Проектно-исследовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста на основе творческого взаимодействия с семьей

Разделы: Работа с дошкольниками


С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Всем хорошо известно, что дошколят называют "почемучками". Но самостоятельно ребенок еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы - ему помогают взрослые: педагоги и родители.

Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В старшем дошкольном возрасте это:

  • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  • формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
  • развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

План работы воспитателя по подготовке и реализации проекта имеет определённую структуру и последовательность действий:

Постановка цели проекта.

  1. Разработка плана движения к цели (воспитатель обсуждают план с родителями).
  2. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
  3. Составление плана-схемы проекта.
  4. Сбор, накопление материала.
  5. Включение в план-схему проекта разные виды детской деятельности на основе взаимодействия детей с взрослыми и сверстниками.
  6. Активизация включения в совместное детско-взрослое творчество родителей воспитанников.
  7. Стимулирование самостоятельности детей.
  8. Презентация проекта через разные формы (выставка в группе, творческая презентация продукта деятельности на встречах семей группы, творческие конкурсы и др.).
  9. Подведение итогов, прогнозирование развития дальнейших этапов деятельности с детьми.

Метод проектов в практике воспитательно-образовательной деятельности в нашем дошкольном учреждении реализуется как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии взрослого и ребёнка, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. В практике деятельности по реализации метода проекта мы придерживаемся следующей классификации:

- по составу участников;

- по целевой установке;

- по тематике;

- по срокам реализации.

Многообразие методов и приемов позволяет привлекать родителей к реализации творческой деятельности. При этом инициативу проявляет воспитатель, который координирует деятельность, сохраняя приоритетное позитивное отношение к ребёнку, учитывая индивидуальные особенности каждой семьи.

Проектный метод позволяет не только развивать свободное творчество личности ребенка, но и с привлечением родителей помочь появлению в семье новых общих интересов, дел; общение родителей с детьми наполняется познавательным, развивающим содержанием.

Организация и проведение семейных проектов способствует развитию понимания у родителей того, что совместные усилия нужны, прежде всего, детям для их полноценного, гармоничного развития; совместная деятельность способствует появлению в семье общих интересов, дел; общение родителей с детьми наполняется познавательным, развивающим содержанием.

На примере организации и реализации семейного проекта "Растём и познаём вместе" хочу представить содержание мероприятий, в которых дети и взрослые создавали продукты на основе детско-взрослого творческого взаимодействия.

Суть семейного проекта: каждая семья, учитывая свои познавательные предпочтения и возможности, готовила материал на основе самостоятельно выбранной теме.

Работа по подготовке материала проходила в определенном порядке:

1. Родители вместе с ребенком намечали план действий (что надо сделать для выполнения задуманного: какие прочитать книги, энциклопедии, посмотреть телепередачи, посетить музеи, выставки, библиотеку и пр.).

2. Предусматривались и практические дела в зависимости от выбранной темы (например, как мы ухаживаем за домашними питомцами, выращиваем комнатные растения, экономим воду и пр.).

3. Выполнив все мероприятия по намеченному плану, родители обсуждают с ребенком, все ли сделано из того, что задумывалось, что получилось хорошо, что плохо; что было делать легко, что трудно.

4. Собранная по теме информация оформлялась в виде какого-то продукта (газета, альбом, текст, рисунки, фотографии и др.).

5. затем организовывалось представление проекта (материала) друзьям в группе, другим семьям. В презентации принимали участие и ребенок, и его родители (близкие). Они по очереди рассказывали о том, что узнали по выбранной теме. По ходу рассказа демонстрировали подготовленные наглядные материалы (фотографии, рисунки, видеофильмы, предметы и пр.). После таких представлений предоставлялась возможность задать вопросы. В заключение семьям торжественно вручались дипломы, заверенные заведующим дошкольного учреждения.

Такие дипломы являются подтверждением детской результативности, представленными в детском портфолио.

Очень приятно видеть светящиеся гордостью глаза ребенка и его родителей! На подобные встречи приглашаем всех желающих родителей. Обычно это стимулирует другие семьи включаться в совместную познавательно-творческую деятельность. Каждая встреча дает толчок возникновению и развитию новых познавательных интересов дошкольников, в группе появляются все новые и новые альбомы, книги, энциклопедии и другие продукты (раритетные семейные издание), которые ребята любят рассматривать и дополнять свежими сведениями. Продукты используются и в деятельности других группах детского сада. Как правило, при этом рассказ ведет ребенок - автор альбома. Его компетентность производит сильное впечатление на слушателей.

Участникам проекта необходимо соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом. В ходе работы нельзя забывать о создание атмосферы сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.

Воспитатель должен продумать, как ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавать радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.

Используемая литература.

  1. Ромашкина А.И. Метод проектов и развития личности ребенка.// http://psy-files.ru
  2. Рыбалко Е. Возрастная психология. - www.syntone.ru
  3. Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников ДОУ. - М.: Линка Пресс, 2007. - 213с.