Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, экран, презентации, чучела рыб, фотографии рыб, магниты, живой карп, нож, блюдо, клеенка, микроскоп, чешуя рыб, карандаши, чистая бумага, аквариум с рыбами.
Цель: познакомить учащихся с многообразием рыб; активизировать самостоятельный поиск информации.
Задачи:
Образовательные – обобщить знания учащихся о строении рыб, познакомить с многообразием их. Установить межпредметные связи с дисциплинами: физика, история, москвоведение, литература.
Воспитательные: экологическое – охрана исчезающих и редких рыб; эстетическое – красота рыб; патриотическое – история России и г. Москвы; интернациональное – вклад ученых разных стран в изучение рыб; гигиеническое – определение качества рыбы.
Развивающие: самостоятельный поиск информации, развивать познавательную активность учащихся, коммуникационные качества учащихся, умение работать в группе, развитие логического мышления, оценивать знания одноклассников.
Виды учебной деятельности: слушание, работа в группах, мыслительная, практическая, взаимоконтроль.
Девиз: “Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении того, что знаешь”. Дистервег.
Урок проводится в форме телевизионной передачи: “Своя игра”. Предварительно подготовлена электронная презентация, с использованием Интернет-ресурсов, электронных дисков: Открытая биология, Биология: животные (1С: Школа), электронный атлас для школьника “Зоология 7-8 классы”, Энциклопедия животных Кирилла и Мефодия. 2006.
1. Организационный момент
Класс предварительно разделен на три команды: “Акулы”, “Скаты”, “Осетры”. Каждая команда выбрала капитана.
В начале урока объявлена цель урока: познакомиться с многообразием рыб и ответить на вопрос: в чем причина многообразия рыб?
Объявляются условия игры. Лучшая команда по итогам игры награждается дипломом. Лучшие игроки команд, которых определяют команды-соперницы, также награждаются дипломами, в журнал ученикам выставляются оценки “5”.
Игра состоит из трех раундов, каждый из них посвящен определенной теме, длительность 10 минут. Стоимость вопросов разная, номинацию вопросов выбирают капитаны. За каждый правильный ответ команда получает “рыбки”, за неправильный ответ “рыбки” высчитываются.
2. Разминка
Для создания первоначального капитала командам предлагается ответить на 10 вопросов, стоимостью 10 рыбок каждый. По одному члену команды чистят живого карпа, победивший приносит своей команде 20 рыбок.
Вопросы команде “Осетры”
- К какому типу относятся рыбы? (Хордовые).
- Сколько кругов кровообращения у рыб? (Один).
- Ответная реакция рыбы на раздражитель при участии нервной системы? (Рефлекс).
- Органы выделительной системы рыб? (Две лентовидные почки).
- Половые органы самок рыб? (Яичники).
- Рыбы, имеющие электрический орган? (Угорь, скат).
- К какому подклассу относится протоптер? (Двоякодышащие).
- Сколько отделов в головном мозге рыб? (Пять).
- Назовите одомашненную рыбу. (Карп).
- Где происходит газообмен у рыб? (Жабры, клетки органов).
Вопросы команде “Акулы”
Вопросы команде “Скаты”
3. Первый раунд. (Приложение)
“В чешуе, как жар горя…” 10
20
30
40
“Сердце в груди” 10
20
30
40
Родительский дом 10
20
30
40
Тема: “В чешуе как жар горя…” (внешнее строение рыб)
Он плыл в темноте колеи,
Мигая в лесах тростников
Копейками чешуи. Э.Багрицкий
О какой рыбе говорит поэт? Почему она получила такое название? (30 рыбок). – Карп.
Тема: “Сердце в груди” (внутреннее строение рыб)
Тема: “Родительский дом” (размножение рыб)
4. Второй раунд. (Приложение)
Тема: “Это было недавно, это было давно”
Тема: “Рыбы, которым угрожает опасность”
- Абсолютный “рекордсмен”, длина ее тела может превышать 20 м, распространена во всех тропических и умеренно-теплых водах Мирового океана (кроме Средиземного моря). Ее присутствие отмечали в территориальных водах 123 государств. Питается мелкими планктонными животными – ракообразными, кальмарами, которых собирает, как сачком, своей широко раскрытой пастью. В связи с таким способом питания пищевод у этой рыбы узкий, а зубы очень мелкие (они служат для отфильтровывания), но весьма многочисленные – их число может достигать 15 000! В списки Международной Красной книги со статусом угрожаемого (“vulnerable”) вида эта рыба была занесена в 1994 г. (20 рыбок). – Китовая акула.
- Эти удивительно похожие на шахматные фигурки рыбки обитают главным образом в прибрежных районах среди морской травы, коралловых рифов. Все подобные места в настоящее время испытывают на себе отрицательное воздействие со стороны человека, осваивающего прибрежные зоны и разрушающего сложившиеся там сообщества. Но главную угрозу для этих небольших рыбок представляет направленный промысел: их очень активно используют в качестве сувениров, как объекты содержания в домашних аквариумах и, самое главное, – в традиционной восточной медицине. Причем “целебные” свойства, приписываемые несчастным рыбкам, абсолютно никем не доказаны. (30 рыбок). – Морской конек.
- Байкальский белый хариус достигает 48 см, весом до 2 кг. Половозрелым становится в возрасте 6-7 лет. Размножается в реках с августа всю осень и зиму. Икра развивается 17 суток. Плодовитость 12 000 икринок. После нереста рыба скатывается в Байкал. Продолжительность жизни 10-12 лет. Лимитирующие факторы: интенсивный лов (в 20-х годах в год вылавливали 140 тонн), загрязнение рек. Предложите меры по охране байкальского белого хариуса. (40 рыбок). – Запрет на вылов, разведение.
- Байкальский осетр достигает 114 кг при длине тела 184 см. нерест происходит в реках с мая при температуре воды 9-15 градусов. По реке Селенга поднимается до 1000 км. Половая зрелость наступает у самцов в 15 лет, у самок – 20 лет. Плодовитость около 420 000 икринок. После нереста рыба скатывается в Байкал. Живет осетр на глубине 20 м. с 1947 года лов осетра запрещен, однако запасы его восстанавливаются очень медленно. Назовите лимитирующие факторы для байкальского осетра. (10 рыбок). – Позднее половое созревание, загрязнение рек, браконьерство.
Тема: “Рыбы и медицина”
- Эти небольшие американские рыбки специализированы на питании личинками комаров. Их распространение способствует сокращению численности комаров, в том числе комаров – переносчиков малярийного плазмодия. С этой целью рыбы были завезены в нашу страну. (20 рыбок). – Гамбузия.
- Хрящ, какой рыбы использует современная медицина для лечения опухолей? (30 рыбок). – Акула.
- При перегонке сланцев, богатых остатками ископаемых рыб, получают ихтиол – черную сиропообразную жидкость. Как ее используют? (40 рыбок). – Болезни кожи.
- Одна из замечательных особенностей этой рыбы: накопленный жир откладывается не в мышцах, а в печени. Поэтому печень этой рыбы может на 73% состоять из жира, который используется для получения медицинского препарата “Рыбий жир”, богатого витаминами А, Е, D. – Треска.
5. Третий раунд. (Приложение)
Тема: “Самые-самые в мире рыб”
- Обычная скорость первой рыбы 30 км/ч, но на коротких дистанциях до 90 км/ч. Это самый заядлый путешественник: длина маршрута достигает 10 000 км. До 100 км/ч развивает вторая рыба, которая пробила медную обшивку судна толщиной 2,5 см и дубовые доски 37 см, хранящийся в Кенсингтонском музее. Сама рыба при этом не страдает: у основания ее орудия находятся ячеистые полости, заполненные жиром и смягчающие удар. Назовите самых быстрых рыб. (10 рыбок). – Тунец, рыба-меч.
- Североамериканские индейцы, высушив эту рыбу, протягивают через них фитиль – получается неплохая, хотя и сильно коптящая свеча. Назовите самую жирную рыбу. (20 рыбок). – Корюшка.
- Яд этой рыбы оказывает нервно-паралитическое действие. Он сходен со знаменитым ядом кураре, но сильнее его в 150000 раз. Считаются ядовитыми у нее только яичники и икра. Назовите рыбу. (30 рыбок). – Фуга.
- Миниатюрные самцы этих рыб, встретившись с самкой, вцепляются в нее зубами, а впоследствии прирастают к ней, таким образом паразитируя на самках. Так на самке длиной 119 см и массой 7 кг был обнаружен самец 16 мм и массой 14 мг. Назовите самого маленького самца. (40 рыбок). – Удильщики.
Тема: “Любитель рыболов”
Тема: “Русская литература”
Щука
На щуку подан в суд донос
Что от нее в пруде житья не стало;
Улик представлен целый воз.
И виноватую, как надлежало,
На суд в большой лохани принесли.
Судьи невдалеке сбирались;..
Им придана была Лиса за Прокурора…
Так делать нечего: пришло писать указ,
Чтоб виноватую предать позорной казни
И, в страх другим, повесить на суку.
“Почтенные судьи! – Лиса тут приступила –
Повесить мало, я б ей казнь определила,
Какой не видано у нас здесь на веку…
И.А.Крылов
Какую казнь щуке определила Лиса? (20 рыбок). – Утопить.
– Лабардан-с”. Н.В. Гоголь. “Ревизор”. Какой рыбой угощал Хлестакова попечитель богоугодных заведений Земляника? Какая рыба называлась лабарданом? (30 рыбок). – Треска.
6. Подведение итогов урока
Учащиеся отвечают на вопрос, поставленный в начале урока.
Определяется команда победитель и лучшие игроки команд. Церемония награждения.
Заключение. “Знания только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не одной памяти” Л.Н.Толстой.
Литература
1. Красная книга РСФСР (животные)/АН СССР. Гл. редкол.: Н.В. Елисеев (пред.) и др. Сост.: В.А. Забродин, А.М. Колосов. – М.: Россельхозихдат, 1985. – 454 с.
2. Я иду на урок биологии: Зоология: Рыбы и земноводные: Книга для учителя. – М.: Издательство “Первое сентября”, 2001. – 224 с.