Цели урока:
- Сформировать знания о Байкале, показать красоту, уникальность природы, ценность древнего природного комплекса и природных ресурсов;
- Познакомить с историей открытия и изучения озера Байкал;
- Углубить и расширить знания о природных компонентах Байкала и их взаимосвязях;
- Рассмотреть экологические проблемы озера Байкал и пути их решения;
- Формировать нравственную, гражданскую позицию учащихся в отношении природы Байкала как национального достояния.
Оборудование: физическая карта озера Байкал, портрет Л. С. Берга, видеофильм о Байкале, карточки, гербарий: сосна, лиственница, пихта, кедр; иллюстрации флоры и фауны Байкала.
Тип урока – изучение нового материала и первичного закрепления.
Ход урока
1. Организационный момент
Вступительное слово учителя. Сообщение цели и темы урока.
- запись на доске “ Байкал – чудо природы во всех отношениях.
Лев Семёнович Берг
– Сегодня я вас приглашаю в виртуальное путешествие по озеру Байкал (показ на карте).
– “ Кто Байкала не видал, тот в Сибири не бывал”,– говорят сибиряки.
– А Лев Семёнович Берг сказал: “Байкал– чудо природы во всех отношениях”.
– Кто этот человек? Послушаем сообщение.
(рассказ ученика: крупный учёный, академик. Развивал учения о природных зонах, занимался озероведением. Создал учение о географических ландшафтах.)
– В процессе путешествия мы выясним, правда ли это и про какие отношения идёт речь? Девизом путешествия возьмём слова учёного. Запишите их в тетрадь.
– Познакомимся с планом изучения Байкала.
План:
1. Доказательство слов Л.С.Берга.
а/ географическое положение;
б/ происхождение озёрной котловины;
в/ климат;
г/ свойства воды;
д/ животный и растительный мир.
2. Необходимость охраны Байкала.
– Каждый из вас соберёт “ байкальские трофеи”. Всё, что вас удивит, – запишите словом или цифрой в тетради.
– Итак, в путь!
Включается видеофильм о Байкале с записью шума воды и природы.(учитель читает стихотворение).
Я с детства мечтал о Байкале,
И вот – я увидел Байкал.
Мы плыли, а гребни не мелькали,
И кедры смотрели со скал.
Я множество разных историй
И песен тогда вспоминал
Про это озёрное море,
Про этот священный Байкал.
2. Изучение нового материала.
– Представьте что вы уже на берегу. “Байгал – далай”, как называют его буряты, что означает “ Байкал – море” или с тюрского “Бай– Куль” – “богатое озеро”, с монгольского “Байкал”– “богатый огонь”, с китайского
“Бэй – Хай” – “Северное море”.
– Отчёт историка. Русские на берегах появились в 1643г.– один из зимовщиков,
казачий пятидесятник Курбат Иванрво вышел к Байкалу и открыл остров Ольхон. Окончательно укрепились русские на Байкале после основания Иркутска в 1661 году. В 18веке Иркутск стал центром освоения русскими Восточной Сибири. В записях “Житие протопопа Аввакума” содержатся об озере интересные сведения. Протопоп Аввакум был сослан в Забайкалье и был на озере в 1656году.
Байкал изучали: И.Д.Черский, И.Г.Гмелин, Л.С.Берг, П.С.Паллас В.А.Обручев, Жак Ив Кусто совершал изучение вод озера с помощью подводных спускаемых аппаратов (тарелок).
(во время сообщения на доске выставляются карточки с датами, фамилиями учёных).
А/Географическое положение
– С помощью физической карты атласа помогите мне дописать письмо домой. (учащимся выдаются карточки).
“Пишу письмо с далёких краёв России. Байкал лежит на юге___
(Сибири) и простирается с______(юго-запада) на ______ (севере–
восток) на 620км., в длину и от 24 до 79 км в ширину. Озеро окружено горными хребтами, поднимающимися на высоту более
______(2 тысячи метров) над его водной поверхностью. На северном побережье это_______(Приморский, Байкальский), а с юга в чистейшие воды смотрятся_______( Хамар-Дабан, Баргузинский). В центральной части Байкала находится остров_______(Ольхон).
Высшая точка, которого гора Жима. Напротив неё, 8-10 км от берега мы определили самую большую глубину ________ (1637км). Воистину; Байкал – самое глубокое озеро планеты”.
– Какой пункт плана мы описали в письме?
– Итак, поясните слова Берга “ Байкал– чудо природы в отношении
….. , (глубины).
Б/Происхождение озёрной котловины
– В чём же причина такой глубины? Какой картой воспользуемся, чтобы узнать возраст территории? (работа по тектонической карте).
– Однако котловина озера появилась 15-20 млн лет назад. Откройте учебник на странице 246 найдите рисунок 104 – Это одно из древнейших озёр мира. Его происхождение вызывает споры. Какую версию иллюстрирует схема на рисунке 104? (возникло в результате глубоких разломов и последующего опускания земной коры.)
– А геофизики выдвигают иную версию. Байкал – зарождающийся океан. Подтверждение этого они видят: 1) в расхождении около 2см/год, подобно тому, как это произошло когда-то с Южной Америкой и Африкой. 2) Кроме этого на дне озера существует мощный источник сверхпресных вод (ещё одна загадка Байкала) с мощностью 60км в кубе воды в год. 3) 3емлетрясение 5-6 раз в день. – Таким образом, Байкал – чудо природы в отношении... (происхождения), одно из древних озёр или самый молодой океан.
В/Климат
– Третью особенность Байкала мы выделим, послушав отчёт климатолога (сообщение учащегося):
Климат Прибайкалья умеренный резко-континентальный.
Зима очень холодная – средняя температура января – – 24 градуса по Цельсию, а на побережье теплее градусов на десять: -14-17 градусов Цельсия“ А лето на берегах озера прохладнее (озеро поглощает тепло медленно, но медленно и отдаёт, остывая, тепло байкальская вода) +15градусов Цельсия– средняя температура июля.
Из-за неравномерного нагрева суши и вод озера образуются перепады атмосферного давления, в результате возникают местные ветры. Ураганный ветер – сарма, поднимает штормовые волны на Байкале. Скорость ветра Достигает 60м/с. Северо-восточный ветер – баргузин, или верховик – дует вдоль озера. Это свежий ветер.
На Байкале чаще солнечная погода. Зимой в котловине господствует антициклон.
– Отметьте в тетради тип климата, (умеренный резкоконтинентальный)
– Запишите названия ветров: Сарма – ураганный ветер; Баргузин (верховик) – северо-восточный ветер дует вдоль озера. Всего насчитывается больше 13 ветров.
– Таким образом, Байкал – чудо природы в отношении..... (климата ; и ветров). Самый мягкий и ветреный климат Сибири.
Г/Свойства воды
– Байкал называют “колодцем планеты”.
– Что это значит? Послушаем гидролога-лимнолога, (сообщение учащегося).
Озёра изучает наука лимнология.
Озеро Байкал имеет уникально чистую прозрачную воду. Белый диск, с помощью которого определяют степень прозрачности воды, виден при погружении в озеро до глубины 40метров. По химическому составу вода близка к дистиллированной ( в 1 литре менее 0,1 г солей, т.е. солёность воды равна 0,15% ) и богата кислородом. В чистоте и прозрачности – уникальность воды Байкала. В озеро впадает около 550 рек. Самая крупная из них – Селенга. И
лишь одна река – Ангара (приток Енисея) вытекает из озера Байкал. Вода в озере круглый год холодная (температура-10-12градусо С). Замерзает озеро поздно, в конце декабря, но и вскрывается Байкал поздно. До конца мая по воде плавают льды, в июне льды тают у берегов.
Байкал уникален и огромным объёмом воды, который можно сравнить с объёмом вод в Балтийском море. В Байкале содержится 1/10 пресных вод планеты.
– Закупкой воды из Байкала интересуются фирмы из Великобритании, Франции, Японии, Арабских Эмиратов и другие .государства,
– Продавая воду, что потребляет в год ЦБК в городе Байкальске. ; мы получали бы прибыль в 6 млрд. долларов. Полностью вода обновляется за 332года.
– Каковы источники её пополнения?(1/550рек; 2/источники на дне 60км кубических; 3/дожди). Объём Байкала, равен объёму Балтийского моря, равен 77-ми объёмам Азовских морей, равен: 5-ти объёмам Великих Американских озёр.
– Таким образом, Байкал – чудо природы в отношении .... (воды)
Д/Животный и растительный мир
– Но чистая вода обеспечивается биологическими особенностями
озера. Рачок – энишура – естественный фильтр воды. Он встречается
лишь здесь и погибает при потеплении воды до 4 градусов С (норма +3,5 градуса С), (показ иллюстраций.) – Как называют редкие виды животного и растительного мира?
(Эндемики). В Байкале живёт 2500 видов и подвидов животных и около 1000 видов растений, 2/3 эндемики.
– Какого же мы встречаем в водах Байкала? Отгадайте загадки.
1/ Бледно-розова, нежна, 2/ Под корягой в жирном иле Студена вода нужна. | Великан находит дом. |
Что за рыбка-невеличка, | С вами мы его ловили, |
Меньше вашей рукавички? | Знаем все, что это ... .(Сом) |
А на солнце рыбка тает, | |
Рыбьим жиром истекает | |
Что за рыбка-иностранка? | |
Рыбка эта– .... (Голомянка) |
3/ В снежном логове родятся. | 4/ Пёстрая хищница, длинная, юркай, |
Простудится не боятся. | Рыбёшек губят её острые зубы |
Подрастут, начнут нырять, | (Щука) |
Шубки белые менять.
Если очень повезёт–
Лет с полсотни проживёт.
Что за зверь такой с усами?
Ну, подумайте-ка сами ... (Байкальская нерпа).
– Далее идёт показ фрагмента видеофильма о животном и растительном мире; Байкала.
– По берегам Байкала находятся заповедные леса. “Будет лес– будет и Байкал”, – говорят старожилы.
– Какие деревья растут в лесах? Показ гербария.
Сосна (растёт везде, кроме темнохвойной тайги).
Кедр, пихта (растут на юго-западе).
Лиственница (растёт везде, кроме темнохвойной тайги).
– Нет в тайге любопытнее зверя, чем? (показ иллюстрации). Соболь
– Пугливее, чем? (показ иллюстрации). Белка.
– И глупее, чем? (показ иллюстрации). Заяц.
– Итак, продолжите слова А.С.Берга “ Байкал – чудо природы в отношении …. (животного и растительного мира.)
– Ho уже никогда не пролетят над нашими головами большие бакланы, серые гуси. Таёжный гуменник, сухонос и дрофа. Эти 5 видов сгинули за 50 лет. В , чём причина? (деятельность человека). – Слово экологу.
Уникальное по своей природе озеро Байкал имеет живописные берега и острова. Озеро является рекреационным объектом Сибири. Чистый воздух, минеральные источники, чистая, прозрачная вода озера привлекают множество туристов. Озеро Байкал с уникальным органическим миром может раскрыть многие тайны эволюции животных и растений. Озеро богато рыбными ресурсами. А хребты Прибайкалья имеют огромные запасы древесины — кедра, сосны, лиственницы. Кедр — это ценные орехи, масло кедровых орехов используется в медицине и в оптике, служит пищей для обитателей тайги и для человека.
В XX веке построены на берегах Байкала целлюлозно-бумажные комбинаты, которые в значительной степени загрязняют воду озера. На peке Ангаре построили Иркутскую ГЭС, тем самым подпрудили озеро Байкал, что привело к подъёму уровня воды на 1 метр, к смыву с берегов грязи, к помутнению воды, к гибели главного фильтра байкальской воды – планктона.
Необходимы природоохранные мероприятия:
- Регулировать рубку леса в бассейнах рек, впадающих в озеро.
- Запретить рубку леса на склонах хребтов, обращённых к Байкалу
- Запретить молевой сплав древесины по рекам.
- Построить очистные сооружения на предприятиях, расположенных на берегах озера и рек, впадающих в Байкал.
- Создать базы отдыха с организованными посещениями озера туристами (опасен “дикий туризм”).
- Поднять экологическую культуру населения.
Когда ты болеешь, все мы больны,
Байкал, ты – хрустальная печень страны!
И кто-то добавил из глубины:
Байкал – заповедная совесть страны.
3. Подведение итога урока
– Посмотрите сколько “Байкальских трофеев” вы собрали за урок. Я рада, что не зря взяла вас в виртуальное путешествие на Байкал.
4. Домашнее задание
– Решить проблемный вопрос. Как лучше использовать природной комплекс Байкала?
В конце урока на доске образуется схема: