Цели и задачи проекта.
Сроки реализации: 26.10.08. – 01.12.10.
Типология проекта: по доминирующей в проекте деятельности – ознакомительно-ориентировочный (информационный). По предметно-содержательной деятельности – межпредметный ( география, экология, валеология, химия, математика).
Обоснование проекта: Тема проекта относится к практическому вопросу и актуальна в повседневной жизни и, вместе с тем, требующая привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается естественная интеграция знаний.
Гипотеза: Твое здоровье – здоровье нации.
Ход выполнения проекта
I этап (концептуальный)
- Выдать задания проекта (практическая работа “Изучение и оценка экологического состояния школы и близлежащих территорий”).
- Указать, какие показатели нужно собрать для дальнейшего анализа.
- Сформировать творческие группы по поиску информации и выполнения задания.
- Подготовить сообщения.
II этап (разработки)
- Спроектировать структуру урока.
- Уточнить цели изучения данного блока.
- Распределить учебный материал по этапам урока.
- Определить тип урока, объем и уровень усвоения знаний и умений.
- Уточнение критериев их оценки.
III этап реализация проекта урока)
I. Урбанизация как объективный процесс развития общества. Издержки урбанизации.
II. Проблема здоровья человека в урбанизированной среде:
- Загрязнение воздуха.
- Проблема чистой воды.
- Изменение генофонда.
- Действие радиации на организм человека.
- Поражение сердца и сосудов человека
- Шумовое загрязнение.
- Психическое здоровье человека.
III. Охрана городской среды.
Оборудование: химические реактивы, таблицы, схемы, карта Амурской области, исследуемый материал, мультимедийная система.
Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение по улучшению экологической ситуации в городе Благовещенске на тему: “Если бы это зависело от меня”.
Литература
- С.А.Вьюшкина “Обзорные экологические лекции по биологии”; Благовещенск 1992 г. Стр. 23.
- Н.Г.Павлюк “География Амурской области”; Благовещенск. 2005 г.
- Государственный доклад “О состоянии окружающей среды Амурской области за 2005 год; Благовещенск. 2006 г.
- “Экология России” (книга для учителя); М.: “МДС” 1996 г. Стр. 112-119
- А.Т.Зверев “Экология” учебник для 10-11 класса; М.: “Оникс 21 век”. Стр. 217-221.
- Б.М.Миркин “Экология России” учебник для 9-11 классов; М.: “Устойчивый мир”. 2000 г. Стр. 10-12; 184-212.
- Журнал “Биология в школе” № 1, 3, 5, 7 2001 г. Приложение - журнал в журнале “Учителю экологии” №1-4.
Задания I этапа (концептуального
)Практическая работа: Углубить знания об урбанизации, ее роли в изменении социальной и биологической структуры человека.
Цели и задачи.
- Изучить основные загрязнители, которые влияют на здоровье учащихся МОУ ОСОШ № 1.
- Дать экологическую оценку состояния школы и близлежащих территорий.
- Приобщить учащихся к исследовательской работе.
- Закрепить умения определять и анализировать основные источники загрязнения окружающей среды.
- Воспитать диалектико-материалистическое мировоззрение путем раскрытия идеи о взаимодействии человека и природы (на краеведческом материале).
- Уметь анализировать полученные в результате исследования факты и делать выводы о степени техногенного воздействия на окружающую среду.
Все работы выполняются в три этапа:
- Сбор материала.
- Математическая обработка данных (решение экологических задач, которые предусматривают рациональный подход и нетрадиционный способ мышления).
- Планирование своей деятельности по решению исследуемой проблемы.
Задание № 1 “Выявление химических загрязнителей в снегу”
Промышленные предприятия, транспорт выбрасывают в атмосферу разные химические соединения. Используя данную методику можно выявить в снеговой пробе конкретные химические вещества, которые попадают в снег из атмосферы.
Цель работы: Определить наличие в снегу химические соединения загрязняющего характера; найти взаимосвязь между продуктивностью растений и загрязнением среды; научиться проводить качественные реакции.
Оборудование: Пробоотборники (пластмассовые бутылки с отрезанным дном), емкости для снега, лопатки, воронки, фильтры, блокнот, карандаш, индикаторная бумага, химическая посуда, спиртовка, карандаш по стеклу, стальная булавка, реактивы хлорид бария, ацетат свинца, марганцовокислый калий, нитрат серебра, карбонат аммония, концентрированная кислота, сульфидная соль).
Ход работы.
- Взять пять проб снегового фильтрата по 100 мл, отметить номер участка на каждой емкости.
- Провести качественные реакции на выявление загрязнителя.
Отчетное задание.
- Заполнить таблицу.
- Определить участок с наибольшим загрязнением, выявить причины.
- Как обезопасить здоровье человека от действия загрязняющих факторов?
№ | Химические соединения | Участок № 1 | Участок № 2 | Участок №3 | Участок № 4 | Участок № 5 |
1. | SO42- | - |
- |
- |
- |
- |
2. | SO32- | + |
+ |
+ |
- |
- |
3. | S2- | + |
+ |
- |
- |
- |
4. | CL- | - |
- |
- |
- |
-- |
5. | NH4+ | - |
- |
- |
- |
- |
6. | Na+ | - |
- |
- |
- |
- |
7. | Fe3+ | - |
- |
- |
- |
- |
8. | Ca2+ | - |
- |
- |
- |
- |
9. | Cu2+ | - |
- |
- |
- |
- |
10 | Фенол | - |
- |
- |
- |
- |
11. | pH | кислая |
кислая |
кислая |
н |
н |
Вывод.
Задание № 2 “Воздействие транспортных выбросов на организм человека”
Цель работы: Определить количество выхлопных газов, которые машины выбрасывают в сутки около школы и на близлежащих территориях; определить влияние транспорта на организм человека.
Оборудование: блокнот, карандаш, статистические данные по Амурской области.
Отчетное задание:
- Заполнить таблицу.
- Определить участок с наибольшим загрязнением, выявить причины.
- Как обезопасить здоровье человека от воздействия загрязняющих факторов?
- Что можно сказать об экологической обстановке исходя из полученных данных?
- Какие меры по снижению степени загрязнения вы могли бы предложить?
Ход работы.
- Описать место и время работы.
- Подсчитать количество автомобилей за 1 час, сутки.
- Подсчитать количество выхлопных газов, выделяемых автотранспортом в районе школы, если известно, что один автомобиль выделяет от 2,8 до 10 кг газов в сутки.
№ | Место и время |
Количество автомобилей за 1 час |
Количество автомобилей за 1 сутки (18 часов – нормативное использование автомобиля) |
Количество выхлопных газов в кг |
1. | ||||
2. | ||||
3. | ||||
4. |
Вывод.
Задание № 3 “Определение площади деревьев, произрастающих на территории школы”
Цель: Определить площадь зеленых насаждений около школы; подсчитать, какое количество зеленых насаждений приходиться на одного учащегося; исходя из полученных данных, выявить роль зеленых насаждений в городе и их влияние на организм человека.
Оборудование: карандаш, блокнот, вычислительная техника.
Отчетное задание:
- Заполнить таблицу.
- Какую природоохранную деятельность вы проводите или планируете провести по спасению леса?
Ход работы.
- Составить план изучаемого участка.
- Произвести подсчет количества деревьев по их видовом составу.
- Подсчитать площадь деревьев (S=h·P кроны).
- Периметр вычислит по формуле: P=L=2ПR, где Р – периметр; L - длина окружности, П – постоянная величина = 3,14; R – радиус кроны.
- Подсчитать сколько деревьев и какая площадь деревьев приходится на 1 учащегося школы (норма зеленых насаждений, поданным Всемирной организации здравоохранения на одного жителя города, составляет 50 м2).
№ | Видовой состав |
Кол-во дер. |
Высота дерева (h)2 в м |
Периметр, в м |
Площадь, в м |
Кол-во деревьев на 1 ученика |
S зеленых насажд. на 1 уч. в м2 |
Вывод.