Модель урока по теме "Образование единого централизованного государства на Руси". История. 10-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 10


Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления учащимися процесса становления единого российского государства средствами технологии проблемного обучения.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления учебного материала.

Цели по содержанию:

А. Образовательная:

1. Способствовать пониманию существенных признаков понятий:

  • “Единое централизованное государство”.
  • “Новая система управления страной”.
  • “Монарх”.
  • “Казна”.
  • “Дворец”.
  • “Приказы”.
  • “Поместный церковный собор”.
  • “Система местного самоуправления”.
  • “Великокняжеская армия”.
  • “Дворяне”.

2. Раскрыть причины процесса объединения русских земель в единое централизованное государство:

  • Усиление социальных противоречий (феодалы стремились закрепить крестьян с помощью центральной власти, а крестьяне и горожане надеялись, что центральная власть защитит их от феодалов).
  • Необходимость освобождения от ига и борьба с внешними врагами.
  • Единая культура, язык, религия.

3. Обосновать последствия создания единого Русского государства:

  • Централизованное государство защищало жизнь и имущество всех жителей страны, жестоко наказывало за преступления против личности и собственности, однако оно во многом попирало права и нужды простых людей.
  • Произошло полное освобождение русских земель от многовековой зависимости – монголо-татарского ига.
  • В едином централизованном государстве культура, язык и религия получили мощнейший импульс для дальнейшего развития.

4. Раскрыть закономерности процесса объединения русских земель в единое государство:

  • Практически все государства в своём развитии пережили как периоды политической раздробленности, так и периоды объединения в единое государство, но на более высокой качественной волне.
  • Процессы объединения государств, как правило, сопровождаются какими-то яркими особенностями (для России – это необходимость освободиться от ига Золотой Орды).
  • Процесс объединения в единое государство – очень длительный, порой занимает десятки лет.
  • Особую важную роль в процессе объединения страны играют выдающиеся исторические личности (в нашем случае – это дальновидные московские князья от Даниила Александровича до Ивана 3).

Б. Развивающая:

  1. Продолжить формирование умений учащихся анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (учебный текст, документ, карта, таблица, схема).
  2. Решать познавательные задачи на разных этапах урока.
  3. Развивать умения формулировать определения:
    • “Единое централизованное государство”.
    • Новая система управления страной”.
    • “Монарх”.
    • “Казна”.
    • “Дворец”.
    • “Приказы”.
    • “Поместный церковный собор”.
    • “Система местного управления”.
    • “Великокняжеская армия”.
    • “Дворяне”.
  4. Дальнейшее развитие умений давать оценку историческим событиям и явлениям с позиций принципа историзма.

В. Воспитательная:

Воспитание чувства уважения и гордости за свой народ, прошедший трудный путь объединения в единое государство, сопровождающийся огромным напряжением сил в многовековой кровопролитной борьбе с монголо-татарским игом.

Методы обучения: частично-поисковый, объяснительно-иллюстрированный.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

  • Фронтальная.
  • Групповая.

Средства обучения:

А.Н. Сахаров “История России с древнейших времён до конца XVI века”. 10 класс, м., “Русское слово”, 2005г.

Атлас “История России с древнейших времён до конца XIX века”.

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия “Уроки отечественной истории Кирилла и Мефодия до XIX века” (иллюстративный материал).

ХОД УРОКА

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Приветствует учащихся, создаёт благоприятную социально-психологическую атмосферу на уроке. Проверяет готовность к уроку учащихся. Высказывает просьбу убрать все посторонние предметы, которые могут помешать плодотворной работе на уроке (плееры, телефоны).

Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку:

  • Учебники
  • Тетради
  • Атласы
  • Ручки, карандаши, линейки

Другие необходимые материалы

Целеполагание

Учитель: “Мы выясним:

  1. Причины образования единого централизованного государства на Руси.
  2. Как происходил процесс образования единого централизованного государства.
  3. Докажем, что образовавшееся государство действительно было единым и централизованным”.

Учащиеся узнают:

  • О причинах образования единого централизованного государства на Руси.
  • Какие этапы были пройдены в становлении единого государства на Руси.
  • Научиться видеть признаки централизованного государства
  • Смогут доказать, что появившееся государство на Руси было единым и централизованным.

Актуализация

Учитель задаёт вопросы:

  • Вспомните, пожалуйста, когда было образовано Древнерусское государство (Киевская Русь)?
  • При каких обстоятельствах это произошло?
  • Как долго просуществовало это государство?
  • Почему наступил период феодальной (политической раздробленности на Руси)?
  • Какое самое тяжёлое последствие распада Древнерусского государства на отдельные княжества вы можете назвать?
  • Были ли попытки освободиться от власти Золотой Орды?
  • Почему долго не удавалось русским княжествам освободиться от ига?
  • Что могло бы, на ваш взгляд, ускорить процесс освобождения от зависимости русских княжеств от Золотой Орды?

Учащиеся устно отвечают на вопросы, используя записи в тетради, исторические карты.

Изучение нового материала

  1. Учитель предлагает посмотреть презентацию об Иване III и решить познавательную задачу: “Иван III – выдающийся политик и государственный деятель. Докажите, что это так”.
  1. Учитель просит учащихся подумать и назвать причины объединения Русского государства.
  2. Процесс объединения русского государства состоял из нескольких этапов:
    1. Подчинение Москве ещё независимых княжеств (в том числе Новгородской земли и тверского княжества).
    2. Завершение борьбы за освобождение от ига.
    3. Складывание новой системы управления страной.

Учитель даёт задание по вариантам:

I вариант: прочитать с. 226 – 229 и рассказать о том, как Новгородская земля становится частью Русского государства.

II вариант: прочитать стр. 232-233 и рассказать о том, как Тверское княжество и другие земли вошли в состав Русского государства.

III вариант: прочитать с. 229 – 231 и рассказать о событии, которое привело к полному освобождению Руси от ордынского гнёта.

Вывод: в результате работы учащиеся подводятся к мысли, что государство действительно было объединено. НО! Мы должны доказать, что оно стало не только единым, но и централизованным

4. Централизация государственной власти предполагает формирование и новой системы управления страной, создание новых органов власти.

Познавательная задача: “В XV – начале XVI вв. на Руси были созданы новые органы власти, и сформировалась новая система управления страной. Докажите, что это так! (с. 233-234)

Учитель предлагает составить всем вместе схему “Органы центрального и местного управления Руси в XV веке”.

Учитель просит сравнить систему организации управления в Древнерусском государстве (IX-XII вв); в период политической раздробленности (XII-XVвв) с системой, сложившийся в результате образования единого государства (XV-XVI вв)

Познавательная задача: “Профессиональные историки утверждают, что хотя новая система управления страной была заметно прогрессивнее старых, она таила в себе ряд опасностей. Попробуйте, доказать, что это так!”

Учитель:

Создание централизованного управления страной было завершено принятием “Судебника” 1497г.

Давайте рассмотрим некоторые его статьи (учитель раздаёт дидактический материал – распечатки некоторых статей “Судебника”) и предлагает ряд познавательных задач, например, “Защищая всех без исключения жителей страны, новый закон одновременно ввёл ограничения для основной массы населения страны – крестьян. Докажите, что это так!”, или “Несмотря на то, что “Судебник” существенно ограничивал права основной массы населения страны, он всё-таки защищал всех без исключения жителей страны. Объясните, почему?”

Учащиеся решают познавательную задачу, используя сведения из презентации учителя.

Учащиеся называют (скорее всего, точно, так как во время этапа актуализации учащиеся уже называли важнейшие моменты).

Учащиеся записывают эти этапы в тетрадь!

Выполняют задания устно, по вариантам.

Учащиеся читают текст учебника на стр. 233-234

Простым карандашом подчёркивают термины, обозначающие новые органы власти:

  • “Монарх”
  • “Казна”
  • “Дворец”
  • “Приказы”
  • “Поместный церковный собор”
  • “Система местного управления”
  • Великокняжеская армия”

Решают познавательную задачу.

Учащиеся составляют схему в тетради.

Учащиеся находят в тетради соответствующие записи и сравнивают системы управления в различные периоды, выделяют различия и находят общие черты.

Учащиеся изучают раздаточный материал (статьи “Судебника” 1497 года, решают познавательную задачу.

Закрепление учебного материала

Предлагает проанализировать записи в тетради по содержанию урока:

  • Назвать важнейшие причины и этапы складывания единого централизованного государства.
  • Познавательная задача: “В XV – начале XVI века на Руси было создано единое централизованное государство. Докажите, что это так”.
  • Учитель предлагает определить, в чём состояло историческое значение образования единого централизованного государства на Руси.
  • Учитель предлагает назвать важнейшие последствия образования единого централизованного государства на Руси.
Зачитывают сведения, зафиксированные в логической схеме “Органы центрального и местного управления Руси в XV веке”, проговаривают важнейшие даты:
  • Подчинение Новгорода 1478 г.
  • Включение Тверского княжества в состав Русского государства – 1485г.
  • “Стояние на реке Угре” – 1480г.
  • Принятие “Судебника” – 1497г.

Домашнее задание

П. 17., записи в тетради, новые термины записать в словарик.

1. Подготовить рассказ (презентацию) по теме “История российского герба”.

2. Решить проблемные или познавательные задачи, например, “Существует точка зрения, что “Судебник” 1497г. обозначил этапа закрепощения крестьян, и мнение оппонентов, что, пока есть право ухода крестьянина от господина в двухнедельный срок, о закрепощении не может быть и речи. Выскажите своё суждение”; “Не посоветовавших с Церковью, великий князь не предпринимал ни одного крупного шага ни во внутренней, ни во внешней политике страны. Объясните, почему?

3. Подготовьте доклад о том, что представлял наш край в XV веке.

Записывают задание в дневники, выбирают тот или иной вариант домашнего задания.

Подведение итогов работы Учитель задаёт вопросы:
  • Достигнута ли та цель урока, (тот результат), который у вас был зафиксирован в тетради?
  • Что было самым сложным на уроке?
  • Что было самым интересным на уроке?
  • Что бы вы хотели узнать дополнительно по данной теме?
  • Как может быть использован тот опыт, который вы получили на сегодняшнем уроке?
  • Будут ли востребованы ваши знания и умения, которые вы получили на уроке?

Учащиеся отвечают на вопросы и, возможно, высказывают вопросы, предложения и пожелания.