Озеро Байкал – жемчужина Сибири

Разделы: География


Цели урока:

  1. Сформировать знания о Байкале, показать красоту, уникальность природы, ценность древнего природного комплекса и природных ресурсов;
  2. Познакомить с историей открытия и изучения озера Байкал;
  3. Углубить и расширить знания о природных компонентах Байкала и их взаимосвязях;
  4. Рассмотреть экологические проблемы озера Байкал и пути их решения;
  5. Формировать нравственную, гражданскую позицию учащихся в отношении природы Байкала как национального достояния.

Оборудование: физическая карта озера Байкал, портрет Л. С. Берга, видеофильм о Байкале, карточки, гербарий: сосна, лиственница, пихта, кедр; иллюстрации флоры и фауны Байкала.

Тип урока – изучение нового материала и первичного закрепления.

Ход урока

1. Организационный момент

Вступительное слово учителя. Сообщение цели и темы урока.

  • запись на доске “ Байкал – чудо природы во всех отношениях.

Лев Семёнович Берг

– Сегодня я вас приглашаю в виртуальное путешествие по озеру Байкал (показ на карте).

– “ Кто Байкала не видал, тот в Сибири не бывал”,– говорят сибиряки.

– А Лев Семёнович Берг сказал: “Байкал– чудо природы во всех отношениях”.

– Кто этот человек? Послушаем сообщение.

(рассказ ученика: крупный учёный, академик. Развивал учения о природных зонах, занимался озероведением. Создал учение о географических ландшафтах.)

– В процессе путешествия мы выясним, правда ли это и про какие отношения идёт речь? Девизом путешествия возьмём слова учёного. Запишите их в тетрадь.

– Познакомимся с планом изучения Байкала.

План:

1. Доказательство слов Л.С.Берга.

а/ географическое положение;
б/ происхождение озёрной котловины;
в/ климат;
г/ свойства воды;

д/ животный и растительный мир.

2. Необходимость охраны Байкала.

– Каждый из вас соберёт “ байкальские трофеи”. Всё, что вас удивит, – запишите словом или цифрой в тетради.

– Итак, в путь!

Включается видеофильм о Байкале с записью шума воды и природы.(учитель читает стихотворение).

Я с детства мечтал о Байкале,
И вот – я увидел Байкал.
Мы плыли, а гребни не мелькали,
И кедры смотрели со скал.
Я множество разных историй
И песен тогда вспоминал
Про это озёрное море,
Про этот священный Байкал.

2. Изучение нового материала.

– Представьте что вы уже на берегу. “Байгал – далай”, как называют его буряты, что означает “ Байкал – море” или с тюрского “Бай– Куль” – “богатое озеро”, с монгольского “Байкал”– “богатый огонь”, с китайского

“Бэй – Хай” – “Северное море”.

– Отчёт историка. Русские на берегах появились в 1643г.– один из зимовщиков,

казачий пятидесятник Курбат Иванрво вышел к Байкалу и открыл остров Ольхон. Окончательно укрепились русские на Байкале после основания Иркутска в 1661 году. В 18веке Иркутск стал центром освоения русскими Восточной Сибири. В записях “Житие протопопа Аввакума” содержатся об озере интересные сведения. Протопоп Аввакум был сослан в Забайкалье и был на озере в 1656году.

Байкал изучали: И.Д.Черский, И.Г.Гмелин, Л.С.Берг, П.С.Паллас В.А.Обручев, Жак Ив Кусто совершал изучение вод озера с помощью подводных спускаемых аппаратов (тарелок).

(во время сообщения на доске выставляются карточки с датами, фамилиями учёных).

А/Географическое положение

– С помощью физической карты атласа помогите мне дописать письмо домой. (учащимся выдаются карточки).

“Пишу письмо с далёких краёв России. Байкал лежит на юге___

(Сибири) и простирается с______(юго-запада) на ______ (севере–

восток) на 620км., в длину и от 24 до 79 км в ширину. Озеро окружено горными хребтами, поднимающимися на высоту более

______(2 тысячи метров) над его водной поверхностью. На северном побережье это_______(Приморский, Байкальский), а с юга в   чистейшие воды смотрятся_______( Хамар-Дабан, Баргузинский). В центральной части Байкала находится остров_______(Ольхон).

Высшая точка, которого гора Жима. Напротив неё, 8-10 км от берега мы определили самую большую глубину ________ (1637км). Воистину; Байкал – самое глубокое озеро планеты”.

– Какой пункт плана мы описали в письме?

– Итак, поясните слова Берга “ Байкал– чудо природы в отношении

….. , (глубины).

Б/Происхождение озёрной котловины

– В чём же причина такой глубины? Какой картой воспользуемся, чтобы узнать возраст территории? (работа по тектонической карте).

– Однако котловина озера появилась 15-20 млн лет назад. Откройте учебник на странице 246 найдите рисунок 104 – Это одно из древнейших озёр мира. Его происхождение вызывает споры. Какую версию иллюстрирует схема на рисунке 104? (возникло в результате глубоких разломов и последующего опускания земной коры.)

– А геофизики выдвигают иную версию. Байкал – зарождающийся океан. Подтверждение этого они видят: 1) в расхождении около 2см/год, подобно тому, как это произошло когда-то с Южной Америкой и Африкой. 2) Кроме этого на дне озера существует мощный источник сверхпресных вод (ещё одна загадка Байкала) с мощностью 60км в кубе воды в год. 3) 3емлетрясение 5-6 раз в день. – Таким образом, Байкал – чудо природы в отношении...   (происхождения), одно из древних озёр или самый молодой океан.

В/Климат

– Третью особенность Байкала мы выделим, послушав отчёт климатолога (сообщение учащегося):

Климат Прибайкалья умеренный резко-континентальный.

Зима очень холодная – средняя температура января – – 24 градуса по Цельсию, а на побережье теплее градусов на десять: -14-17 градусов Цельсия“ А лето на берегах озера прохладнее (озеро поглощает тепло медленно, но медленно и отдаёт, остывая, тепло байкальская вода) +15градусов Цельсия– средняя температура июля.

Из-за неравномерного нагрева суши и вод озера образуются перепады атмосферного давления, в результате возникают местные ветры. Ураганный ветер – сарма, поднимает штормовые волны на Байкале. Скорость ветра Достигает 60м/с. Северо-восточный ветер – баргузин, или верховик – дует вдоль озера. Это свежий ветер.

На Байкале чаще солнечная погода. Зимой в котловине господствует антициклон.

– Отметьте в тетради тип климата, (умеренный резкоконтинентальный)

– Запишите названия ветров: Сарма – ураганный ветер; Баргузин (верховик) – северо-восточный ветер дует вдоль озера. Всего насчитывается больше 13 ветров.

– Таким образом, Байкал – чудо природы в отношении..... (климата ; и ветров). Самый мягкий и ветреный климат Сибири.

Г/Свойства воды

– Байкал называют “колодцем планеты”.

– Что это значит? Послушаем гидролога-лимнолога, (сообщение учащегося).

Озёра изучает наука лимнология.

Озеро Байкал имеет уникально чистую прозрачную воду. Белый диск, с помощью которого определяют степень прозрачности воды, виден при погружении в озеро до глубины 40метров. По химическому составу вода близка к дистиллированной ( в 1 литре менее 0,1 г солей, т.е. солёность воды равна 0,15% ) и богата кислородом. В чистоте и прозрачности – уникальность воды Байкала. В озеро впадает около 550 рек. Самая крупная из них – Селенга. И

лишь одна река – Ангара (приток Енисея) вытекает из озера Байкал. Вода в озере круглый год холодная (температура-10-12градусо С). Замерзает озеро поздно, в конце декабря, но и вскрывается Байкал поздно. До конца мая по воде плавают льды, в июне льды тают у берегов.

Байкал уникален и огромным объёмом воды, который можно сравнить с объёмом вод в Балтийском море. В Байкале содержится 1/10 пресных вод планеты.

– Закупкой воды из Байкала интересуются фирмы из Великобритании, Франции, Японии, Арабских Эмиратов и другие .государства,

– Продавая воду, что потребляет в год ЦБК в городе Байкальске. ; мы получали бы прибыль в 6 млрд. долларов. Полностью вода обновляется за 332года.

– Каковы источники её пополнения?(1/550рек; 2/источники на дне 60км кубических; 3/дожди). Объём Байкала, равен объёму Балтийского моря, равен 77-ми объёмам Азовских морей, равен: 5-ти объёмам Великих Американских озёр.

– Таким образом, Байкал – чудо природы в отношении .... (воды)

Д/Животный и растительный мир

– Но чистая вода обеспечивается биологическими особенностями

озера. Рачок – энишура – естественный фильтр воды. Он встречается

лишь здесь и погибает при потеплении воды до 4 градусов С (норма +3,5 градуса С), (показ иллюстраций.) – Как называют редкие виды животного и растительного мира?

(Эндемики). В Байкале живёт 2500 видов и подвидов животных и около 1000 видов растений, 2/3 эндемики.

– Какого же мы встречаем в водах Байкала? Отгадайте загадки.

1/ Бледно-розова, нежна, 2/ Под корягой в жирном иле Студена вода нужна. Великан находит дом.
Что за рыбка-невеличка, С вами мы его ловили,
Меньше вашей рукавички? Знаем все, что это ... .(Сом)
А на солнце рыбка тает,  
Рыбьим жиром истекает  
Что за рыбка-иностранка?  
Рыбка эта– .... (Голомянка)  

 

3/ В снежном логове родятся. 4/ Пёстрая хищница, длинная, юркай,
Простудится не боятся. Рыбёшек губят её острые зубы
Подрастут, начнут нырять, (Щука)

Шубки белые менять.
Если очень повезёт–
Лет с полсотни проживёт.
Что за зверь такой с усами?
Ну, подумайте-ка сами ... (Байкальская нерпа).

– Далее идёт показ фрагмента видеофильма о животном и растительном мире; Байкала.

– По берегам Байкала находятся заповедные леса. “Будет лес– будет и Байкал”, – говорят старожилы.

– Какие деревья растут в лесах? Показ гербария.

Сосна (растёт везде, кроме темнохвойной тайги).

Кедр, пихта (растут на юго-западе).

Лиственница (растёт везде, кроме темнохвойной тайги).

– Нет в тайге любопытнее зверя, чем? (показ иллюстрации). Соболь

– Пугливее, чем? (показ иллюстрации). Белка.

– И глупее, чем? (показ иллюстрации). Заяц.

– Итак, продолжите слова А.С.Берга “ Байкал – чудо природы в отношении …. (животного и растительного мира.)

– Ho уже никогда не пролетят над нашими головами большие бакланы, серые гуси. Таёжный гуменник, сухонос и дрофа. Эти 5 видов сгинули за 50 лет. В , чём причина? (деятельность человека). – Слово экологу.

Уникальное по своей природе озеро Байкал имеет живописные берега и острова. Озеро является рекреационным объектом Сибири. Чистый воздух, минеральные источники, чистая, прозрачная вода озера привлекают множество туристов. Озеро Байкал с уникальным органическим миром может раскрыть многие тайны эволюции животных и растений. Озеро богато рыбными ресурсами. А хребты Прибайкалья имеют огромные запасы древесины — кедра, сосны, лиственницы. Кедр — это ценные орехи, масло кедровых орехов используется в медицине и в оптике, служит пищей для обитателей тайги и для человека.

В XX веке построены на берегах Байкала целлюлозно-бумажные комбинаты, которые в значительной степени загрязняют воду озера. На peке Ангаре построили Иркутскую ГЭС, тем самым подпрудили озеро Байкал, что привело к подъёму уровня воды на 1 метр, к смыву с берегов грязи, к помутнению воды, к гибели главного фильтра байкальской воды – планктона.

Необходимы природоохранные мероприятия:

  • Регулировать рубку леса в бассейнах рек, впадающих в озеро.
  • Запретить рубку леса на склонах хребтов, обращённых к Байкалу
  • Запретить молевой сплав древесины по рекам.
  • Построить очистные сооружения на предприятиях, расположенных на берегах озера и рек, впадающих в Байкал.
  • Создать базы отдыха с организованными посещениями озера туристами (опасен “дикий туризм”).
  • Поднять экологическую культуру населения.

Когда ты болеешь, все мы больны,
Байкал, ты – хрустальная печень страны!
И кто-то добавил из глубины:
Байкал – заповедная совесть страны.

3. Подведение итога урока

– Посмотрите сколько “Байкальских трофеев” вы собрали за урок. Я рада, что не зря взяла вас в виртуальное путешествие на Байкал.

4. Домашнее задание

– Решить проблемный вопрос. Как лучше использовать природной комплекс Байкала?

В конце урока на доске образуется схема: