Конспект урока по предмету развития речи, 3-й класс. Тема урока: "Дикие животные: еж"

Разделы: Коррекционная педагогика

Класс: 3


Цель урока: уточнение и расширение представлений детей о еже как представителе диких животных.

Задачи:

  • Формировать знания о диком животном – еже: его внешнем виде, повадках.
  • Коррекция тактильных ощущений посредством проведения лабораторной работы; развитие словарного запаса через знакомство с многозначностью слова “иголка”.
  • Привитие любви к животным.

Оборудование: таблица по развитию логического мышления. Таблицы для определения разности в понятиях, картинка с изображением овцы, таблицы со словосочетаниями, картинки с изображением диких и домашних животных. Предметная наглядность: швейная игла, шприц с иглой, иголочки сосны. Карточки для закрепления, карточки для оценивания, шаблон ежа, картинка с изображением ежа, планы рассказов.

Ход урока

I. Организационный момент.

Цель: создание положительного настроя на работу.

(Учитель читает правило на доске)

Внимание! Проверь, дружок, готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке – ручка, книжка и тетрадки.

(Дети проверяют готовность к уроку)

– Какой будет сейчас урок?

– Который урок по счету?

– Чему мы учимся на уроках развития речи?

Ответы детей (“Мы учимся правильно и красиво говорить”, “Знакомимся с животными, с природой”).

II. Речевая разминка (артикуляционная гимнастика)

Цель: подготовка органов речи к работе. (Учитель говорит, а дети делают упражнение)

  1. Язык лопатой положи и немного удержи.
  2. 1,2,3,4,5 – язычок пошел гулять (вправо – влево).

  3. Свои губки, как лягушка, растяну я прямо к ушкам.
  4. Подражаю я слону, губы хоботом сложу.

III. Коррекционные упражнения

1. Коррекция зрительного восприятия.<Рисунок 1,2>

– Что изображено на таблице?

– Чем отличаются предметы справа от предметов слева?

– Скажите, корова – это домашнее или дикое животное?

2. Коррекция логического мышления. <Рисунок 3>

Маленькая козочка

Коза

Маленькая овечка

Овца

Маленький барашек

Баран

Маленький олененок

Олень

– Прочитайте, найдите разницу в понятиях между словами правого и левого столбика.

– Что надо сделать, чтобы маленькая овечка стала большой?

Вывод: Надо правильно ухаживать за маленькими животными, что бы они стали большими и приносили пользу человеку.

IV. Повторение.

Цель: актуализация знаний, полученных на прошлом уроке.

– Каких домашних животных вы знаете?

– Почему их назвали домашними?

Расскажите по плану о домашнем животном – овце с помощью плана. <Рисунок 4>

План рассказа о животном

1. Внешний вид.

2. Питание.

3. Жилище.

4. Уход.

5. Польза, приносимая людям.

 

(Овца – это домашнее животное. Тело овцы покрыто густой шерстью. Она питается травой. За овцой ухаживает человек, из шерсти овцы получают пряжу, ткани, валенки. Из шкурок – меха (каракуль, цигейка). В пищу употребляют мясо, жир, а из молока делают сыр.)

– Молодцы, вы правильно составили рассказ. Давайте попробуем образовать словосочетания, которые относятся к слову “овца”. <Рисунок 5>

Овца, сыр – овечий сыр
Овца, кожа –
Овца, мех –
Овца, шерсть –
Овца, полушубок –

Вывод: мы повторили сведения о домашнем животном – овце.

V. Физминутка

Задание: Вспомнить название домашнего животного и произнести его характерные звуки.

VI. Подготовка к изучению нового материала

Коррекционное упражнение “Исключи лишнее”.

– Назовите животных, которых видите на картинках.

– Как вы думаете, кто здесь лишний? Почему?

– А каких диких животных вы знаете?

VII. Изучение нового материала

1. Сообщение темы урока.

– Сегодня мы познакомимся с лесным животным. Его название вы узнаете, отгадав загадку.

– Сердитый недотрога живет в глуши лесной,

Иголок очень много, а нитки ни одной! (Ёж)

(Рисунок ежа)

2. Беседа с опорой на знания учащихся.

– Ёж является диким или домашним животным?

(Ёж относится к диким животным, потому что живет в лесу без помощи человека)

– А сейчас будем работать с этой таблицей.

ПЛАН

1. Внешний вид.

2. Питание.

3. Жилище

А) ВНЕШНИЙ ВИД

– Какой формы тело?

– Какой формы мордочка, ушки?

– Какого цвета глаза?

– Чем покрыто тело ежа?

– Для чего ему нужны иголки?

(Тело округлое, шея короткая, мордочка вытянутая, заостренная. Уши небольшие, стоячие, глаза маленькие, черные. Ноги короткие. Тело покрыто жесткими, торчащими иглами.)

Б) ПИТАНИЕ ЕЖА

– Как вы думаете, чем питается еж?

(Ёж питается личинками насекомых, жуками, червями, мышами, гадюками. К осени ежи отъедаются, жиреют)

В) ЖИЛИЩЕ ЕЖА

(На доске иллюстрация “Спячка ежа”)

– Осенью ёж устраивает зимнее гнездо. В лесу, под поваленным пнем, ёж устроился на зимнюю спячку, свернувшись в клубок. Он прикрыт опавшими листьями, ветками, мхом. Выпавший снег закрывает его до весны.

Вывод: Мы составили рассказ про ежа по плану.

Г) Упражнение на внимание.

Цель: коррекция слухового восприятия.

– А сейчас у меня есть интересное задание. Внимательно слушайте и поднимайте руки, когда я произнесу фразу о еже.

Он живет в доме у человека. Вот иголки и булавки выползают из-под лавки. Питается он медом, вареньем. Он любит молоко, грибы, желуди. У него есть два крыла. Если он свернется в клубок, нет ни головы, ни ног.

Итог: Молодцы! Вы очень внимательные!

VIII. Словарная работа

1. Послушайте внимательно загадку и подумайте, о чем в ней идет речь.

Маленького роста я, тонкая и острая,

За собой я хвост тащу, носом путь себе ищу. (ИГОЛКА)

– Это швейная игла, стальная, острая, тонкая, блестящая (Демонстрация предметной наглядности, рисунок на доске).

– Что можно делать этой иглой?

2. – Следующая загадка.

Ну и платье, сплошь иголки! Его вечно носят … ! (ЕЛКИ)

(Демонстрация предметной наглядности, рисунок на доске).

– Про какие иголки идет речь?

– Что вы видите? Какие иголочки по форме, по цвету? Чем они пахнут?

(Зеленые, маленькие, острые, колючие, ароматные)

3. – Возьмите конверты у вас на партах, достаньте содержимое. Чем делают уколы детям? (Шприцем)

– Из каких частей состоит шприц? (корпус и игла)

– Какая иголка у шприца? (Холодная, железная, острая).

Вывод: Вот видите, какое интересное слово “иголка”, как много предметов называют этим словом.

IX. Закрепление.

Работа с деформированным текстом на карточках.

1 группа педагогических возможностей – работают без дополнительных слов.

2 группа педагогических возможностей – даны слова для справки.

3 группа педагогических возможностей – обводят шаблон ежа, раскрашивают его.

Еж живет в __________. Тело ежа покрыто _____________. Еж питается насекомыми, ______, _________, _________.

(Слова для справок: лесу, колючими, иголками, мышами, червяками)

X. Домашнее задание

1 группа педагогических возможностей – написать рассказ про ежа.

2 группа педагогических возможностей – устно составить рассказ.

3 группа педагогических возможностей – нарисовать ежа.

XI. Итог урока + оценивание

А) – С каким животным мы познакомились сегодня на уроке?

– Домашнее или дикое животное еж?

– Что интересного вы узнали про ежа?

Б) Сейчас вы должны оценить свою работу на уроке.

Красную карточку вы поднимаете, если довольны своей работой на уроке.

Зеленую те, кто работал хорошо, но чуть-чуть затруднялся.

Коричневую те, кто материал не понял и ему требуется помощь. <Рисунок 6>

Литература. Земцова О.Н. – Нади отличия. – Москва, 2005 г.