Вы никогда не задумывались, почему прекрасно простроенный урок в одном классе или группе обучающихся проходит без сучка без задоринки, а в другом – не идет, как бы учитель не старался. (слайд 1)
Объяснение чаще всего кроется в особенностях репрезентативной системы, темпераменте, скорости мыслительных процессов, когнитивности и креативности ученика, которые учитель-предметник знает на уровне субъективной оценки. Между тем психологи обращают внимание, что без диагностики особенностей личностного развития ребенка и учета этих особенностей педагогам и родителям в процессе воспитания и обучения невозможно создать условия для достижения ситуации успеха.
Учитель сталкивается с тем, что у каждого ребенка в классе свой стиль работы, свой характер, свои любимые методы работы. И причина трудностей, возникающих у детей на уроках, в том, что учитель не умеет использовать индивидуальные особенности школьников в педагогическом процессе наиболее эффективно.
Считаем, что задача учителя дать каждому ребенку возможность успешно проявить себя на уроке. У детей должна быть, прежде всего, вера в себя, они должны идти на урок с чувством уверенности в успехе при выполнении любой работы. Только тогда учитель сможет при работе с классом надеяться на полное взаимопонимание и максимальную отдачу.
Как учитель-практик в своей повседневной деятельности опираемся на достижения передовых педагогических технологий, учителей-новаторов, свой личный опыт преподавания предмета, которые помогают активизировать познавательную деятельность и создать ситуацию успеха на уроке для каждого ребенка.
Поэтому, задавая вопрос как учить результативно, пришли к выводу, что необходима диагностика личности ученика по типу репрезентативной системы.
Репрезентативная система – это система восприятия и понимания информации.
(Слайд 2)
Как построить урок так, чтобы передать основную идею по разным репрезентативным системам?
Для “визуалов” – это демонстрация действий с различными системами;
Для “аудиалов” – проговаривание и акцент на звуках, при совершении какой-либо работы;
Для “кинестетиков” – самостоятельные манипуляции с различными системами.
При этом, учитывая, что речь идёт лишь о ведущей модальности.
Первое, что необходимо было сделать – это карту репрезентативной системы учащихся класса, помощь в составлении которой оказала наш школьный психолог.
(Слайд 3)
Карта репрезентативной системы 6 “А” класса
А | В | К | В-К | А-Д | А-В | А-В-Д |
Коваленко В. Посыпкина М. |
Айкин Д. Киселева А. Петросян Н. |
Комарова Ж. Кравец Ж. Устинов Е. Южиков Н. |
Ляхов М. | Лысенко А. Танаева А. |
Айкин Д. Сафонова А. |
Лебедева. Е. Золотухин Ф. |
2 чел. 13% |
3 чел 20% |
4 чел. 26% |
1чел 4% |
2 чел. 13% |
2 чел. 13% |
2 чел. 13% |
Проведенный тест (см. карту репрезентативной системы) показал, что почти у половины ребят одинаково хорошо развиты два, а в некоторых случаях и три канала восприятия. В чем особенность их работы на уроке? Очевидно, им удается более успешно, чем другим ученикам, выполнять многие задания.
Исходя из полученных данных, ищем новые способы развития всех каналов восприятия и обработки информации детьми, чтобы каждый из них мог пользоваться в данной конкретной ситуации тем каналом, который максимально подходит именно для этого случая.
Учитывая типы восприятия каждого ученика, педагог может:
(Слайд 4)
- привлечь внимание детей;
- мотивировать их на процесс обучения;
- дисциплинировать весь класс;
- подать важное и трудное содержание так, чтобы информацию восприняли все учащиеся;
- правильно построить опрос, с учетом ведущей репрезентативной системы каждого ребенка и т.д.;
- правильно организовать педагогический процесс во время урока.
Таким образом, на основе имеющейся диагностики учащихся учителю необходимо разработать методику преподавания предмета, способствующую созданию успеха на уроке для всех учащихся с учетом репрезентативной системы.
(Слайд 5)
Методы организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках иностранного языка в зависимости от ведущей репрезентативной системы можно представить следующим образом:
Визуальный (методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия) |
Аудиальный (методы словесной передачи информации и слухового восприятия) |
Кинестетический (методы передачи с помощью практической деятельности) |
Наблюдение, работа с книгой |
Чтение вслух |
Самостоятельная работа с книгой |
Конспектирование |
Диалог |
Реферирование |
Составление планов или опорных конспектов |
Дискуссия |
Решение экспериментальных задач |
Работа с иллюстрациями, видео |
Доклад, сообщение |
Творческие задания |
Анализ схем, таблиц |
Лекция |
Анализ таблиц, схем |
Инсценировки, образные представления, |
Логические задания |
Ролевые игры, представления, основанные на эмоциях |
Работа в группе |
Работа в одиночку, в паре |
Работа в группе |
В процессе школьного обучения “визуалу” легче усваивать новый материал с доски или из книги, а “аудиалу” – из объяснения учителя, “кинестетику” все нужно прочувствовать через органы чувств, либо пропустить через движения, жесты, действия.
На этой же основе возможна и дифференциация вариативной части домашнего задания. Такой подход позволяет развивать познавательный интерес к предмету через деятельность, которая наиболее оптимальна и близка ребенку.
(Слайд 6)
Примерные рекомендации при выполнении домашних заданий:
Визуальный |
Аудиальный |
Кинестетический |
Составить таблицу, схему. | Читать материал вслух | Сформулировать вопросы к тексту |
Нарисовать иллюстрацию на основе прочитанного | Подготовить сообщение | Составить тестовое задание |
Сделать краткие записи | Пересказать | Поработать сценаристами. |
Рекомендуется:
- При выполнении работы на уроке или дома:
Визуалу разрешить иметь под рукой листок, на котором он в процессе осмысления и запоминания материала может чертить, штриховать, рисовать и т.д.
Аудиалу не делать замечания, когда он в процессе запоминания издает звуки, шевелит губами – так ему легче справиться с заданием.
Кинестетика не заставлять сидеть долгое время неподвижно, обязательно давать ему возможность моторной разрядки (писать на доске, сделать разминку и т.д.), запоминание материала у него лучше происходит в движении.
Исходя из практики обучения с учетом репрезентативных систем подростков, мы пришли к выводу, что на этапе обобщения и закрепления изученного материала, при решении проблемных вопросов наиболее эффективно будет работать группа смешанного состава, в которой есть и визуалы, и аудиалы, и кинестетики, и дискреты.
При осуществлении коллективной проектной деятельности в группу также подбираются учащиеся разных репрезентативных систем. Преимущества такой работы заключаются в следующем: экономится время, формируется целостное восприятие проблемного задания через анализ отдельных аспектов; осуществляется альтернативное ее представление в разных репрезентативных системах; происходит взаимодействие учащихся с разными способами обработки информации, которое приводит к взаимопониманию и сотрудничеству
При планировании индивидуальной и групповой самостоятельной работы и проверочных работ важно учитывать скорость мыслительных процессов, которая неодинаково зависит от системы восприятия мира. Самая высокая она у “визуалов”, самая низкая у “кинестетиков”. Для “аудиалов” уместнее всего выбрать устный ответ в качестве формы отчета, а для “кинестетиков” – письменный.
Таким образом, опираясь на знания индивидуальных особенностей способов обработки информации, можно строить обучение в гармонии с природой каждого ученика, снижая стрессовую ситуацию на уроке. А это, в свою очередь сохраняет физическое и психическое здоровье наших детей.
Работая над данным докладом, мы не ставили перед собой задачи подробного знакомства с особенностями той или иной репрезентативной системы, поскольку специальной литературы, раскрывающей эту проблему более чем достаточно, да и современному учителю она, безусловно, знакома. Нам просто хотелось лишний раз напомнить, что в силах любого учителя дать ещё один шанс на успех своим ученикам. И хотя на первый взгляд учитывать особенности восприятия и переработки информации учащимися трудно, в будущем это может сделать образовательный процесс не только эффективным, но и чрезвычайно увлекательным и для учеников и для учителя.