Цели урока:
сформировать представление о предпосылках и причинах отмены крепостного права в России; уяснить историческую закономерность падения крепостного права; формировать умение работать в группах, анализировать исторические документы, делать выводы;
Основные понятия:
крепостное право, реформа, предпосылки отмены крепостного права, причины отмены крепостного права.
Оборудование урока:
учебник Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России XIX век, раздаточный материал. На доске – объявления о продаже крепостных крестьян.
План урока:
- Причины отмены крепостного права.
- Новый император.
- Предпосылки отмены крепостного права.
Ход урока
1. Организационный момент. Класс делится на четыре группы.
2. Вводная беседа. Актуализация темы.
- Зачитываются объявления, прикрепленные к доске. (Приложение 1)
- Информация о положении крепостных крестьян в России (ученики). О чем сегодня пойдет речь? О крепостном праве
- Определение. (Форма зависимости крестьян, прикрепление их к земле и подчинение административной и судебной власти феодала).
Действительно, более важной проблемы, чем крепостное право, в России середины 19 века не существовало. В Восьмую ревизию населения (1833г.) было зафиксировано 11,5 млн. душ мужского пола крепостных крестьян. Это составляло 44,9% ко всему населению страны и 53% ко всем крестьянам. Практически половина населения принадлежала к числу рабов! И это в XIX веке!
Существовало ли крепостное право в это время в других европейских странах? (нет)
В то время, как по всей Европе распространялись идеи либерализма, идеи свободы и равенства личности, в России человек считался вещью, товаром, его могли продать, обменять на борзую.
Известный писатель и драматург Э. Радзинский сказал:
“Надо помнить: когда реформы назрели, общество…. Для них не созрело. Беда России в том, что реформы в ней всегда опаздывали. Мы прославляем Александра 2 за отмену крепостного права в 1861 году, но на самом деле это должно было произойти даже не при Николае 1, а при Александре Павловиче. Чтобы идти в ногу с прогрессом, надо быть по меньшей мере на полшага впереди него….”
Наша задача сегодня – выяснить причины и предпосылки отмены крепостного права в России. В конце урока мы вернемся к высказыванию Э. Радзинского, и вы выскажете свою точку зрения на эту проблему.
Вторая половина XIX века. А каковы итоги первой половины столетия?
Задание.
Используя документы, проанализировать в группах итоги развития России в первой половине 19 века и сформулировать причины отмены крепостного права в России.
1. Причины отмены крепостного права:
1. Экономические:
- Низкая производительность крепостного труда.
- Отсутствие личной свободы препятствовало развитию капитализма.
2. Политические:
- Возможность потерять статус Великой державы.
3. Социальные:
- Многочисленные бунты крестьян
- Безнравственность крепостного права.
2. Новый император.
18 февраля 1855 года Николай 1 скончался. На престол вступает его сын, Александр Николаевич. Известно, что умирая, Николай 1 сказал наследнику престола: “Сдаю тебе мою команду, но к сожалению, не в таком порядке, как желал. Оставляю тебе много трудов и забот”. В обществе возродились надежды на перемены, на отказ от Николаевской системы.
Но был ли способен Александр 2 провести в стране назревшие реформы?
Прослушав сообщение об Александре 2, ответьте на этот вопрос.
(подготовленное сообщение ученика)
Вывод:
Несмотря на о, что Александр 2 по своим взглядам не являлся либералом, он глубоко осознавал необходимость перемен и стал одним из великих реформаторов в истории России.
3. Предпосылки отмены крепостного права.
Теперь нам предстоит выяснить предпосылки отмены крепостного права
Что такое предпосылки?
Слово предоставляется 4 группе
- Обличение ужасов крепостничества в русской литературе
- Тайные организации, выступавшие за отмену крепостного права.
- Законы, подтачивавшие устои крепостного права.
Какой вывод из всего сказанного на уроке можно сделать?
Отмена крепостного права неизбежна.
Какова главная причина отмены крепостного права?
Давайте обратимся к словам Э.Радзинского. Что вы об этом думаете?
Теперь выполним небольшую самостоятельную работу.
1. Установите причинно-следственные связи:
А) крепостная зависимость крестьян
Б) Слабое развитие капиталистических отношений в деревне
В) Низкая покупательная способность населения
Г) Узкий внутренний рынок
Д) Наемный труд не мог получить широкого распространения
Е) Невозможность поднять производительность руда в сельском хозяйстве.
Ж) Тормоз в развитии капиталистической промышленности.
Домашнее задание.
П. 19,в, написать письмо императору Александру 2 от имени а) крестьянина, б) либерально настроенного помещика, в) помещика-консерватора, в котором выскажете отношение к крепостному праву.
Критерии оценки:
- достоверность
- сюжет
- исторические детали, язык.