Ход урока
(Звучит спокойная музыка;
приветствую учащихся; объявляю тему и цель урока,
форму проведения). Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок, сегодня мы с вами будем путешествовать по странам нашей многонаселенной планеты. Мы побываем в древних государствах: Египте, Вавилоне, Палестине, Индии и Китае, а также познакомимся с загадочными шарами, но об этом чуть позже, а пока : Сегодня у нас две команды отважных путешественников, готовых в любую минуту отправиться в путь, но прежде я хочу представить вам еще одну команду. Это эксперты, люди, умудренные опытом, эрудированные. Они будут оценивать этапы нашего путешествия (объявляю фамилии членов жюри). |
Организую внимание класса; настраиваю детей на серьезную вдумчивую работу. | Учащиеся успокаиваются;организуют свое внимание; готовятся к занятию. |
Представляю команды, настраиваю их на работу. | Учащиеся готовы к испытаниям. | |
Учитель: У нас по-соседству живет
замечательный старик. Был он когда-то капитаном
дальнего плавания. Все моря и океаны обошел, на
всех материках побывал. В доме у него настоящий
музей. Мы очень любим ходить к нему в гости,
рассматривать диковинные вещички и слушать его
удивительные рассказы. Однажды капитан сам
пришел к нам и протянул какой-то сверток. Капитан: Вот пусть полежит у вас. А я уезжаю к внукам погостить. Учитель: Что здесь? Капитан: Загадка, но я не буду возражать, если вы за время моего отсутствия её разгадаете. Правда, сделать это будет непросто. Я не скажу вам, что это за вещь, сколько ей лет и откуда она у меня. Ищите её следы сами в прошлом, в странах Древнего Востока. Посоветую только: начните с изучения шкатулки. |
Заинтересовываю детей, пытаюсь с первой минуты овладеть их вниманием, обыгрывание ситуации помогает этому. | Учащиеся заинтересованы, ждут, что последует дальше; внимательно слушают. |
Учитель: Сосед благополучно отбыл в гости к внукам, а мы посмотрим, что же это за сверток. В нем красивая шкатулка с замысловатыми узорами. Что в ней? Шар на подушечке из шелка, похожий на простой комок глины с множеством выпуклостей и бугорков. Некая доля шара отсутствует. Она, вероятно, вынута капитаном, чтобы мы увидели строение шара в разрезе. Загадочный шар состоит из трех частей : ядра, среднего слоя и оболочки. Вглядимся в узоры на крышке шкатулки. Что значат эти буквы? (Показываю схему крышки, укрупненную на листе ватмана, как бы оставленном капитаном.) | Разворачиваю сверток, достаю шкатулку, знакомлю с первым загадочным шаром. | Дети внимательно наблюдают. |
Концентрирую внимание детей на схему, готовлю их к серьезному заданию. | Учащиеся изучают схему на доске. | |
Обратите внимание: крышка шкатулки
очень напоминает нам шахматную доску. Не в этом
ли ключ к разгадке таинственной надписи? Задание 1. Прочитайте, что написано на шкатулке; пользуясь ходом шахматного коня, начиная с буквы, взятой в круг. |
Ставлю цель: разгадать ребус; развиваю логическое мышление, активность. | Учащиеся разгадывают головоломку, дают ответ: "Раскроешь тайну - обретешь сокровище" |
Задание 2. А теперь нам нужно отправляться в путешествие, чтобы выяснить, что это за шар. Назовите, с помощью чего мы узнаем о прошлом, проникаем в тайны иных времен. | Выясняю уровень знаний, развиваю самостоятельность. | Учащиеся дают ответ: с помощью книг, кинолент, газет, археологических раскопок, посещения музеев и т.д. |
Учитель: Молодцы, ребята! Первый экзамен вы сдали успешно, но это только начало нашего пути. Мы должны, как написано на шкатулке, раскрыть тайну, чтобы обрести сокровище. Вы готовы к дороге?: Ну что ж, счастливого пути! | Развиваю интерес к учебе, стимулирую стремление к знаниям. | Учащиеся приобретают уверенность в собственные силы; повышается интерес к дальнейшей работе. |
II тур. | ||
Учитель: А сейчас с помощью нашей
машины времени мы проникнем в тайны иных времен.
Машина времени уже стоит у вашего порога.
Капитаны, готовы ли вы и ваши команды к
путешествию? Итак, вперед за сокровищем! (Звучит музыкальная заставка передачи "Клуб кинопутешествий".) Я предлагаю вам десять маршрутов. Путешествуя во времени, не забывайте о вежливости. Сначала познакомьтесь с людьми, к которым приехали, с их делами, обычаями. И не забудьте спросить их о загадочном шаре из шкатулки, но только в последнюю очередь. Итак, счастливого пути! (Маршруты написаны на карточках). |
Настраиваю на работу, учу уважительному отношению к людям. | Капитаны по очереди выбирают маршруты, команды описывают события тех дней, в которые они попадут. |
Маршрут 1. Вы в Египте. Город Гиза, недалеко от Мемфиса, 2875 год до н.э. Смешавшись с толпой рабов, вы принимаете участие в строительстве пирамиды Хеопса. Познакомьтесь со строителями, их техникой. Опишите, как прошел ваш рабочий день. | Выявляю уровень усвоения теоретического материала, развиваю коммуникативные навыки, активность. Обращаю внимание на выставку рисунков. | Ответы учащихся дают возможность осуществить обратную связь на уроке. Мы увидели огромное количество ремесленников, каменотесов. Познакомившись с некоторыми из них, включились в работу; сначала мы; сначала мы откалывали огромные каменные глыбы от скалы, делая в ней отверстия по одной линии, в эти отверстия забивали деревянные колышки и поливали их водой, и камень давал трещину, которую увеличивали с помощью медного резца и каменного молота; отделялся каменный блок, который на деревянных полозьях стаскивался к реке. Затем камни шлифовали песком и потом по насыпи тянули наверх. Блоки укладывали один на наверх. Блоки укладывали один на другой так плотно, что между ними нельзя было даже просунуть иголку. |
Маршрут 2. Во II тысячелетии до н.э.
египтяне перестали строить пирамиды - они
хоронили своих фараонов в скалах и подземельях.
Более 3 тыс.лет оставалась нетронутой гробница
Тутанхамона. Вы вместе с археологами вошли в
подземелье. Что вы увидели? |
Развиваю логическое мышление, речь, проверяю знания по пройденному материалу. | Мы вошли в первую комнату, где стоял трон - на звериных лапах, покрытый золотом, украшенный слоновой костью. Здесь были сотни предметов: вазы, мебель, оружие. Вход в главную комнату охраняли две статуи фараона с золотыми жезлами и змеями-кобрами на головах. За каменной дверью находился огромный саркофаг, а в нем - второй, во втором - третий. Лишь в последнем, четвертом, саркофаге из чистого золота, покоилась мумия фараона Тутанхамона. |
Маршрут 3. И вновь вы в Египте. III тысячелетие до н.э. Вы попали в дом к ремесленнику. Опишите ваше пребывание в гостях у египтянина (дом, что его окружает, угощение, одежда хозяина). |
Развиваю самостоятельность, интерес к предмету, углубляю знания. | Нас приняли радушно. Дом египтянина из глины, крыша из широких листьев пальмы; на полу циновки, у очага - глиняная посуда; нас угощали лепешками, луком и вяленой рыбой, а также фруктами виноградным вином. Хозяин одет очень легко, на его шее амулет, который защищает от злых духов. Двери дома никогда не закрываются. |
Маршрут 4. Теперь вы в городе Фивы, год 2028 до н.э. Вы при дворе фараона, куда только что прибыл вельможа Синухет, который поведал вам о своем скитании. Как ведут себя вельможи при дворе фараона? О каком путешествии Синухета идет речь? | Формирую умение точно выражать свои мысли, проверяю умения и навыки учащихся, учу оперировать своими знаниями. | К фараону Синухет приближается, подняв руки вверх в знак обожания. Подойдя к трону и став на колени, он упал лицом вниз; но фараон приказал ему встать и говорить. Синухет рассказал ему о своих скитаниях по азиатским пустыням; о том ,как он победил местного силача, а теперь возвратился по приказу фараона. Слуги фараона омыли, одели, причесали Синухета и соорудили для него гробницу с его статуей из золота. |
Маршрут 5. Около 1500 лет до н.э. Палестина. Вы вместе с фараоном Тутмосом III совершаете военный поход. Опишите ваше выступление и одно из крупных сражений. | Учу ориентироваться в событиях, оперировать своими знаниями. Организую восприятие вопроса учащимися. | Мы выступили в поход, воины идут нога в ногу: пехотинцы, лучники, колесничие, впереди на дудочке музыкант играет марш; знаменосец несет на щите особый знак подразделения. Один из командиров замыкает колонну. Мы отправились в г. Мегиддо. На нашем пути горы. Мы идем кратчайшим, но наиболее сложным путем. Встретились с неприятелем на поле у самой крепости. Противники бежали, фараон мчался впереди. Но воины помышляли только о грабеже, они срывали с убитых пояса с золотыми пряжками и кинжалы. Ворота в г. Мегиддо были уже закрыты. Еще семь месяцев мы осаждали город и, разорив его, вернулись в Египетс огромной добычей. |
Маршрут 6. 2600 г. до н. э. Мемфис. По аллее вы попадаете в древнеегипетский храм. Вас со всех сторон окружают статуи богов. Жрецы ведут с ними разговор. Каким богам и с какой целью поклонялись древние египтяне? | Подвожу детей к осознанию вопроса, развиваю мыслительные способности, историческую зоркость. | Египтяне поклонялись многочисленным богам. Самым главным был Амон, или Амон-Ра - бог солнца. Он оживлял растения, люди и животные ликовали с его появлением ; его противником был бог тьмы - Апоп; бог Геб - был покровителем земли ( человек с головой змеи); богиня неба Нут (огромная корова); особым уважением пользовался бог мудрости Тот (голова птицы ибис с длинным клювом), он научил людей читать и писать. Богиня Бастет (черная кошка) - покровительница всех женщин и их красоты |
Маршрут 7. 1750 г. до н.э.. Вавилон. Древнее Двуречье. Вы находитесь у столба из твердого черного камня, который со всех сторон покрыт клинописью. В верхней его части восседает бог Шамаш, передающий жезл царю Хаммурапи. О чем рассказывает клинопись на столбе? | Развиваю умение ориентироваться в многообразии исторических событий. | В надписях на столбе рассказывается о славных деяниях царя, о строительстве и украшении храмов, каналов, как он одолевал врагов. Но главное, это законы царя Хаммурапи, по которым судьи должны были разбирать споры между людьми. Жители знали, что за нарушение законов их постигнет суровое наказание. |
Маршрут 8. X век до н.э.. Иерусалим. Вы попали на суд к царю Соломону. Вы уже наслышаны о его мудрости и ждете, чем же законится очередное разбирательство. Расскажите, как рассудил Соломон пришедших к нему с ребенком женщин? | Углубляю знания, создаю эмоциональный настрой, учу справедливости. | После долгих споров женщин Соломон взял меч и сказал: "Вот меч. Рассеките ребенка и отдайте каждой из них половину". И одна женщина сказала: "Пусть так и будет - ни мне, ни тебе". А другая закричала: "Нет !" Выслушав их, Соломон приказал отдать ребенка той, которая испугалась, что он умрет. Она его мать. Все люди еще больше убедились, что нельзя укрыться от царской мудрости. |
Маршрут 9. | ||
Вы в Индии, VII век до н.э., вы гуляете по улицам древнеиндийского селения, встречаете людей в разных одеждах: елых, красных, желтых, черных. Поясните, что это за люди, почему они в разных одеждах? | Учу концентрировать внимание, развиваю память. | Мы выяснили, что все эти люди относятся к различным кастам, к которым они принад лежат с рождения: жрецы, знатные воины, земледельцы и слуги. Жрецы-брахманы произошли изо рта бога Брахмы, они носят белые одежды; воины появились из могучих рук Брахмы, они носят одежду красного цвета; большинство народа, кто пашет землю и пасет скот, созданы из бедер бога Брахмы, - в желтой одежде; а слуги находятся ниже всех, потому что возникли из запыленных ступней его ног, они в черных одеждах. |
Маршрут 10. А сейчас вы в Китае. Перемешавшись с толпой осужденных и рабов, вы таскаете каменные глыбы, землю. Многие рабы падают от изнурительного труда. Что вы строите и как выглядит это сооружение? | Развиваю умственные способности учащихся; речевое творчество, воспитываю чувство милосердия, умение сочувствовать людям. | Мы строим Великую Китайскую стену, вы сотой с трехэтажный дом, такую широкую: по верху могли разъехаться две повозки. В стене есть смотровые щели и бойницы. Местами над ней возвышаются башни; тянется стена на тысячи километров. |
Учитель: Итак, закончилось второе испытание, просим наше жюриподвести итоги того, как команды справились с 1 и 2 экзаменом в их путешествии. А пока жюри совещается, проведем конкурс болельщиков. | Даю командам небольшой отдых, привлекаю к работе болельщиков. | Болельщики завоевывают дополнительные баллы для команд, отвечая на мои вопросы: |
1. Сколько лет назад образовалось государство в Египте? | Выясняю уровень знаний по теме "Древний Восток". | - За III тыс.лет до н.э. царь Южного Египта подчинил Северный Египет, создав единое государство. |
2. Что такое шадуф? | - Особое приспособление для орошения земли. | |
3. Зачем египтяне разрисовывали гробницы? | - Они думали, что нарисованное может ожить. | |
4. Что такое иероглиф? | Учу применять полученные знания. | - Значки для письма (в древнем Египте "священное письмо"). |
5. Как делали папирусную бумагу? | Содействую формированию системы знаний. Развиваю умственную активность, умение выделять главное, обобщать изученное. Воспитываю чувство уважительного отношения к людям. | - Стебель папируса разрезали на длинные узкие полоски, их складывали в ряд, одну возле другой, сверху полоски клали в поперечном направлении и прижимали тяжестью; выделялся клей, а после высушивания получалась папирусная бумага. |
6. Где находится Двуречье? | - Между реками Тигр и Ефрат. | |
7. Перечислите богов Двуречья. | - Шамаш-бог солнца; Син-бог луны; Эа - богиня воды; Иштар-богиня плодородия и любви. | |
8. Кто вывел евреев из Египта и достал заповеди бога Яхве? Назовите их. | Моисей. Поклоняться лишь одному богу, не произносить напрасно его имя; почитать отца и мать; не красть; не лгать; не убивать. | |
9.Каким животным поклонялись индейцы? | - Слону, т.к. он оказывал всяческую помощь; корове - кормилице, матери. | |
10. Какой китайский мудрец очень многое сделал для того, чтобы китайцы уважали старших, Расскажите об этом. | - Конфуций. Когда глава семьи старел, его дети оказывали ему особое внимание; сыновья и их жены спрашивали, как он спал, как он себя чувствует. Вели его умываться, подавали кувшин с водой и полотенце. | |
III тур. | ||
Учитель: Ну, а теперь пришло время
выяснить, что узнали наши путешественники о
загадочном шаре из шкатулки. (Учащимся были даны задания на дом узнать все о следующих шарах: о шаре Герона Александрийского,о шаре братьев Монгольфье, о геоиде, о китайском шаре в шаре, о Могдебургских полушариях, о Югорском шаре.) |
Подводим итоги, настраиваю ребят на дальнейшую работу. | Проделана огромная работа, дети изучали дополнительную литературу, общались с учителями географии, химии, физики, астрономии, ИЗО. |
Учитель: Внимание! Внимание! В ходе экспедиции в толще столетий обнаружены первые следы загадочных шаров. Вот что сообщают наши друзья, вернувшись из своего путешествия на машине времени. Ребята узнали о существовании шара Герона Александрийского. Шар этот называется эолипилом. Искали они его в Древней Греции. | Развиваю интеллект, творческие способности вызываю познавательный интерес, расширяю кругозор детей. | Учащиеся внимательно слушают своих
товарищей. Ответ: Эолипил - это шар, вращающийся под действием пара. Он сконструирован древнегреческим ученым Героном Александрийским |
Учитель: | ||
Еще они услышали, что во Франции в XVIII веке много говорили о каком-то шаре братьев Монгольфье. Необходимо на него взглянуть. | Содействую формированию системы знаний. Учу применять полученные знания, развиваю речевое творчество. | Ответ: Шар братьев Монгольфье -
воздушный шар, на котором человек впервые
поднялся в воздух.
|
Учитель: А также поинтересовались у своих родителей, что думают они о загадочном шаре из шкатулки. Один папа сказал, что шар очень похож на модель геоида. Но что такое геоид, не объяснил. Но дети узнали, что : | Ответ: Геоид - это название земного шара, который, как и в шкатулке, состоит из трех частей: ядра, средней части и оболочки. | |
Учитель: Ребята узнали, что какие-то необыкновенные, потрясающие шары изготавливали еще в XVII веке художники Китая. Назывались они "шар в шаре". | Ответ: Шар в шаре - китайское художественное изделие, выполнявшееся из цельного куска слоновой кости. | |
Учитель: Совсем случайно, нажав не на ту кнопку на пульте управления, дети попали в Германию, в 1654 год. В городе Регенсбурге император присутствует при опыте, который проводится с какими-то полушариями бургомистром Магдебурга Отто фон Герике. К месту действия им пробиться не удалось, но они узнали, что: | Магдебургские полушария - это приспособление, при помощи которого немецкий физик Отто фон Герике доказал существование давления воздуха. | |
Учитель: Еще они решили, что тайну старого капитана им помогут разгадать моряки. Вышли на пристань и спросили первого встретившегося матроса, какие ему известны шары. Он сразу назвал Югорский шар и сказал, что искать его надо на севере. | Югорский шар - пролив в Карском море. | |
Учитель: Наша экспедиция подошла к концу. Настала пора обработать полученные результаты. Просим жюри быть внимательными. А ребята, надеюсь, внимательно изучили каждое из полученных сообщений и нашли то, которое полностью совпадает с описанием шара из шкатулки капитана. Итак, как называется шар из шкаулки | Подвожу итог работы. Развиваю логическое мышление, тренирую память учащихся. | Учащиеся сосредоточивают внимание, подумав, дают ответ: "Геоид". |
Учитель: А вот и наш капитан вернулся, и мы сообщаем ему нашу отгадку. | ||
Капитан: Вы так увлеклись, что забыли о сокровище? Ведь на шкатулке написано: "Раскроешь тайну - обретешь сокровище". | Развиваю любознательность. | Учащиеся интересуются: "А где же обещанное сокровище ?" |
Капитан: Но я уверен, что вы его
обрели. А ну-ка, подумайте! (Звучит торжественная музыка) |
Концентрирую внимание учащихся. | Учащиеся размышляют и дают ответ: "Знания". |
Учитель: Ну, а теперь просим жюри подвести итоги. Слово жюри. Награждение. Комментирование оценок. (отмечаю хорошую работу учеников). |
Поощряю, развиваю интерес к истории; стимулирую стремление к знаниям. | Учащиеся приобретают уверенность в собственные силы; повышается интерес к учебе; стимулируется дальнейшая работа по истории. |
Учитель: Спасибо всем командам и болельщикам за это удивительное путешествие в прошлое и в страну знаний. Вместе с вами и мы обрели сокровище, дороже которого не бывает. Давайте закончим наш урок песней "Учат в школе". |