Разработка занятия поэтического клуба "Пегас". Тема "Рифма йотированная, усеченная, замещенная"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • узнать, какая рифма называется йотированной,  усечённой, замещённой;
  • развивать умение на практических примерах  находить данные рифмы, учиться cоставлять;
  • развивать творческое воображение и способности, воспитывать культуру речи, гуманистические качества.

Оборудование: мультимедиа, сборники стихов разных  поэтов, карточки для индивидуальной работы.

ХОД УРОКА

1. Повторение пройденного: актуализация опорных знаний

 – Какая рифма называется мужской? Привести примеры из стихов собственного сочинения.
– Какая рифма называется женской? Привести примеры из   стихов  собственного сочинения.
– Какая рифма называется дактилической? Привести примеры из произведений     русских поэтов.

2.  Объяснение темы

– Запись в тетрадях темы занятия.
– Самоопределение учащимися цели.
– Корректировка цели учителем.

Слайд №1

Силы – милый; стройки – стойкий.

Учитель. Прочитайте рифмованные слова про себя. Прочитайте вслух. Чем отличаются звуки в конце слов?

Вывод: нельзя не заметить, что звук й в конце слова пропадает. Такая рифма называется йотированной.

Слайд №2.

Корят – горя; сутки – утки; ветервеер.

Задание: Прочитайте вслух. В чём отличие рифмующихся строк? (В первых и последних рифмующихся словах не хватает по одному звуку.)

Вывод: бывает, что  в рифмующихся словах в конце, в начале или в середине один звук пропадает, как бы усекается.  Это – усечённая рифма.

Слайд №3

Пить – лить – жить – шить…
Скворец – конец – колец…
Обед –обет; луг – лук; род – рот

Задание: наблюдая, сделайте вывод, чем отличаются рифмующиеся слова.

Вывод: из примеров видно, что в рифмующихся словах один звук замещается другим и образуется совершенно новое   слово. Причём, замещение происходит в начале, в середине и  в конце слов.Такая рифма называется замещённой.

3. Закрепление

В стихах используются практически все виды рифм.

1) Работа со сборниками стихов.
                             
Слайд № 4    

Нынче в моде седые волосы.
И седеет безумно молодость,
И девчонка лет двадцати
Может смело седою пройти. (М. Румянцева)

Задание: дать полную характеристику рифмы.

Образец:

Волосы – молодость: рифма простая, неточная, дактилическая.
Двадцати – пройти: рифма простая, неточная, мужская.

2) Самостоятельная  практическая работа.

Слайд № 4

Пусть зима не сдаётся пока,
И ещё не журчать ручьям, –
Подставляет земля бока
Зазвеневшим, как струны, лучам. (И. Кучин)

Самостоятельное наблюдение над текстом. Вывод.

Слайд № 5

Сны мои опять со мной на марше:
Как тогда в России, в старину,
Вслед перекрестив, рукою машет,
Женщина, проклявшая войну… (С. Милосердов)

Самостоятельное наблюдение. Вывод.

3) Индивидуальная работа по карточкам.

4. Обобщение.

Игра:

  • 1 группа придумывает только йотированную рифму.
  • 2 группа – усечённую.
  • 3 группа – замещённую.

5. Рефлексия

6. Домашнее задание

1) Придумать к словам рифму и определить, какая она: цветы, друзья, листочек, морской, почка.
2) Зарифмовать строки:

Осень. Листья пожелтели,
Отцвели в саду цветы.

3) Определить, какая рифма использована в законченном четверостишии.