Сейчас трудно себе представить мыслящего учителя, у которого вся перспектива ограничивается завтрашним уроком, учителя, который не заглядывал вперед и для которого вчерашний, сегодняшний, завтрашние уроки _ это уроки сами по себе, а не звенья одной цепи, хотя и самостоятельные, но прочно связанные между собой, обусловливающие друг друга. Поэтому урок как организационная единица учебного процесса лишь относительно самостоятелен.
Любой учебник рассчитан на « ученика вообще», а не на 4-ый или 5-ый классы, на «учителя вообще». Между тем, у каждого класса, у каждого учителя есть свои особенности, своя неповторимая индивидуальность. Что может один - не под силу другому, что легко и интересно одному — скучно и трудно другим.
Для правильного планирования необходим тематический план - цикл уроков по теме. Кстати, прибегать к тематическому планированию нередко заставляют обстоятельства, когда приходится по разным причинам перекомпоновывать материал учебника.
В методической литературе вопрос о планировании поднимается очень часто. Методистами представлены виды планов, показано их воплощение в УМК. Однако не разработана сама технология планирования, недостаточно конкретно описаны промежуточные действия учителя в процессе целостного планирования. Это приводит к тому, что большинство учителей пользуются готовыми методическими указаниями, представленными в книге для учителя, порой не испытывая необходимости в творческой переработке и разработке материалов для плана.
При составлении перспективного плана учитель выполняет следующие действия:
- познакомиться с заданиями, предложенными авторами конкретного учебника, и
проанализировать; - принять во внимание личностные способности учащихся каждой конкретной
группы; - в соответствии с уровнем обученности и другими личностными
характеристиками поставить конкретные задачи на фоне общей цели; - изучить и проанализировать необходимый теоретико-практический материал
для успешного решения задуманного; - выдвинуть рабочие гипотезы и проверить их истинность.
Необходимо тщательно продумывать, «проигрывать» режим действий «учитель -ученик», «ученик - ученик» и др., тогда меньше будет вероятность сбоя в реализации коммуникативных и даже организаторских умений во время урока.
Перейдем теперь к описанию этапов перспективного планирования.
1. Знакомство с требованиями государственных программ и концепцией авторов конкретного учебника.
2. Анализ темы в УМК:
• знакомство с задачами и основным содержанием раздела (цикла, темы).
В зависимости от типа, целей и задач урока учитель дифференцированно отбирает и использует методические приемы обучения и воспитания учащихся:
- предъявление новой лексики к параграфу ( чтение вслух с правильным произношением и ударением отдельных слов и словосочетаний);
- работа с иллюстрациями учебника (вопросно-ответная система);
- работа с текстом учебника - развитие навыков чтения, перевода, пересказа ( чтение текста с выборочным переводом и основным пониманием прочитанного, составление плана по тексту на английском языке у доски, ответы на вопросы по тексту с опорой и без, работа по словообразованию, устный рассказ по плану, конспектирование текста);
- объяснение новой грамматической темы ( тренировочные упражнения по образцу: например, используя лексику урока, составить диалог по речевому образцу);
- закрепление, самостоятельное выполнение упражнений ( разноуровневые задания), тестирование, перевод предложений с русского на английский и наоборот.
- работа в парах, ролевые игры, развитие устной разговорной речи;
Эти формы и методы работы мотивируют речевую деятельность, т.к. обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать.
На первой ступени (в 2-4 классах) реализуются следующие цели и задачи:
- способствовать более раннему приобщению младших школьников к новому для них языковому пространству, когда еще дети не испытывают психологических барьеров в использовании ИЯ как средства общения;
- формировать у детей готовность к общению и положительный настрой к его изучению;
- сформировать элементарные коммуникативные умения в четырех видах речевой деятельности говорении, аудировании, чтении, письме) с учетом речевых возмоэ/сностей и потребностей младших школьников;
- ознакомить младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным песенным, стихотворным и сказочным фольклором;
- приобщить детей к новому социальному опыту с использованием иностранного языка за счет проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях;
- формировать некоторые лингвистические понятия;
- понимать на слух речь учителя, одноклассников;
- участвовать в диалогическом общении; вести этикетный диалог;
- кратко высказываться на темы для начальной школы;
- воспроизводить наизусть знакомые рифмованные произведения детского фольклора;
- овладеть техникой чтения вслух; читать про себя;
- писать краткое поздравление и личное письмо (с опорой на образец), заполнить анкету о себе;
- правильно произносить и различать на слух звуки, слова и словосочетания;
- соблюдать интонацию основных типов предложения;
- овладеть наиболее употребительной лексикой в рамках тематики начального этапа;
- освоить продуктивный лексический минимум в объеме не менее 500 лексических единиц;
- получить представление об основных грамматических категориях изучаемого
языка; - освоить элементарные сведения о стране изучаемого языка.
• определение количества уроков по теме:
• анализ языкового и речевого материала:
Работа с языковым материалом - языковым минимумом, речевыми действиями, коммуникативным минимумом, текстами, формулировками заданий, помощью к заданиям, приложениями ( словарями, информационными источниками) дает возможность сделать выводы об актуальности, функциональности, аутентичности информационного и языкового содержания, его обоснованности с позиций соотношения культур родного и изучаемого языка, преемственности для данного контингента обучающихся и направленности обучения. Формулировки заданий и ознакомление с помощью к ним должны соответствовать:
- целям обучения,
- этапу работы над материалом,
- эффективности использования возможностей учебника, обеспечивать прочность усвоения материала и контроль усвоения.
При анализе языкового материала следует обратить внимание на:
- качество представления материала, т.е. как данный материал изучается в
рамках той или иной темы; - способы работы с упражнениями;
- обратную связь;
- формулировки и типы заданий;
- наличие различных уровней сложности;
- способы контроля и отслеживания результатов;
*Зашифровать тему можно с использованием ассоциативного ряда.
Например, “Charming happy rest in snowy time merriment and songs” – начальными буквами зашифровано слово Christmas. Учитель предлагает свой ассоциативный ряд, а затем учащиеся сами пытаются зашифровать тему, используя слова-ассоциации. Таким образом, учителем выделяется только общая главная идея урока, а ребята формулируют тему сами, включаясь таким образом в процесс планирования урока.
4) Самостоятельно сформулированная тема. Один из способов записан выше. Вариантов самостоятельной формулировки темы может быть очень много. Например, незаконченная фраза. “Travelling is …” Таким образом, фраза, которую составит ученик, становится его девизом при изучении этой темы. Эта же фраза может стать названием будущего монологического высказывания по теме. Самостоятельное озаглавливание темы урока побуждает учеников выразить свое понимание изучаемых явлений.
5) Тема-загадка, представленная в виде картинки, аудиозаписи, набора каких-то предметов. Например, в курсе темы «Погода. Времена года.» урок был начат с прослушивания музыкальных фрагментов из цикла «Времена года» П.И.Чайковского и А.Вивальди. По чувственным ассоциациям ребята вывели тему «Погода и настроение».
6) Тема в стихах, позволяет настроить учащихся на творческую атмосферу на уроке, обратиться к ассоциациям, обобщить активную лексику.
Все перечисленные выше формы работы позволяют реализовать потребность в самостоятельности, развивают инициативность, мышление. С самого начала урока ученики получают возможность проявить себя. Ребята видят свой вклад в урок, который уже становится совместным произведением учителя и ученика. Реализуется принцип «обучения в сотрудничестве». При таком подходе тема урока становится очень важным элементом урока, решающим комплекс задач, ориентированных на развитие личности учащегося: целеполагание, планирование, введение в иноязычную атмосферу, активизация лексико-грамматического материала, создание проблемной ситуации.
В Книге для учителя даются только общие рекомендации по планированию темы урока. К тому же у преподавателя может быть и свое видение темы. Кроме того, необходимость изменения , либо дополнения подтем устной речи вызывается изменениями в нашей жизни (появление новых острых проблем, изменением условий жизни, переоценкой ценностей и др.) Важно также учитывать и условия, в которых работает учитель: особенность города или села, особенности учащихся и др. По этим же причинам могут претерпевать изменения и задачи: в тех или иных условиях они становятся более конкретными, реальными и аргументированными.
Требует некоторого пояснения термин «учебно-речевое задание». Под ним понимается промежуточное звено в системе подготовки учащихся к целостным высказываниям: такое задание отражает содержание определенной темы в устной речи и выступает чаще всего в качестве учебно-речевой ситуации. Так, планируя работу по теме «Мое любимое время года», можно предложить учебно-речевые задания типа «Тебе нравится лето. Узнай, кто из твоих товарищей любит тоже самое время года.» «Расскажи о том, что ты делаешь зимой.» Как видно из приведенных примеров, формулировки учебно-речевых заданий отражают сущность речевых умений: узнай, попроси, расскажи и т.п.
Продумывая учебно-речевые задания, важно учитывать уровень развития у школьников монологической и диалогической речи,аудитивных умений и умения чтения. При формулировании учебно-речевого задания рекомендуется прогнозировать варианты ответов учеников, ставить перед собой вопрос: сможет ли ученик дать ожидаемый ответ, будет ли работать его мысль в заданном направлении?
Несколько слов о формулировании задач к целостному перспективному плану.
Как известно, в соответствии с целью обучения иностранным языкам в начальной школе выделяются практические, развивающие, воспитательные и образовательные задачи. Важно формулировать задачи наиболее существенные для данной темы в целом, и конкретизировать их при необходимости на каждом уроке. Приведем пример формулирования задач к перспективному плану по теме «Покупки».
Практические задачи: научить школьников рассказывать о своих покупках и беседовать в связи с возникающими ситуациями по теме. Развивающие задачи: развивать умение пользоваться опорами для формулирования высказывания, развивать также общемыслительные и речевые способеости учащихся. Воспитательные задачи: содействовать воспитанию культуры поведения в магазине. Образовательные задачи: расширять кругозор учащихся в процессе изучения темы. Думается, что реализация указанных и более конкретных поурочных задач будет способствовать организации иноязычного общения на уроке.
3. Анализ и корректировка календарно-тематического и поурочного планирования.
В итоге комплексного анализа темы очевидны определенные изменения в ее структуре и содержании. Теперь учитель может иначе скомпоновать материал темы, дополнить содержание подтем, а также изъять какую-то часть материала. Важно только, чтобы все изменения и дополнения были обоснованы и целесообразны.
4. Составление речевого эталона.
Учитель должен обладать максимально полным знанием темы, в том числе средств и способов выражения суждений. Можно предложить прием составления речевого эталона, который способствует анализу смыслового содержания темы, установлению соотношения между планом содержания и планом выражения и в конечном итоге повышению информированности учащихся через информированность учителя.
Речевой эталон – это предполагаемое конечное высказывание учащихся, сформированное в процессе обучения различным видам речевой деятельности. Это как бы спроектированная речь учащихся.
Составление речевого эталона обусловлено, главным образом, особенностями языка, тем фактором, что язык является средством формирования и формулирования мысли. Сама же мысль, требующая соответствующих средств, должна быть предварительно сформулирована учителем. Надо подчеркнуть, что трудность в обучении иностранному языку заключается в том, чтобы заставить ученика говорить на интересующую его тему нужными нам средствами. Использование речевого эталона позволяет хотя бы частично снять эту трудность.
С учетом сказанного содержание речевого эталона должно:
- а) соответствовать программным требованиям к устной и письменной речи учащихся данной возрастной группы;
- б) максимально включать как уже изученный, так и дополнительный языковой и речевой материал, а также новую информацию;
- в) отвечать интересам учащихся, их жизненному опыту;
- г) учитывать резервы данного возрастного периода и способствовать возникновению новых интересов, мотивов;
- д) отражать в целом содержание выделенных подтем.
При составлении речевого эталона используются как действующий учебник иностранного языка, так и дополнительные пособия. Ведь известно, что создание учебника – процесс длительный и некоторая информация устаревает либо вообще не находит отражения в учебнике. Поэтому очевидно, что для составления речевого эталона важнейшее значение имеет умение учителя отбирать дополнительную информацию, Таким образом, сам процесс составления речевого эталона является для учителя стимулом к обогащению своих знаний в родном и иностранных языках.
Работа по речевому эталону пронизывает почти каждый урок по теме. На одном уроке на материале речевого эталона может отрабатываться техника чтения. На втором учитель использует отдельные фразы речевого эталона для проведения письменных упражнений. Речевой эталон может представлять не только графический, но и звучащий текст, на его материале проводится обучение аудированию.
Наличие речевого эталона позволяет учителю управлять процессом порождения иноязычного высказывания.
Дорогие коллеги, если вы преподаете иностранный язык в начальной школе, подготовьтесь к этому очень серьезно, у вас кроме книги и мела должно быть очень много дополнительного материала. Младшим школьникам интересно подержать игрушку, карточку, картинку в своих руках.