Музей одного экспоната

Разделы: Общепедагогические технологии


«Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне действовать – и я научусь».

В законе РФ «Об образовании» особо отмечается, что содержание образования должно обеспечивать формирование у обучающегося адекватной современному уровню и уровню образовательной программы картины мира. Значит, особая роль в процессе обучения должна отводиться развитию системного мышления, умению пополнять свои знания, ориентируясь в потоке информации различной степени сложности, языковой и социально-культурной направленности. Первостепенное значение здесь приобретают компоненты образования, отражающие тенденции интеграции научного знания. Именно интеграция определяет сегодня стиль научного мышления и мировоззрения человека. Философский словарь дает следующее толкование этих понятий: Интеграция – сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов. Интеграция – ведущая тенденция развития научного познания в современных условиях. Она проявляется в синтезе знаний, повышающих эффективность научного исследования. Интеграция и дифференциация являются закономерными процессами развития науки. Два этих процесса соответствуют двум тенденциям человеческого познания, с одной стороны, представлять мир как единое целое, с другой – глубже и конкретнее постигать закономерности и качественное своеобразие различных структур и систем.

На современном этапе интеграция доминирует над дифференциацией.

Дифференциация обучения – разделение учебных планов и программ в средней школе с учетом склонностей и способностей учащихся. Осуществляется через организацию школ, учебных потоков, классов и с углубленным изучением отдельных учебных предметов, факультативных занятий.

Интеграция (Приложение 1) – необходимое условие современного учебного процесса, её возможная реализация в рамках какой-либо школы была бы переходом этой школы на новый качественный уровень образования.
С целью реализации идеи интеграции в нашей школе была организована творческая группа учителей физики, математики, биологии, которая в содружестве с учениками открыли «Музей одного экспоната» – музей наук. Творческим кредо работы нашей группы можно считать следующие высказывания:

При изучении наук примеры полезнее правил. (И.Ньютон)

Невозмутимый строй во всём
Согласие полное в природе. (Ф.Тютчев)

Основные цели работы нашей творческой группы интеграция предметов естественно – научного и политехнического курса (физика, биология, математика) – убедить учащихся во взаимосвязи всех естественных и политехнических наук, создание целостной картины восприятия мира, добиться качественного усвоения программы. Основная идея интеграции – формирование у школьников общеучебных умений, навыков и на их основе компетентности в трёх сферах: познавательной, информационно – коммуникативной и рефлексивной средствами учебных предметов и внутришкольных мероприятий, в данном случае физики, биологии, математики.

Природу изучают различные науки: физика, химия, математика, биология, астрономия, география, и др. Каждая из них имеет свой круг рассматриваемых вопросов. Но вместе с тем, все эти науки взаимосвязаны, ибо изучают различные грани единой природы.

Погружение учащихся в проблему протекает в процессе создания экспонатов музея. Теоретическими основаниями работы нашей творческой группы являются следующие положения:

  • Демократизация педагогического образовательного процесса.
  • Гуманизация педагогического процесса.
  • Развитее социальной компетентности учащихся.
  • Создание условий для развивающего педагогического процесса.
  • Системный подход.

В основе личностно-ориентированного подхода к решению педагогических проблем принцип объединения педагогов и учащихся едиными целями по созданию условий самоактуализирующейся личности.

Принципы, цели, технологии должны не навязываться учащимся, а приниматься ими как то, что позволяет им актуализироваться в этом мире.

В целях совершенствования учебного процесса на занятиях проводятся обсуждения, мозговой штурм, что является плодом совместных разработок педагогов и учащихся, что в принципе можно назвать коалицией. Группа педагогов объединяется с учащимися одного класса. Между ними заключается контракт: за что отвечают педагоги, а за что учащиеся. Они живут в школе совместной жизнью. Успехи отдельных учащихся становятся успехами, как всех учеников, так и педагогов.

Проблемы отдельного ребенка становятся проблемами всех. Учащимся нравится такая форма работы, они чувствуют заботу и большую ответственность за свои достижения.

Эффективность (результативность опыта).

Начиная с простых вопросов, переходя к более сложным, у учащихся появляется уверенность в своих силах, они лучше справляются с поставленными перед ними вопросами и проблемами, ведь обучая в школе можно программировать жизненный успех ребенка.

Можно выделить три группы воздействий учителя на ученика.

1. Группа воздействий "чему учить": отбор, переработка и передача учебного материала; при этом необходимо учитывать не только знания, подлежащие усвоению, но виды деятельности, которые должны быть выполнены учащимися для усвоения этих знаний.
2. Группа воздействий "кого учить": изменение существующего уровня развития учащихся, их возможностей и перспектив, прогноз нового уровня психического развития.
3. Группа воздействий "как учить": выбор и применение методов, форм, средств воздействия и их комбинаций

Педагогический самоанализ учителя – признак его профессиональной зрелости. В школе необходимы различные формы стимулирования самоанализа и самосовершенствования учителя. При работе в классах по данной системе обучения наблюдается повышение результативности. Наиболее удачными можно считать следующие результаты работы:

  • Повышение мотивации к изучению предметов, что привело к повышению качества знаний учащихся средней школы.
  • Повышение коммуникативной культуры школьников.
  • Укрепление "Я-концепции".
  • Ученики ежегодно принимают участие в предметных олимпиадах и научно- практических конференциях на базе школы 301 и НМЦ Фрунзенского района.
  • Творческие группы учащихся на протяжении нескольких лет занимали призовые места на конкурсе видеороликов на экологическую тему.

Работа с учениками над проектами привела к лучшей систематизации материала и способствовала более глубокому его изучению.

Активное использование компьютерных технологий позволило решить такие задачи, как:

  • Формирование умений и навыков работать с информацией.
  • Развитие аналитических способностей учащихся.
  • Подготовка активной личности-члена информационного общества.
  • Развитие исследовательских умений учащихся.
  • Развитие навыков поиска оптимального решения.
  • Развитие кругозора.
  • Строгое дозирование информации согласно уровню развития учащихся.

Внеурочная деятельность – проектная (по предметам, в которых принимают участие ученики.)

Последовательно год за годом ведется работа по преемственности и апробации опыта учащихся нашей школы в вопросах мировых экологических проблем, что особенно важно для формирования научной картины мира в связи с обилием лженаучной информации, распространяемой СМИ. Проведение недели естественнонаучного и политехнического цикла помогает погрузить учащихся в проблемы охраны окружающей среды путем поиска причинно-следственных связей.

Системность работы музея

  • Систематическое применение информации по межпредметным связям на уроках.
  • Разработка интегрированных уроков.
  • Разработка интегрированных внутришкольных мероприятий.
  • Унификация методических тем учителей биологии, математики, физики.

Практическая значимость

Процесс воспитания в школе направлен на формирование личности. Материалом обучения являются предметные и межпредметные связи. Материалом психического развития – психические операции. Материалом воспитания являются отношение к себе, окружающим, природе, вещам, и т. д. – отношение к окружающему миру.

ОБРАЗОВАНИЕ В ШКОЛЕ = ОБУЧЕНИЕ + РАЗВИТИЕ + ВОСПИТАНИЕ

Практическую значимость работы нашей творческой группы можно выразить схемой (Приложение 2)

Цели и задачи создания музея

  • Формирование научного мировоззрения через интеграцию предметов
  • Организация различных формы деятельности учащихся через:
    • привлечение учащихся к научному творчеству,
    • исследовательскую деятельность
    • практическое применение знаний и умений, полученных на занятиях,
    • формирование навыков работы с дополнительной информацией при подготовке сообщений на заданную тему.
    • формирование познавательного интереса, интеллектуальных и экспериментальных умений и навыков.
  • Апробация и демонстрация лучших проектов молодых исследователей, образовательные проекты сотрудничества в области учебной и научно-исследовательской деятельности учащихся и педагогов.
  • Развитие у школьников теоретического, творческого мышления, а также формирование операционного мышления.
  • Развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры.

Создатели музея

  • Молодые исследователи: школьники, учащиеся ГОУ СОШ 301
  • Творческие коллективы учащихся ГОУ СОШ 301
  • Творческая группа учителей естественно – научного и математического цикла.

Общие требования к экспонатам музея

  • Экспонаты должны являться результатом творческой деятельности, основанной на научных идеях.
  • Экспонаты должны быть выполнены в выставочном исполнении (в форме докладов, газет, презентаций, проектных работ), Проекты могут носить характер разработок образовательных технологий, расширяющих традиционное представление о допрофессиональной подготовки будущих специалистов. По своему содержанию могут быть экологическими, энергосберегающими, бизнес-проекты, проекты, использующие современные информационные технологии, компьютерные и телекоммуникационные средства обучения и т.п., иметь современный дизайн и отвечать эстетическим требованиям.
  • Все экспонаты должны отвечать заявленной тематике.
  • Экспонаты могут быть представлены как отдельным представителем, так и творческой группой.
  • Количество представленных экспонатов представителями не регламентируется.
  • Экспонаты сдаются директорату музея (ответственным работникам музея) с указанием названия зала экспозиции.
  • Экспонаты должны быть подписаны с указанием названия и темы экспоната, авторства.
  • Если при создании экспоната использованы разработки, защищенные патентом, свидетельством или удостоверением, то следует это указать.

Руководство Музея

  • Учредителями Музея является Администрация ГОУ СОШ 301:Маслёная Алла Анатольевна, Львова Татьяна Николаевна
  • Подготовку и оформление музейной экспозиции осуществляет Оргкомитет выставки. ( Творческая группа учителей естественно-научного и математического цикла): Учитель биологии – Толмачёва Наталья Романовна, учитель математики – Захарова Ирина Алексеевна, учитель физики – Сморгова Светлана Александровна)
  • Экспертное жюри формируется Оргкомитетом после регистрации всех работ, представленных на выставку Музея.

Этапы создания музея

  • Постановка проблемы
  • Погружение в проблему на отдельном предмете
  • Интегрированные уроки
  • Разработка индивидуального маршрута проектнойдеятельности по параллелям
  • Работа над проектами
  • Защита проекта
  • Обобщающие семинары (Приложение 4)
  • Создание экспозиции залов
  • Тематические экскурсии

А теперь мы хотим предложить вам обзорную экскурсию по залам нашего музея (Приложение 5)

– Здравствуйте, Уважаемые господа!
Мы рады приветствовать Вас в нашем Музее. Он уникален – это «Музей одного экспоната». Музей системы. Уникальность нашего музея еще и в том, что он единственный в районе, городе, государстве, в мире: ведь в составлении его экспозиций может принять участие любой желающий. Поэтому наш Музей постоянно пополняет свой архив, а экспозиции расширяются.
Идея формирования Музея принадлежит учителям предметникам, которые в поисках новых форм проведения интегрированных уроков и внутришкольных мероприятий пришли к идее интеграции как внутри одной параллели, так и между различными параллелями, соблюдая преемственность.
В школе мы преподаем не сами науки, а лишь извлеченные из них адаптированные и специально структурированные материалы, предназначенные
специально для учащихся. Говоря об интеграции в образовании, нельзя обойти вопрос об интеграции в науке.
Каким бы ни был процесс эволюции естественных наук – он всегда сопровождался их интеграций и дифференциацией.
Графическая модель процессов может быть представлена на бифуркационной диаграмме. (Приложение 3)
"Существует непрерывная цепь от физики к химии через биологию и антропологию к математике и социальным наукам, цепь, которая ни в одном месте не может быть разорвана, разве лишь по произволу.
Наука представляет собой внутреннее единое целое. Её разделение на отдельные области обусловлено не столько природой вещей, сколько ограниченностью человеческого познания". Так писал Макс Планк в одной из своих работ.
Вполне естественным по этой причине является тесное взаимодействие
всех научных дисциплин, изучающих явления природы. Именно об этом мы говорим в нашем первом экспозиционном зале, название которого – «Содружество наук».
Биологи и физики используют в работе одни и те же физические методы, биологических объектов, которые на много сложнее физических, наблюдаются одни и те же явления.
Математика это язык плюс рассуждение, это как бы язык и логика вместе: путь по которому мы переходим от одной совокупности утверждений к другой.
Модель интеграции, которую мы используем, рассматривает обучение как средство развития способностей и познавательных интересов учащихся.
Перенос умений, полученных в процессе изучения фронтальных дисциплин, на все остальные.
В практике школы очень часто одни и те же научные понятия при изучении разных дисциплин трактуются по-разному, что вносит путаницу в сознание учащихся. Поэтому и многие ученики считают одни понятия и законы физическими другие биологическими и т.д. это верно лишь отчасти, ибо есть основные законы природы, они общие естественнонаучные. Этой проблеме посвящен наш второй зал: «Её величество система»»
Уроки с применением межпредметных связей имеют огромное значение для успешного обучения в целом, но и для понимания каждым человеком процессов происходящих в биологических системах, в том числе в человеческом организме.
Рассматривая подсистемы, их функционирование и взаимодействия, мы можем всесторонне рассмотреть организм человека как целостную систему (Механические, тепловые, электрические характеристики и т.д.). Этому посвящен наш третий зал: «Человек как система»
Организм человека – высокоорганизованная система со сложной иерархией органов и тканей. Применение к их изучению физических методов и математического моделирования процессов приводит к пониманию сложных явлений, происходящих в организме человека. Наш виртуальный зал: «Глаз как оптическая система» один из примеров этого.
«Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удается связать воедино разрозненные факты и наблюдения". (Хевеши)
Образование в школе включает в себя обучение + развитие + воспитание.
Для отражения целостной картины природы "в голове ученика", для создания истинной системы мы даем знания в определенной увязке и определенной связи, между собой отстаивая материалистическое мировоззрение; т. е материальное единство мира, единство живой и неживой природы, отношения: «природа – общество – человек"
Человек – часть природы.