Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления учащимися процесса становления единого российского государства средствами технологии проблемного обучения.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления учебного материала.
Цели по содержанию:
А. Образовательная:
1. Способствовать пониманию существенных признаков понятий:
- “Единое централизованное государство”.
- “Новая система управления страной”.
- “Монарх”.
- “Казна”.
- “Дворец”.
- “Приказы”.
- “Поместный церковный собор”.
- “Система местного самоуправления”.
- “Великокняжеская армия”.
- “Дворяне”.
2. Раскрыть причины процесса объединения русских земель в единое централизованное государство:
- Усиление социальных противоречий (феодалы стремились закрепить крестьян с помощью центральной власти, а крестьяне и горожане надеялись, что центральная власть защитит их от феодалов).
- Необходимость освобождения от ига и борьба с внешними врагами.
- Единая культура, язык, религия.
3. Обосновать последствия создания единого Русского государства:
- Централизованное государство защищало жизнь и имущество всех жителей страны, жестоко наказывало за преступления против личности и собственности, однако оно во многом попирало права и нужды простых людей.
- Произошло полное освобождение русских земель от многовековой зависимости – монголо-татарского ига.
- В едином централизованном государстве культура, язык и религия получили мощнейший импульс для дальнейшего развития.
4. Раскрыть закономерности процесса объединения русских земель в единое государство:
- Практически все государства в своём развитии пережили как периоды политической раздробленности, так и периоды объединения в единое государство, но на более высокой качественной волне.
- Процессы объединения государств, как правило, сопровождаются какими-то яркими особенностями (для России – это необходимость освободиться от ига Золотой Орды).
- Процесс объединения в единое государство – очень длительный, порой занимает десятки лет.
- Особую важную роль в процессе объединения страны играют выдающиеся исторические личности (в нашем случае – это дальновидные московские князья от Даниила Александровича до Ивана 3).
Б. Развивающая:
- Продолжить формирование умений учащихся анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (учебный текст, документ, карта, таблица, схема).
- Решать познавательные задачи на разных этапах урока.
- Развивать умения формулировать определения:
- “Единое централизованное государство”.
- Новая система управления страной”.
- “Монарх”.
- “Казна”.
- “Дворец”.
- “Приказы”.
- “Поместный церковный собор”.
- “Система местного управления”.
- “Великокняжеская армия”.
- “Дворяне”.
- Дальнейшее развитие умений давать оценку историческим событиям и явлениям с позиций принципа историзма.
В. Воспитательная:
Воспитание чувства уважения и гордости за свой народ, прошедший трудный путь объединения в единое государство, сопровождающийся огромным напряжением сил в многовековой кровопролитной борьбе с монголо-татарским игом.
Методы обучения: частично-поисковый, объяснительно-иллюстрированный.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
- Фронтальная.
- Групповая.
Средства обучения:
А.Н. Сахаров “История России с древнейших времён до конца XVI века”. 10 класс, м., “Русское слово”, 2005г.
Атлас “История России с древнейших времён до конца XIX века”.
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия “Уроки отечественной истории Кирилла и Мефодия до XIX века” (иллюстративный материал).
ХОД УРОКА
Структура урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Организационный момент | Приветствует учащихся, создаёт благоприятную социально-психологическую атмосферу на уроке. Проверяет готовность к уроку учащихся. Высказывает просьбу убрать все посторонние предметы, которые могут помешать плодотворной работе на уроке (плееры, телефоны). |
Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку:
Другие необходимые материалы |
Целеполагание |
Учитель: “Мы выясним:
|
Учащиеся узнают:
|
Актуализация |
Учитель задаёт вопросы:
|
Учащиеся устно отвечают на вопросы, используя записи в тетради, исторические карты. |
Изучение нового материала |
Учитель даёт задание по вариантам: I вариант: прочитать с. 226 – 229 и рассказать о том, как Новгородская земля становится частью Русского государства. II вариант: прочитать стр. 232-233 и рассказать о том, как Тверское княжество и другие земли вошли в состав Русского государства. III вариант: прочитать с. 229 – 231 и рассказать о событии, которое привело к полному освобождению Руси от ордынского гнёта. Вывод: в результате работы учащиеся подводятся к мысли, что государство действительно было объединено. НО! Мы должны доказать, что оно стало не только единым, но и централизованным 4. Централизация государственной власти предполагает формирование и новой системы управления страной, создание новых органов власти. Познавательная задача: “В XV – начале XVI вв. на Руси были созданы новые органы власти, и сформировалась новая система управления страной. Докажите, что это так! (с. 233-234) Учитель предлагает составить всем вместе схему “Органы центрального и местного управления Руси в XV веке”. Учитель просит сравнить систему организации управления в Древнерусском государстве (IX-XII вв); в период политической раздробленности (XII-XVвв) с системой, сложившийся в результате образования единого государства (XV-XVI вв) Познавательная задача: “Профессиональные историки утверждают, что хотя новая система управления страной была заметно прогрессивнее старых, она таила в себе ряд опасностей. Попробуйте, доказать, что это так!” Учитель: Создание централизованного управления страной было завершено принятием “Судебника” 1497г. Давайте рассмотрим некоторые его статьи (учитель раздаёт дидактический материал – распечатки некоторых статей “Судебника”) и предлагает ряд познавательных задач, например, “Защищая всех без исключения жителей страны, новый закон одновременно ввёл ограничения для основной массы населения страны – крестьян. Докажите, что это так!”, или “Несмотря на то, что “Судебник” существенно ограничивал права основной массы населения страны, он всё-таки защищал всех без исключения жителей страны. Объясните, почему?” |
Учащиеся решают познавательную задачу,
используя сведения из презентации учителя. Учащиеся называют (скорее всего, точно, так как во время этапа актуализации учащиеся уже называли важнейшие моменты). Учащиеся записывают эти этапы в тетрадь! Выполняют задания устно, по вариантам. Учащиеся читают текст учебника на стр. 233-234 Простым карандашом подчёркивают термины, обозначающие новые органы власти:
Решают познавательную задачу. Учащиеся составляют схему в тетради. Учащиеся находят в тетради соответствующие записи и сравнивают системы управления в различные периоды, выделяют различия и находят общие черты. Учащиеся изучают раздаточный материал (статьи “Судебника” 1497 года, решают познавательную задачу. |
Закрепление учебного материала |
Предлагает проанализировать записи в тетради по содержанию урока:
|
Зачитывают сведения, зафиксированные в
логической схеме “Органы центрального и
местного управления Руси в XV веке”,
проговаривают важнейшие даты:
|
Домашнее задание |
П. 17., записи в тетради, новые термины
записать в словарик. 1. Подготовить рассказ (презентацию) по теме “История российского герба”. 2. Решить проблемные или познавательные задачи, например, “Существует точка зрения, что “Судебник” 1497г. обозначил этапа закрепощения крестьян, и мнение оппонентов, что, пока есть право ухода крестьянина от господина в двухнедельный срок, о закрепощении не может быть и речи. Выскажите своё суждение”; “Не посоветовавших с Церковью, великий князь не предпринимал ни одного крупного шага ни во внутренней, ни во внешней политике страны. Объясните, почему? 3. Подготовьте доклад о том, что представлял наш край в XV веке. |
Записывают задание в дневники, выбирают тот или иной вариант домашнего задания. |
Подведение итогов работы | Учитель задаёт вопросы:
|
Учащиеся отвечают на вопросы и, возможно, высказывают вопросы, предложения и пожелания. |