, молоток - все это знаки мужчины-преобразователя. И они должны оказаться в руке мальчика как можно раньше. Поэтому из всего разнообразия материалов, с которыми можно организовать работу по ручному труду, мы выбрали самый что ни наесть “мужской” - дерево.

Конечно, главный вопрос заключался в том, КТО будет учить работе с деревом мальчиков в детском саду, где работают в основном женщины? Резерв нашелся, на просьбу откликнулись технические сотрудники детского учреждения (дворник, плотник), папы и дедушки воспитанников, которые по очереди или по мере возможности занимались с ребятами в “Мастерской Самоделкина”. Совместная работа такого рода под умелым руководством мужчины очень полезна для мальчишек, так как ничего сильнее не воздействует на сознание ребенка как пример и авторитет близкого человека или просто взрослого, который с вниманием и уважением относится к маленькому человеку, общаясь с ним как с равным, при этом делится своими знаниями и дает советы.

Мальчишек увлекает сам процесс работы (пилить, строгать, резать ножницами, склеивать и т.п.) и, конечно, ее результат. Ведь с игрушкой, которую они смастерили можно играть, можно подарить ее младшим брату, другу. Нами замечено, что самодельная игрушка бывает ребенку часто не менее интересна и нужна, чем покупная.

Для работы с деревом в нашей мастерской имеются: молотки, клещи, плоскогубцы, пилы (в распиловочной коробке), детские рубанки, маленькое шило с короткой колющей частью, гвозди разных размеров, наждачные шкурки и, самое главное, детские верстаки. Каждый инструмент имеет свое место. Их хранение организовано так, чтобы мальчики могли самостоятельно убирать их, закончив работу.

Материалы (деревянные заготовки, брусочки, фанерки, цилиндры и т.п.) удобно хранятся в ящиках и рассортированы по размеру и виду заготовок. Приучая детей к порядку, взрослые вначале помогают им раскладывать все по местам, затем лишь контролируют до тех пор, пока у детей это не войдет в привычку.

Вся работа в данном направлении всегда начинается со знакомства мальчиков с инструментами, с правилами обращения с ними, техникой безопасности. Знакомя с инструментами, с их назначением и возможностями, важно показать технологические операции, выполняемые ими. Ребята должны запомнить не только внешний вид, но и увидеть характер движения, уловить ритм, услышать “голос” молотка, пилы или рубанка. Для этого первоначального этапа нами составлен цикл занятий по знакомству мальчиков 5-7 лет со столярным делом (Приложение 1).

При освоении детьми столярных инструментов параллельно идет обучение работе с деревом, где особенно важна наглядность. Взрослый показывает детали задуманной конструкции, приемы работы, готовый образец, выполненный им самим. В этом случае мальчикам интереснее, и легче работать, идет постепенное овладение техническими приемами (как правильно вбить гвоздь, вытащить его клещами, пилить, строгать, делать заметки, определяя место будущего распила, используя мерку).

В пять с половиной — шесть лет ребенок может сделать (сколотить) из дерева скамеечку, столик, кровать для куклы. Вначале взрослые помогают ему заготовить необходимые детали, сконструировать изделие, а затем сколачивать его или клеить. Например, дать ребенку два кубика одинакового размера и дощечку. Ребенок с помощью молотка из этих деталей сделает скамеечку. Он может сам ее покрасить гуашью или (что лучше) с помощью взрослого покрыть морилкой.

На следующем этапе, который совпадает с 6-7 летним возрастом мальчиков, работа с деревом планируется исходя из интересов и предпочтений детей. Так как основные навыки работы с инструментами и деревом освоены и появляются собственные задумки. Здесь роль взрослого заключается в основном в сопровождении детского творчества – посоветовать, что-то подсказать, в чем-то помочь. И такая позиция, по нашему глубокому убеждению, самая замечательная, так как ребенок нескован условностями, не подчинен замыслам взрослого или общему плану, имеет возможность самовыражаться, планировать и реализовывать свои собственные задумки.

В результате такого построения и организации работы с деревом в “Мастерской Самоделкина” помимо мебели для кукол на свет появлялись машины, морские и речные флотилии, танковые отряды, космические ракеты и корабли. Процесс работы с деревом оказался увлекательным не только для наших мальчишек, но и для их родителей. Пусть это носило не массовый характер, но кто-то, вспомнив детство, смастерил для ребят модель автомобиля с открывающимися дверями и двигающимися рулем и колесами, настоящий боевой крейсер с соответствующей атрибутикой и даже макет деревенского дома, крыша которого снимается и можно увидеть, как все в нутрии устроено (печь, мебель, утварь).

В детском саду работа дошкольников старших групп с деревом образовательными программами не предусматривается, поэтому организация такой мастерской как отдельного помещения для занятий с мальчиками нам кажется целесообразной.

Нашим коллегам, которых заинтересует наш опыт работы в данном направлении, мы рекомендуем воспользоваться следующими источниками:

  • Шелухина И.П. Мальчики и девочки: Дифференцированный подход к воспитанию детей старшего дошкольного возраста. - М.: ТЦ Сфера, 2008.
  • Татаринцева Н.Е. Полоролевое воспитание дошкольников в условиях ДОУ. Учебно-практическое пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2008.
  • Глозман А. Учите мальчишек мастерить: уроки мастерства. М.: Чистые пруды, 2006.
  • Козлина А.В. Уроки ручного труда:Конспекты занятий.- М.: Мозаика - Синтез.
  • Крулех М.В., Крулех А.А.Самоделкино. Методическое пособие для педагогов ДОУ.- СПб.: “Детство-Пресс”, 2004.маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников: Книга для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 1991.

Приложение