Цели:
- узнать, какая рифма называется йотированной, усечённой, замещённой;
- развивать умение на практических примерах находить данные рифмы, учиться cоставлять;
- развивать творческое воображение и способности, воспитывать культуру речи, гуманистические качества.
Оборудование: мультимедиа, сборники стихов разных поэтов, карточки для индивидуальной работы.
ХОД УРОКА
1. Повторение пройденного: актуализация опорных знаний
– Какая рифма называется мужской? Привести
примеры из стихов собственного сочинения.
– Какая рифма называется женской? Привести
примеры из стихов собственного
сочинения.
– Какая рифма называется дактилической?
Привести примеры из произведений
русских поэтов.
2. Объяснение темы
– Запись в тетрадях темы занятия.
– Самоопределение учащимися цели.
– Корректировка цели учителем.
Слайд №1
Силы – милый; стройки – стойкий.
Учитель. Прочитайте рифмованные слова про себя. Прочитайте вслух. Чем отличаются звуки в конце слов?
Вывод: нельзя не заметить, что звук й в конце слова пропадает. Такая рифма называется йотированной.
Слайд №2.
Корят – горя; сутки – утки; ветер – веер.
Задание: Прочитайте вслух. В чём отличие рифмующихся строк? (В первых и последних рифмующихся словах не хватает по одному звуку.)
Вывод: бывает, что в рифмующихся словах в конце, в начале или в середине один звук пропадает, как бы усекается. Это – усечённая рифма.
Слайд №3
Пить – лить – жить – шить…
Скворец – конец – колец…
Обед –обет; луг – лук; род – рот…
Задание: наблюдая, сделайте вывод, чем отличаются рифмующиеся слова.
Вывод: из примеров видно, что в рифмующихся словах один звук замещается другим и образуется совершенно новое слово. Причём, замещение происходит в начале, в середине и в конце слов.Такая рифма называется замещённой.
3. Закрепление
В стихах используются практически все виды рифм.
1) Работа со сборниками стихов.
Слайд № 4
Нынче в моде седые волосы.
И седеет безумно молодость,
И девчонка лет двадцати
Может смело седою пройти. (М. Румянцева)
Задание: дать полную характеристику рифмы.
Образец:
Волосы – молодость: рифма простая,
неточная, дактилическая.
Двадцати – пройти: рифма простая,
неточная, мужская.
2) Самостоятельная практическая работа.
Слайд № 4
Пусть зима не сдаётся пока,
И ещё не журчать ручьям, –
Подставляет земля бока
Зазвеневшим, как струны, лучам. (И. Кучин)
Самостоятельное наблюдение над текстом. Вывод.
Слайд № 5
Сны мои опять со мной на марше:
Как тогда в России, в старину,
Вслед перекрестив, рукою машет,
Женщина, проклявшая войну… (С. Милосердов)
Самостоятельное наблюдение. Вывод.
3) Индивидуальная работа по карточкам.
4. Обобщение.
Игра:
- 1 группа придумывает только йотированную рифму.
- 2 группа – усечённую.
- 3 группа – замещённую.
5. Рефлексия
6. Домашнее задание
1) Придумать к словам рифму и определить, какая
она: цветы, друзья, листочек, морской, почка.
2) Зарифмовать строки:
Осень. Листья пожелтели,
Отцвели в саду цветы.
3) Определить, какая рифма использована в законченном четверостишии.