Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии является весьма острой и актуальной. Неуклонно увеличивается рост количества детей с различными отклонениями в состоянии здоровья, в том числе с нарушениями речи.
Для педагогического коллектива Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада № 47 комбинированного вида г. Североморска проблема сохранения и укрепления здоровья детей является приоритетной. В дошкольном образовательном учреждении, наряду с общеразвивающими группами функционирует группа компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Работа с детьми данной группы имеет свои особенности, так как помимо речевой патологии, у детей часто встречаются вторичные отклонения в развитии.
Проанализировав данные о состоянии здоровья детей, результаты комплексной диагностики, проведенной педагогом-психологом, учителем-логопедом, воспитателями, инструктором по физической культуре, а также наблюдений за детьми в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности, выявили следующее:
– дети с нарушениями речи имеют 2 и 3
группы здоровья;
– многие дети отличаются общей физической
ослабленностью;
– у всех детей имеет место та или иная моторная
недостаточность, которая отражается на общем
здоровье ребенка, снижает сопротивляемость
организма к простудным заболеваниям;
– у некоторых детей наблюдается
значительное отставание в развитии физических
качеств –
отмечен низкий уровень развития ловкости,
быстроты, выносливости;
– некоторые дети с трудом переключаются с одного
вида движений на другой, часто нарушают
последовательность элементов действий;
отсутствует автоматизация движений; снижен темп
выполнения движений;
– недостаточная координация движений пальцев
кисти руки;
– испытывают трудности при выполнении серии
движений по словесной инструкции;
– недостаточный самоконтроль при выполнении
заданий;
– дети с речевыми нарушениями при выполнении
физических упражнений нередко задерживают
дыхание.
Все эти факторы учитываю при организации физкультурных занятий с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Физкультурные занятия строю с учетом возрастных, индивидуальных речевых и психофизических особенностей детей, а также решаемых в процессе обучения общеразвивающих и коррекционно-оздоровительных задач. Индивидуально-дифференцированный подход является ключевым в моей работе с детьми с речевой патологией.
Для успешного решения задач, с учетом рекомендаций учителя-логопеда, я разработала перспективное планирование занятий по физической культуре для детей с речевыми нарушениями с учетом тематического принципа построения педагогического процесса.
Учитывая сложность задач, в каждое занятие включаю физические упражнения, направленные на развитие всех основных видов движений; общеразвивающие упражнения, направленные на укрепление мышц спины, плечевого пояса, мышц ног; формирование правильной осанки; подвижные игры и игровые упражнения с учетом изучаемой лексической темы; игровые упражнения с различными предметами, которые способствуют развитию точных движений.
Особое внимание на каждом занятии уделяю дыхательным
упражнениям. Потому что дети с речевыми
нарушениями при выполнении даже легких
физических упражнений, нередко задерживают
дыхание. Считаю, что правильному
дыханию их нужно учить (работа над коротким
вдохом и длительным речевым выдохом). Чтобы
детям было интересно, предлагаю дыхательные
упражнения в игровой форме: «Согрей руки»,
«Остуди чай», «Надуй шар», «Воздушный футбол»;
упражнения звуковой гимнастики (с произнесением
на выдохе гласных и согласных звуков): игра
«Звуки», «Вагонная песенка», «Жук», «Ветер и
насекомые»; упражнения для развития речевого
дыхания и голоса: «Эхо», «Тихо – громко».
Играя и выполняя упражнения, дети не только
обучаются правильному дыханию, но и укрепляют
здоровье.
Детям, имеющим речевую патологию, свойственны двигательное беспокойство, повышенная эмоциональная возбудимость. С учетом этих особенностей, широко использую на физкультурных занятиях средства психогимнастики.
Во вводной части занятия:
– игры и упражнения на развитие внимания
(слухового, зрительного): «Будь внимателен»,
«Расставь часовых», «Четыре стихии», «Слушай
хлопки»;
– игры и упражнения на развитие памяти: «Запомни
свое место», «Слушай и выполняй»;
– на преодоление двигательного автоматизма:
«Стоп», «Пожалуйста».
В заключительной части занятия:
– игры и упражнения, способствующие снятию напряжения, успокоению: «Штанга», «Сосулька; упражнения на расслабление в сочетании со спокойной музыкой: «Волшебный сон», «Ходит сказка по домам».
Становление речи тесно связано с развитием
моторики, в частности, мелкой моторики пальцев
руки. Поэтому особое место на
физкультурных занятиях отвожу:
– играм и упражнениям, способствующих
развитию координации движений пальцев рук:
«Цепочки», «Здравствуй, пальчик», «Пальчики
играют»;
– игровому самомассажу кистей
и пальцев рук, оказывающему
общеукрепляющее воздействие на организм
ребенка («Ладошки», «Пальчики»);
– пальчиковым играм с речевым
сопровождением, которые повышают
речевую активность ребенка, развивают внимание,
координацию, мыслительную деятельность
(«Зарядка», «Мы во двор пошли гулять»);
– упражнениям с различными предметами –
массажным мячом, прицепками, карандашами;
– пальчиковым упражнениям в сочетании
со звуковой гимнастикой.
Эффективным средством коррекции координации движений детей с тяжелыми нарушениями речи считаю использование на занятиях по физической культуре игр и упражнений с мячом (речедвигательных игр с мячом). Активное использование их в процессе занятий создает положительный эмоциональный настрой, формирует потребность в двигательной деятельности, положительно влияет на координацию движений, активизирует внимание, память, мышление, расширяет словарный запас детей, развивает ориентировку в пространстве («Закончи фразу», «Шаги», «Я знаю…», «Скажи по–другому», «Скажи слово с нужным звуком»).
Необходимым компонентом занятий по физической культуре с детьми с тяжелыми нарушениями речи считаю использование речевого материала и игр (с учетом речевых возможностей детей). Упражнения и игры на координацию речи с движением вызывают у детей интерес, активизируют их в речевом и двигательном плане («Снеговик», «Зима», «Три ежа», «Осенние листочки», «Яблонька»). Кроме того, с помощью стихотворений у детей вырабатывается правильный ритм дыхания, развивается речеслуховая память.
Очень важно, чтобы занятия физической культурой были интересны детям, приносили им радость, увлекали их, вызывали желание выполнять предложенные игры и упражнения. Добиться этого мне позволяет проведение физкультурных занятий различных типов: сюжетно-игровых, тематических, тренирующих, контрольно-учетных, интегрированных.
Благодаря комплексному подходу, использованию
средств физического воспитания,
психогимнастики, интеграции и преемственности в
работе всех специалистов дошкольного
учреждения, отмечается положительная динамика:
– в усвоении детьми с тяжелыми нарушениями речи
программы по физическому воспитанию;
– в улучшении психофизического развития и
работоспособности детей с речевой патологией;
– у всех детей компенсирующей группы улучшились
речевые и двигательные функции.
Я надеюсь, что и в будущем коррекционно-педагогическая работа, проводимая в нашем дошкольном образовательном учреждении, будет создавать детям определенный запас прочности, благодаря которому обеспечится хорошая школьная адаптация, успеваемость, укрепиться их здоровье.