План-конспект урока – игра "Планета рыб"

Разделы: Биология


Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, экран, презентации, чучела рыб, фотографии рыб, магниты, живой карп, нож, блюдо, клеенка, микроскоп, чешуя рыб, карандаши, чистая бумага, аквариум с рыбами.

Цель: познакомить учащихся с многообразием рыб; активизировать самостоятельный поиск информации.

Задачи:

Образовательные – обобщить знания учащихся о строении рыб, познакомить с многообразием их. Установить межпредметные связи с дисциплинами: физика, история, москвоведение, литература.

Воспитательные: экологическое – охрана исчезающих и редких рыб; эстетическое – красота рыб; патриотическое – история России и г. Москвы; интернациональное – вклад ученых разных стран в изучение рыб; гигиеническое – определение качества рыбы.

Развивающие: самостоятельный поиск информации, развивать познавательную активность учащихся, коммуникационные качества учащихся, умение работать в группе, развитие логического мышления, оценивать знания одноклассников.

Виды учебной деятельности: слушание, работа в группах, мыслительная, практическая, взаимоконтроль.

Девиз: “Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении того, что знаешь”. Дистервег.

Урок проводится в форме телевизионной передачи: “Своя игра”. Предварительно подготовлена электронная презентация, с использованием Интернет-ресурсов, электронных дисков: Открытая биология, Биология: животные (1С: Школа), электронный атлас для школьника “Зоология 7-8 классы”, Энциклопедия животных Кирилла и Мефодия. 2006.

1. Организационный момент

Класс предварительно разделен на три команды: “Акулы”, “Скаты”, “Осетры”. Каждая команда выбрала капитана.

В начале урока объявлена цель урока: познакомиться с многообразием рыб и ответить на вопрос: в чем причина многообразия рыб?

Объявляются условия игры. Лучшая команда по итогам игры награждается дипломом. Лучшие игроки команд, которых определяют команды-соперницы, также награждаются дипломами, в журнал ученикам выставляются оценки “5”.

Игра состоит из трех раундов, каждый из них посвящен определенной теме, длительность 10 минут. Стоимость вопросов разная, номинацию вопросов выбирают капитаны. За каждый правильный ответ команда получает “рыбки”, за неправильный ответ “рыбки” высчитываются.

2. Разминка

Для создания первоначального капитала командам предлагается ответить на 10 вопросов, стоимостью 10 рыбок каждый. По одному члену команды чистят живого карпа, победивший приносит своей команде 20 рыбок.

Вопросы команде “Осетры”

  1. К какому типу относятся рыбы? (Хордовые).
  2. Сколько кругов кровообращения у рыб? (Один).
  3. Ответная реакция рыбы на раздражитель при участии нервной системы? (Рефлекс).
  4. Органы выделительной системы рыб? (Две лентовидные почки).
  5. Половые органы самок рыб? (Яичники).
  6. Рыбы, имеющие электрический орган? (Угорь, скат).
  7. К какому подклассу относится протоптер? (Двоякодышащие).
  8. Сколько отделов в головном мозге рыб? (Пять).
  9. Назовите одомашненную рыбу. (Карп).
  10. Где происходит газообмен у рыб? (Жабры, клетки органов).

Вопросы команде “Акулы”

  1. Назовите царство, к которому относятся рыбы? (Животные).
  2. Сколько камер в сердце рыб? (Две).
  3. Чем защищен спинной мозг рыб? (Позвонками).
  4. Чем представлено ухо у рыб? (Внутреннее ухо).
  5. Какой орган идет за желудком у рыб? (Кишечник).
  6. Есть ли у скатов плавательный пузырь у скатов? (Нет).
  7. Какая икра способствует образованию гемоглобина у человека? (Икра осетровых, черная).
  8. На каких рыб охотятся с лопатой? (Протоптер, рогозуб).
  9. У какой рыбы нет чешуи? (Угорь).
  10. Все ли рыбы откладывают икру? (Нет, есть живородящие).

Вопросы команде “Скаты”

  1. Назовите хрящевых рыб. (Акулы, скаты).
  2. Сосуд, по которому кровь течет от сердца? (Артерия).
  3. Органы нервной системы. (Головной мозг, спинной мозг, нервы).
  4. Где накапливается желчь у рыб? (Желчный пузырь).
  5. Есть ли у акул жаберные крышки? (Нет).
  6. Какие рыбы впадают в “спячку”? (Протоптер, рогозуб).
  7. Назовите аквариумную рыбку в кабинете биологии. (Макропод, розовый барбус, гурами, меченосец, скалярия).
  8. Рыба-мастер камуфляжа. (Камбала).
  9. Какие рыбы носят название небесных тел? (Луна, Солнце).
  10. Какие рыбы имеют “оружие” на голове? (Пила, меч, молот).

3. Первый раунд. (Приложение)

“В чешуе, как жар горя…”

10

20

30

40

“Сердце в груди”

10

20

30

40

Родительский дом

10

20

30

40

Тема: “В чешуе как жар горя…” (внешнее строение рыб)

  1. Почему рыбу трудно удержать в руках? (10 рыбок). – Чешуя покрыта слизью.
  2. Пловец в море может серьезно исцарапаться при прикосновении к ней. О чем идет речь? (20 рыбок). – Чешуя акулы.
  3. Закованный в бронзу с боков,
    Он плыл в темноте колеи,
    Мигая в лесах тростников
    Копейками чешуи. Э.Багрицкий
  4. О какой рыбе говорит поэт? Почему она получила такое название? (30 рыбок). – Карп.

  5. Каким образом можно установить возраст рыбы? (40 рыбок). – Кольца на чешуе рыб.

Тема: “Сердце в груди” (внутреннее строение рыб)

  1. Какие органы чувств есть у рыб, но нет у птиц и млекопитающих? (10 рыбок). – Боковая линия.
  2. У быстро плавающих рыб (сельдь) жаберная поверхность в 10-15 раз превышает поверхность тела. Каким образом обеспечивается столь большая поверхность жабр? Зачем она нужна? (20 рыбок). – в большом количестве тонкие жаберные лепестки, снабженные капиллярами; для работы мышц необходим килород.
  3. Зачем рыбам нужен плавательный пузырь и как обходятся без него акулы? (30 рыбок). – Акулы имеют в печени большой запас жира, могут заглатывать воздух, т.о. изменяя глубину.
  4. Почему рыбы могут обитать на таких глубинах, где вода раздавит даже подводную лодку? Почему давление воды не раздавливает рыб даже на глубине 10000 м? (40 рыбок). – Обтекаемая форма тела, большое давление внутри.

Тема: “Родительский дом” (размножение рыб)

  1. Некоторые виды мелких тропических пресноводных рыб устраивают на поверхности воды гнездо из пузырьков воздуха, удерживаемых загустевающей слизью; отложенные в гнездо икринки охраняются самцом. Назовите рыбу. (10 рыбок). – Макропод.
  2. У самок этой рыбки к моменту созревания икры отрастает длинный яйцеклад. С его помощью самки откладывают икру в раковины — на жабры отыскиваемых ими живущих на дне крупных моллюсков беззубок. Где и оплодотворяется проникшими с током воды сперматозоидами. Вылупившиеся из икринок личинки остаются под защитой раковины, удерживаясь в складках мантии при помощи колючих чешуек. Отложенные на жабры икринки развиваются в условиях идеального снабжения чистой водой, непрерывно пропускаемой через жабры “хозяевами”. Назовите рыбу. (20 рыбок). – Горчак.
  3. Самец из гниющих водорослей, песка и донного мусора возводит гнездо, затем таранит его головой, проделывая в результате сквозное отверстие. Все – шалаш для милой готов. Он завлекает свою избранницу, кавалер топорщит свои иголки, демонстрируя, какой он храбрый и сильный. Почти по-человечески кивает головой, приглашая самку осмотреть свое славное сооружение. Если дама благосклонно соглашается протиснуться в тоннель под арку гнезда и осмотреть его изнутри, самец довольно грубо дает ей рылом тычка под хвост, отчего обескураженная самка поспешно откладывает порцию икры. Счастливый кавалер выгоняет даму из созданного им шалаша, залезает в него сам и самозабвенно оплодотворяет икру молоками. Вот, собственно, и вся любовь. Назовите рыбу. (30 рыбок). – Колюшка.
  4. “Миллионы незащищенных икринок, брошенных на произвол судьбы среди всех опасностей, - это сверхрасточительный способ продолжения рода”. Френсис Оммани. От чего зависит количество выметываемых рыбами икринок? (30 рыбок). – Забота о потомстве.

4. Второй раунд. (Приложение)

Тема: “Это было недавно, это было давно”

  1. Численность налима в прошлом была очень высока в реке Москве. Особенно много этой рыбы водилось на входе реки в столицу. По древнему названию налима (рыба-мни) даже назван один из районов города. Там в XVII в. жили ловцы налима. Они поставляли рыбу на государев двор. Как называется этот район Москвы сегодня? (10 рыбок). – Мневники.
  2. Представитель кистеперых рыб, которые вымерили около 70 млн. лет назад, впервые обнаружен в 1938 г. в Индийском океане, в водах Южной Африки. Крупнейшее зоологическое открытие ХХ в., честь которого и первое описание принадлежит профессору Дж. Смиту. Нашей страной куплен и хранится в институте океанологии РАН 68-й экземпляр длиной 164 см и массой 65 кг, выловленный 1971 г. Численность рыбы около 200 экземпляров. В настоящее время в местах обитания создан национальный парк по охране этого уникального животного. Ни один экземпляр не может быть выловлен без разрешения Международного Совета по его охране, включающего крупнейших специалистов-ихтиологов из ряда стран. Назовите рыбу и кто передал ее Смиту? (20 рыбок). – Латимерия, Латимер.
  3. По свидетельству Горация, древние римляне очень ценили эту рыбу как деликатес. В бассейны, где держали этих рыб, бросали в наказание строптивых рабов. (30 рыбок). – Мурена.
  4. Как без сетей и удочек ловили рыбу в прибрежной полосе моря люди каменного века? (40 рыбок). – С помощью камней, гарпунов.

Тема: “Рыбы, которым угрожает опасность”

  1. Абсолютный “рекордсмен”, длина ее тела может превышать 20 м, распространена во всех тропических и умеренно-теплых водах Мирового океана (кроме Средиземного моря). Ее присутствие отмечали в территориальных водах 123 государств. Питается мелкими планктонными животными – ракообразными, кальмарами, которых собирает, как сачком, своей широко раскрытой пастью. В связи с таким способом питания пищевод у этой рыбы узкий, а зубы очень мелкие (они служат для отфильтровывания), но весьма многочисленные – их число может достигать 15 000! В списки Международной Красной книги со статусом угрожаемого (“vulnerable”) вида эта рыба была занесена в 1994 г. (20 рыбок). – Китовая акула.
  2. Эти удивительно похожие на шахматные фигурки рыбки обитают главным образом в прибрежных районах среди морской травы, коралловых рифов. Все подобные места в настоящее время испытывают на себе отрицательное воздействие со стороны человека, осваивающего прибрежные зоны и разрушающего сложившиеся там сообщества. Но главную угрозу для этих небольших рыбок представляет направленный промысел: их очень активно используют в качестве сувениров, как объекты содержания в домашних аквариумах и, самое главное, – в традиционной восточной медицине. Причем “целебные” свойства, приписываемые несчастным рыбкам, абсолютно никем не доказаны. (30 рыбок). – Морской конек.
  3. Байкальский белый хариус достигает 48 см, весом до 2 кг. Половозрелым становится в возрасте 6-7 лет. Размножается в реках с августа всю осень и зиму. Икра развивается 17 суток. Плодовитость 12 000 икринок. После нереста рыба скатывается в Байкал. Продолжительность жизни 10-12 лет. Лимитирующие факторы: интенсивный лов (в 20-х годах в год вылавливали 140 тонн), загрязнение рек. Предложите меры по охране байкальского белого хариуса. (40 рыбок). – Запрет на вылов, разведение.
  4. Байкальский осетр достигает 114 кг при длине тела 184 см. нерест происходит в реках с мая при температуре воды 9-15 градусов. По реке Селенга поднимается до 1000 км. Половая зрелость наступает у самцов в 15 лет, у самок – 20 лет. Плодовитость около 420 000 икринок. После нереста рыба скатывается в Байкал. Живет осетр на глубине 20 м. с 1947 года лов осетра запрещен, однако запасы его восстанавливаются очень медленно. Назовите лимитирующие факторы для байкальского осетра. (10 рыбок). – Позднее половое созревание, загрязнение рек, браконьерство.

Тема: “Рыбы и медицина”

  1. Эти небольшие американские рыбки специализированы на питании личинками комаров. Их распространение способствует сокращению численности комаров, в том числе комаров – переносчиков малярийного плазмодия. С этой целью рыбы были завезены в нашу страну. (20 рыбок). – Гамбузия.
  2. Хрящ, какой рыбы использует современная медицина для лечения опухолей? (30 рыбок). – Акула.
  3. При перегонке сланцев, богатых остатками ископаемых рыб, получают ихтиол – черную сиропообразную жидкость. Как ее используют? (40 рыбок). – Болезни кожи.
  4. Одна из замечательных особенностей этой рыбы: накопленный жир откладывается не в мышцах, а в печени. Поэтому печень этой рыбы может на 73% состоять из жира, который используется для получения медицинского препарата “Рыбий жир”, богатого витаминами А, Е, D. – Треска.

5. Третий раунд. (Приложение)

Тема: “Самые-самые в мире рыб”

  1. Обычная скорость первой рыбы 30 км/ч, но на коротких дистанциях до 90 км/ч. Это самый заядлый путешественник: длина маршрута достигает 10 000 км. До 100 км/ч развивает вторая рыба, которая пробила медную обшивку судна толщиной 2,5 см и дубовые доски 37 см, хранящийся в Кенсингтонском музее. Сама рыба при этом не страдает: у основания ее орудия находятся ячеистые полости, заполненные жиром и смягчающие удар. Назовите самых быстрых рыб. (10 рыбок). – Тунец, рыба-меч.
  2. Североамериканские индейцы, высушив эту рыбу, протягивают через них фитиль – получается неплохая, хотя и сильно коптящая свеча. Назовите самую жирную рыбу. (20 рыбок). – Корюшка.
  3. Яд этой рыбы оказывает нервно-паралитическое действие. Он сходен со знаменитым ядом кураре, но сильнее его в 150000 раз. Считаются ядовитыми у нее только яичники и икра. Назовите рыбу. (30 рыбок). – Фуга.
  4. Миниатюрные самцы этих рыб, встретившись с самкой, вцепляются в нее зубами, а впоследствии прирастают к ней, таким образом паразитируя на самках. Так на самке длиной 119 см и массой 7 кг был обнаружен самец 16 мм и массой 14 мг. Назовите самого маленького самца. (40 рыбок). – Удильщики.

Тема: “Любитель рыболов”

  1. Подготовить тушку рыбы к приготовлению. (10 рыбок).
  2. На что нужно обратить внимание при покупке свежей рыбы? (20 рыбок).
  3. В конце ХV в. участники экспедиций Христофора Колумба с удивлением увидели у берегов Центральной Америки странную охоту с прилипалами. Такой способ охоты существует и поныне. Расскажите о нем. (30 рыбок).
  4. Какие способы добычи рыбы запрещены? (40 рыбок).

Тема: “Русская литература”

  1. “Неправильно полагают те, кои думают, что лишь те пескари могут считаться достойными гражданами, кои, обезумев от страха, сидят в норах и дрожат. Нет, это не граждане, а по меньшей мере бесполезные пескари”. Назовите отчество великого русского писателя автора цитаты. (10 рыбок). - Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.
  2.  
  3. Щука

    На щуку подан в суд донос
    Что от нее в пруде житья не стало;
    Улик представлен целый воз.
    И виноватую, как надлежало,
    На суд в большой лохани принесли.
    Судьи невдалеке сбирались;..
    Им придана была Лиса за Прокурора…
    Так делать нечего: пришло писать указ,
    Чтоб виноватую предать позорной казни
    И, в страх другим, повесить на суку.
    “Почтенные судьи! – Лиса тут приступила –
    Повесить мало, я б ей казнь определила,
    Какой не видано у нас здесь на веку…

    И.А.Крылов

    Какую казнь щуке определила Лиса? (20 рыбок). – Утопить.

  4. “– Я люблю поесть. Ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия. Как называлась эта рыба?
    – Лабардан-с”. Н.В. Гоголь. “Ревизор”. Какой рыбой угощал Хлестакова попечитель богоугодных заведений Земляника? Какая рыба называлась лабарданом? (30 рыбок). – Треска.
  5. “Сказка о золотой рыбке” А.С.Пушкина основана на немецкой народной сказке на сходную тему. Какая рыба исполняла желания в немецкой сказке? (40 рыбок). – Камбала.

6. Подведение итогов урока

Учащиеся отвечают на вопрос, поставленный в начале урока.

Определяется команда победитель и лучшие игроки команд. Церемония награждения.

Заключение. “Знания только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не одной памяти” Л.Н.Толстой.

Литература

1. Красная книга РСФСР (животные)/АН СССР. Гл. редкол.: Н.В. Елисеев (пред.) и др. Сост.: В.А. Забродин, А.М. Колосов. – М.: Россельхозихдат, 1985. – 454 с.

2. Я иду на урок биологии: Зоология: Рыбы и земноводные: Книга для учителя. – М.: Издательство “Первое сентября”, 2001. – 224 с.