Цели урока:
- Образовательные: систематизировать существенные признаки имени прилагательного как части речи; развивать умение писать родовые окончания прилагательных;
- Развивающие: развивать речь учащихся; учить правильно употреблять в речи прилагательные-антонимы, прилагательные-синонимы; работать над монологической речью; активизировать мыслительную и познавательную деятельность, способность критически и логически мыслить;
- Воспитательные: воспитывать умение работать в группах (коммуникативные умения); учить оценивать себя и товарищей по классу; отстаивать своё мнение.
Методы: коммуникативный, комбинированный.
Форма: урок-практикум (работа в группах)
Наглядность: интерактивная доска, раздаточные карточки, иллюстративные карточки, таблички таблица, эмблемы с названиями отделов, «Рубрика газеты» «Толкование слов».
ХОД УРОКА
I. Объявление темы урока
Урок будет проходить в форме деловой игры
«Заседание редакционного совета газеты».
Итак, класс делится на 3 группы. На столах
размещены таблички с названиями отделов: «Отдел
писем», «Отдел новостей», «Отдел спорта».
Каждый отдел начинает заседание с отчета о том,
как часто употребляются прилагательные в речи.
Все они приходятк выводу о том, что имена
прилагательные по частоте употребления занимают
3-е место после существительных и глаголов.
Это проверка домашнего задания,
исследовательская, поисковая работа учащихся.
Учащиеся приходят к выводу о том,
чтоприлагательные не могут уотребляться без
существительных.
ІІ. Практическая работа
Часть первая
Отдел писем. К данным словам запишите однокоренные имена прилагательные:
Весна..., земля..., небо...
Выделите часть слова, с помощью которой образовали прилагательное.
Отдел новостей. Объясните значение имен приагательных. К данным именам прилагательным подберите прилагательные, противоположные по смыслу (антонимы):
Пасмурный день – ...
Холодный ветер – ...
Свежи хлеб – ...
Антонимы – ясный, тёплый, чёрствый.
Отдел спорта. Задание на развитие наблюдательность, логического мышления. Прочитать слова в столбике. Какая это часть речи? Определите, какое слово в столбике лишнее, объясните, почему?
Большие – ...
Огромные – …
Сильные – …
Слова большие и огромные близкие по смыслу. Это
слова – синонимы. Слово сильные имеет другое
значение. Определите род этих прилагательных.
Это создание проблемной ситуации. Во время
выполнения выясняется, что род у прилагательных
множественного числа определить нельзя.
Часть вторая.
Отдел писем. К данным именам существительным подберите подходящие по смыслу прилагательные. Определите род:
- статья
- рассказ
- реклама
Критическая (ж.р) статья, короткий (м.р) рассказ, ежедневная (ж.р) реклама.
Отдел новостей. Выделенные слова замените именами существительными женского рода. Выделите окончания имен прилагательных. Почему они изменились?
Весенний день – ...
Голубое небо – ...
Яркое солнце – ...
Весенняя капель, голубая лента, яркая краска.
Отдел спорта. Измените данные слова. Так, чтобы они стояли во множественно числе. Выделите окончания:
Сильный удар – ...
Опасный момент – ...
Быстрый фудболист – ...
Вывод: как изменяются имена прилагательные? Какие окончания они имеют?
III. Работа с таблицей на интерактивной доске
Имя прилагательное (часть речи):
1. Обозначает? (признак предмета)
2. Отвечает на вопросы: какой? какая?
какое? какие?
4. В предложении чаще всего является
определением.
IV. Минуты отдыха
Учитель пишет слово щенок, показывает изображение щенка. Называет признаки данного предмета. Если назовет прилагательные, которые указывают на внешний вид, обе руки поднемают мальчики, на прилагательные, которые указывают на настроение – девочки.
Слова : веселый, ушастый, маленький, грустный, хвостатый, радостный, пятнистый.
V. Практическая работа.
Часть третья.
Отдел писем. Вставьте подходящие по смыслу имена прилагательные.
Хороша ... весна в лесу! Ярко светит ... солнце ... облака украшают ... небо.
Слова для справок: ранняя, легкие, весенные, голубое.
Отдел новостей. Разберите предложение. По членам предлогжения и чвстям речи.
Греет яркое солнышко.
Отдел спорта. Из данных слов составьте предложение так, чтобы получилась пословица. Объясните ее смысл.
И, ловкого, быстрого, не, болезнь, догонит.
Вывод: Для чего служат имена прилагательные? Каким членом предложения являются?
VI. Составление рекламы
Чтобы привлечь внимание к наши газете, нужна РЕКЛАМА.
Рубрика газеты «Толкование слов»
Реклама – яркая информация о каких-нибудь
товарах, видах услуг, зрелищах с целью привлечь
внимание и увеличить спрос на них; объявление с
такой информацией.
Рекламировать – объявить о чем-нибудь, пользуясь
рекламой.
– С чего начинается реклама? Кому она
адресована?
– Почему необходимо прочитать газету?
– О чем вы узнаете, прочитав ее?
Дорогие жители и гости нашего города!
Отдел писем приглашает вас прийти к нам хоть на
минуту посмотреть газету «Имя пртлагательное».
Там вы узнаете много интересного о нашем городе и
об имене прилагательном – части речи, которая
делает вашу речь яркой и убидительной. Вы узнаете
как не рады приходу долгожданной весны. Ждем вас!
VII. Выбор иллюстраций
Рисунки учащиеся выполнями дома на темы «Город
мой – Кызыл-орда», «Весна».
Ученики защищают свои работы.
Материал утвержден главным редактором. Идет
номер.
– Как называется наша газета?
– Расскажите, все об имени прилагательном по
плану, используя таблицу.
VIII. Работа по карточкам
Выберите к схеме слова:
Выход записка зимушка
Разбег заварка звездочка
Уговор нагрузка беленький
Проверяется методом самоконтроля
IX Итоги урока
Учащиеся вспоминают, что они узнали об имени
прилагательно.
Заседание заканчивает свою работу. Выступает
главный редактор с речью о том, что материал к
выходу газеты «Имя прилагательное» готов.
Главный редактор оценивают работу редакторов
каждого отдела, а редакторы – работу других
членов редакций. Работа всего заседания
оценивает учитель.
Х.Комментирование оценок
Подсчитывается количество балловкаждого ученика.
XІ. Домашнее задание
Из учебника по литературному чтению из русской народной сказки «Иван Царевич и серый волк» найти словосочетания «сущ.+ прил.» и составить с ними предложения.