В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их окружение в этот период жизни. Предложенное занятие построено на принципах развивающего обучения и направлено на развитие личности ребенка в целом (умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира), а также на совершенствование речи дошкольников, их мышление, творческих способностей.
Цель занятия: Дать детям представление о море, его разных состояниях, его обитателях. Вызвать интерес детей к проблеме экологического кризиса на Земле и последствий деятельности человека.
Задачи:
1. Формировать эмоционально-положительное отношение к окружающему миру, понимать зависимость его состояния от действий человека.
2. Развивать связную речь детей.
3. Формировать практические навыки, стремление к экспериментированию.
4. Активизировать словарный запас детей.
5. Воспитывать бережное отношение к природе.
6. Развивать воображение детей в изодеятельности.
Материалы: Глобус; репродукции картин И.К.Айвазовского и других художников (море в разных состояниях); бутылочка с нефтью (можно заменить растительным маслом); 2 баночки с водой и молоком; 2 палочки; белая салфетка; пуховые птичьи перья; принадлежности для рисования; аудиозапись.
Ход занятия
В группе звучит шум прибоя (аудиозапись).
Воспитатель: Дети, сегодня мы поговорим о нашей планете. Планета, на которой мы с вами живем, называется Земля. Наша планета – это огромный-преогромный шар. Она очень красива! Об этом рассказывали космонавты, которые видели ее из Космоса в иллюминаторы космического корабля. Такой сверкающий голубой шар (воспитатель обводит глобус)! Почему нашу планету называют голубой? (Потому что на планете Земля больше воды, чем суши.)
Воспитатель просит детей, которые бывали на море, рассказать о нем.
(Рассказы детей).
Воспитатель: Море – это громадное водное пространство. Если на катере отъехать далеко от берега, то кругом будет одна вода. Можно долго плыть и день, и два – все равно будет одна вода. Такое море большое, а океан еще больше! (Воспитатель обводит глобус).
Море бывает разное. В безветренный солнечный день оно очень красиво! Сине-зеленого цвета – такая в нем вода! Сверкает, искрится на солнце, плещется маленькими волнами, как будто оно живое. Если небольшой ветер заигрывает с морем, то по нему бегут волны с белыми кудрявыми гребешками. Куда не посмотришь – всюду по сине-зеленому полю бегут белые волны-барашки.
Но море бывает мрачным и даже страшным. В пасмурный день, когда небо заволокло серыми тучами, море тоже становится серым, хмурым. И уж совсем море становится сердитым, когда дует сильный ветер, громадные серо-черные волны с силой поднимают с берега камни и обрушивают их снова на берег. Шум и грохот волн заглушают человеческий голос. Если кто-то, купаясь, не успел выбраться на берег, спасти такого человека очень трудно: его крики о помощи никто не слышит (море все заглушает), а выйти сам на берег он не сможет – волны снова и снова бросают его в море.
И уж совсем опасным и страшным бывает море во время шторма – сильного ветра с дождем. Громадные черные волны высотой с каменный дом со страшной силой обрушиваются на берег и все сметают на своем пути. Машины, торговые палатки, люди – все окажется в его пучине. Даже большие корабли часто тонут во время шторма. Давайте с вами закроем глаза и послушаем шум моря. (Аудиозапись постепенно меняется от легкого шума прибоя до громкого шума шторма). Воспитатель предлагает детям рассмотреть репродукции картин И.К.Айвазовского и других художников (море в разных состояниях).
Воспитатель: Посмотрите, как художники изображают море. Особенно любил рисовать море, замечательный художник Иван Константинович Айвазовский, который родился на берегу Черного моря. С самого раннего детства он наблюдал за морем и все свои впечатления, позже изобразил в своих картинах. Ему удалось передать прозрачность ласковой волны, брызги морского прибоя, порывы ветра, превращающие воду в грязную дикую стихию. (Дети рассматривают репродукции картин и высказывают свои впечатления).
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как рождается море? Ходите узнать? Давайте с вами поиграем в игру “Ходят капельки по кругу”.
Воспитатель говорит, что она – мама Тучка, а ребята – ее детки Капельки, и им пора отправляться в путь. Звучит музыка напоминающая звуки дождя. Капельки прыгают, разбегаются, танцуют.
Воспитатель: Полетели Капельки на землю… Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками. (Капельки составляют ручейки, взявшись за руки парами.) Встретились ручейки и стали большой речкой (ручейки соединяются в одну цепочку). Плывут Капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в большое море (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Вот так и образовалось море. Но многие моря сейчас находятся в опасности – люди их сильно загрязнили. Заводы и фабрики сбрасывают в море грязные воды, люди бросают мусор: банки, бутылки, пакеты – все, что им не нужно. Часто случаются аварии – в море выливается нефть. Обитатели морских глубин плохо себя чувствуют и даже гибнут. Вот, послушайте историю, которая называется “Нефть в море”.
Плыл по морю огромный корабль. Он вез в трюмах столько нефти, что ею можно было, целую зиму отапливать большой город.
Беда случилась перед рассветом. Корабль наскочил на подводную скалу. Матросы спустили спасательные шлюпки и отчалили от гибнущего корабля. Весла ударили по воде с непривычным глухим плеском, и от моря пахло не солью и водорослями, как обычно, а нефтью. Она широко разлилась по воде. А утром пляжи и прибрежные скалы были покрыты скользкой черной пленкой.
Настало страшное время и для жителей прибрежных городков и для обитателей моря.
Первыми пострадали птицы. Чайки, гагары, утки садились в воду, не подозревая об опасности, и уже не могли взлететь, потому что нефть склеивала им перья. Люди пытались помочь птицам – ловили, отмывали в теплой воде со стиральным порошком. Но спасти удалось несколько сотен, а погибли десятки тысяч. Повсюду, куда ни взглянуть, лежали мертвые птицы.
Потом настала очередь мелководных ракушек – мидий, устриц. Они стали задыхаться, потому что нефть не пропускала в воду кислород. Затем погибли водоросли – они тоже не могли жить в отравленной нефтью воде. А рыбы и прочие морские животные просто уплыли подальше.
Закрылись на берегу курорты и гостиницы – никто не хотел купаться в грязной воде. Нечего стало ловить рыбакам. Так из-за гибели одного-единственного корабля побережье пострадало от страшной катастрофы. Не простой катастрофы, а экологической. Пройдут многие годы, прежде чем эти берега очистятся от нефти. Эта катастрофа еще раз заставила людей задуматься о том, как легко ранить природу и как трудно ее вылечить.
Воспитатель: Вот такая страшная произошла катастрофа. (Воспитатель предлагает детям обсудить историю). А сейчас мы с вами проведем опыты и узнаем, какая она нефть и почему погибли морские животные. Сначала я вам расскажу о том, где применяют нефть. Посмотрите на предметы находящиеся у меня на столе. При изготовлении этих предметов использовали нефть. (Воспитатель демонстрирует игрушки из пластмассы, резиновые мячи разных размеров, резиновые сапожки, камера для велосипеда, свечи, лак для ногтей, стиральный порошок, бензин, солярка, нитки, ткань и другие предметы). А теперь посмотрите на это замечательное вещество, которое называется – нефть. (Воспитатель демонстрирует жидкость в стеклянной бутылочке).
Воспитатель проводит опыты, дети делают заключения.
Опыт 1. Цвет нефти.
На белую салфетку капнуть одну каплю нефти. Рассмотреть растекающуюся жидкость и сделать вывод: нефть желто-коричневого цвета.
Опыт 2. Прозрачность.
Показать детям две баночки: одну с водой, другую с нефтью. В обе баночки положить палочки. В баночке с водой мы видим палочку, а в баночке с нефтью – нет. Вывод: вода прозрачная, а нефть – нет.
Опыт 3. Запах.
Предложить детям понюхать воду и нефть, закрыв глаза. Выяснить, какие ассоциации возникают у детей. Вывод: нефть имеет запах.
Опыт 4. Текучесть.
Перелить нефть из одной емкости в другую. Показать, что нефть льется, потому что жидкая. Если бы нефть не была жидкой, ее не смогли бы качать насосы – качалки из глубин земли. (Показ иллюстраций с изображением добычи нефти). Вывод: нефть – жидкая.
Воспитатель предлагает детям физкультминутку.
Нам пора передохнуть,
Потянуться и вздохнуть. (Глубокий вдох и выдох)
Прочь прогоним лень и скуку, (Одна прямая рука
вверх, другая вниз.
Разомнем сначала руки. Резкими движениями
поменять руки).
Покрутили головой, (Вращение головой в одну и
другую сторону).
И усталость вся долой!
Раз – два, три, четыре, пять,
Шею надо разминать.
Встали ровно. Наклонились. (Наклоны вперед и
назад).
Раз – вперед, а два – назад.
Потянулись. Распрямились.
Повторяем все подрят.
Опыт 5. Маслянистость.
Дети растирают между пальцами одной руки воду, а между пальцами другой руки нефть. Высказывают свои ощущения при растирании. Вывод: вода высыхает, а нефть гладкая, скользкая, маслянистая.
Опыт 6. Смешиваемость и растворяемость.
В воду налить молоко и размешать. Вывод: молоко в воде размешалось. Выслушать детские предположения: что будет с нефтью, если ее налить в воду. Проверить. Сделать вывод, что нефть легче воды, не тонет, по воде расплываются пятна, потому что она маслянистая, не растворяется в воде. Вывод: нефть не смешивается и не растворяется.
Опыт 7. Птицы и нефть.
Подбросить перышко и внимательно проследить за его плавным полетом. Затем обмакнуть перо в нефть и еще раз подбросить вверх. Обратить внимание детей на то, как оно быстро падает вниз. Объяснить, что строение перьев позволяет птицам летать, “отталкивая” крыльями воздух вниз, сами же при этом поднимаются вверх. Когда водоплавающая птица (утка, чайка, гагара, лебедь) садится на воду, покрытую нефтяной пленкой, ее перья загрязняются. Они слипаются и теряют способность “отталкивать” воздух, а значит, птица не может взлететь и может погибнуть.
Воспитатель: Теперь вы знаете, что такое нефть. Что нефть нужна человеку, но она очень опасна при неосторожном обращении. Поэтому при добычи нефти соблюдают осторожность, чтобы беречь природу. Ведь на месте, где разлита нефть, долгое время не будет жизни: не будет деревьев, цветов, травы, животных. Мы с вами говорили о том, как в море произошла катастрофа и нефть вылилась в воду. Как мы с вами назвали эту катастрофу? Экологическая катастрофа. Но разве только катастрофы вредят природе? По разному вредят природе дым заводов, разлитая в море нефть, брошенный в лесу или на пляже мусор. Так вот, дети, запомните, что нужно не только самому бережно относиться к природе и ее богатствам, но и останавливать других, тех, кто относится к природе потребительски, не бережет ее. Чтобы остались на ней леса и степи, реки и озера, чтобы жили на ней рядом с нами рыбы и стрекозы, бабочки и киты, чтобы не потонули в мусоре и отбросах наши города.
Я хочу, чтобы вы запомнили одно маленькое стихотворение:
Планета наша – общий дом
И много лет мы в нем живем.
Но, как известно всем кругом,
Должны беречь мы этот дом!
А теперь, подведем итог нашего занятия. Возьмите принадлежности для рисования и зарисуйте ваши впечатления от данного занятия.
Литература
С.Н. Николаева “Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве”.
В. Танасийчук “Экология в картинках”.