Работая по теме развитие коммуникативных навыков я взяла наблюдение за детьми в основной деятельности дошкольного возраста – игре . В этом виде детской деятельности как нигде лучше можно проследить взаимоотношения детей. Дети старшего дошкольного возраста уже могут сами определить то, в какую игру они хотят играть, что им для этого нужно. В этом возрасте у детей есть уже словарный запас для ведения ролевого диалога. Роль воспитателя состоит в том, чтобы направить и расширить ролевой диалог так, чтоб игра становилась более интересной и содержательной. Воспитывала положительные взаимоотношения между детьми и окружающими.
Одним из действенных средств развития умения строить положительные взаимоотношения с окружающими является сюжетно-ролевая игра.
В ходе наблюдения за игровой деятельностью детей, я обратила внимание на то, что недостаточное развитие коммуникативных навыков дошкольников затрудняет возникновение партнерских отношений детей в сюжетно-ролевой игре.
В результате проведения мониторинга развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста, я получила следующие данные:
Как видно из графика, самый низкий показатель
выявлен в умении детей общаться со сверстниками
– 20% детей. Данные дети не умеют вступать в
ролевое взаимодействие, отражать ролевые связи и
отношения, соотносить свои ролевые действия с
действиями партнеров.
Основываясь на полученные результаты, мы решили,
что развитие взаимодействия детей целесообразно
осуществлять в игровой деятельности, а именно: в
сюжетно – ролевых играх.
Занимая в игре позицию «консультанта», я ставила перед собой следующие задачи:
- Формировать умение детей правильно строить ролевое взаимодействие.
- Учить детей отражать в игре ролевые связи и отношения.
- Формировать у детей ролевые способы отображения окружающего: ролевые высказывания, ролевую беседу
Одной из линий развития сюжетно – ролевой игры старших дошкольников для нас послужили «Игры-придумывания».
Придумывание сказок осуществляется тремя способами:
- Способ заключается в изменении последовательности хода сказки.
- Способ заключается в ведении в сказку нового персонажа.
- Способ заключается в придумывании новой сюжетной линии сказки.
Совместную игру с детьми я начинала с частичного изменения уже известных сказок («Красная шапочка», «Иван-царевич и серый волк» и другие).
Алгоритм придумывания сказки
- Вспомнить сюжет сказки.
- Ввести новых персонажей, новую очередность в ходе сюжета.
- Придумать новый конец сказки.
Это позволило в дальнейшем перейти к придумыванию совершенно новых сюжетов.
Мы предлагаем вам изменить сюжет известной вам сказки «Репка»
Данная форма работы позволила нам развивать,
обогащать содержание игр детей, а также
формировать коммуникативные навыки в процессе
придумывания нового содержания.
Работая по программе «Радуга», я использую такую
форму работы как «Библиотечка игр» – (образец
книжки), которая направлена на формирование
умения детей договариваться между собой в
процессе придумывания нового содержания игры,
искать новые пути сотрудничества.
Для использования данной формы работы я
изготовила тематические книжки из специально
подобранных комплектов иллюстраций, достаточно
ярко отражающих разнообразные приключения и
события: на море, в кабине воздушного лайнера, на
космическом корабле, дома в семье и т.д. Сначала я
сделала книжки на темы игр наших детей (семья,
детский сад, школа). Для расширения игровых
интересов мы пополняем библиотечку книжками на
новые темы.
Алгоритм работы с «Библиотечкой игр» состоит в следующем:
Приглашаем детей подойти к книжной полке, и сообщаем, что приготовили сюрприз, который находится на полке. Предлагаем детям найти его. Дети рассматривают книжки, сделанные из иллюстраций и находят среди них новую книжку.
Рассматривая с детьми иллюстрации в книжке, обращаю внимание, что, к сожалению, книгу нельзя читать, т. к. в ней нет текста. Предлагаю детям самим придумать истории к иллюстрациям, которые им понравились.
Для повышения у детей интереса к предстоящему делу воспитатель говорит, что каждый рассказ или история будут записаны и подписаны фамилией и именем ребенка, а затем вставлен в данную книгу.
Дети рассаживаются так, как им удобно и придумывают рассказы по понравившейся им иллюстрации.
Рассказ записывается воспитателем под диктовку ребенка. Если же рассказ получился сумбурным, путанным, воспитатель говорит ребенку о том, что не успел записать его и договаривается, что ребенок повторит этот рассказ вечером. Таким образом, воспитатель получает возможность в индивидуальной работе упорядочить события в рассказе ребенка.
Дети могут брать книжки домой, и записывать рассказ с родителями.
Готовые рассказы детей, воспитатель вставляет в книжку и зачитывает получившиеся истории всей группе.
«Библиотечка игр »позволила мне достаточно ярко и разнообразно отразить полученные знания в совместной игре. Это позволило перестроить детям свои взаимоотношения со сверстниками, расширить круг общения.
В дальнейшем данные истории послужат материалом для развертывания сюжетно-ролевых игр.
При организации общения детей в сюжетно – ролевых играх в рамках традиции «Мы ходим в гости», нами были поставлены следующие задачи:
- Приобщение старших детей к играм с малышами
- Развивать уверенность в себе и своих возможностях
- Развивать активность, инициативность, самостоятельность
- Формировать групповые нормы и положительные взаимоотношения
Проведению данной традиции предшествует начальная подготовка педагогов и детей, которая включает в себя:
- Пригласительные билеты
- Совместная с детьми подготовка группового пространства к встрече гостей, большое внимание уделяется игровой части группы (создание полей сюжетно – ролевой игры).
- Создание в детском саду атмосферы общения, взаимопонимания.
- Подготовка сюрпризных моментов для детей – хозяев группы.
- Встреча, развертывание сюжетных игровых ситуаций, участие гостей в них.
- Коллективное изготовление старшими детьми подарочных сувениров для детей младших групп
- Отметить каждого ребенка медалью («самый доброжелательный», «самый общительный»…)
- Донести до родителей успехи детей в овладении коммуникативными способностями в сюжетно – ролевой игре
Я придерживалась следующих требований:
- Общение старших и младших дошкольников должно быть эпизодическим по чистоте (1 раза в месяц) и времени (около 1 часа)
- Старшие общаются с младшими исключительно добровольно. Их действия одобряются воспитателем, о них сообщается родителям (младшие дошкольники могут легко уйти от общения, так как являются пассивной стороной).
- Содержание общения должно быть предложено воспитателем и определяться выбранным сюжетом, а также ненавязчиво направляться им.
- При организации общения следует учитывать длительность и характер контактов между детьми (воспитатели обеих групп должны преодолеть ряд психологических трудностей: предложить игру, учитывающую интересы обоих возрастов; учить терпеливому отношению старших детей к младшим сверстникам; помочь младшим дошкольникам преодолеть возможные трудности в общении и робость.)
- Общение должно вызывать положительные эмоции у обеих возрастных групп и восприниматься как яркое, интересное событие.
В процессе сюжетно-ролевой игры с малышами у
старших дошкольников есть еще одна возможность
закрепить умение отражать в играх ролевые связи
и отношения.
В сюжетно-ролевой игре «Путешествие»
первоначально проводим беседу, рассматриваем
иллюстраций, фотографий, вспоминаем с детьми,
куда они ездили, что им запомнилось. Дети делятся
своими впечатлениями. На следующем этапе
обсуждаем, куда мы отправимся в путешествие.
Распределяем роли, подбираем атрибуты к игре.
Старшие дети выбирают активные роли (капитан,
радист, штурман, кок), а младшим дошкольникам
отводятся более пассивные роли (пассажиры,
матросы). В ходе игры проявлялось умение старших
детей уступать малышам, поддерживать их,
радоваться совместным успехам. Формирование у
детей правил общения проходило в игровых
упражнениях: «Почта», «Цепочка слов», «Интервью»,
«Я начну, а ты продолжишь».
В ходе повторного мониторинга были получены следующие результаты
Слайд
Как видно из графика, по показателю «взаимодействие в игре» высокий уровень наблюдается у 30% детей, средний уровень – 69 % детей и низкий уровень составляет 7 % детей. По показателю «ролевые беседы» высокий уровень наблюдается у 25% детей, средний уровень – 65 % детей и низкий уровень составляет 10 % . По показателю «ролевые высказывания» высокий уровень наблюдается у 25% детей, средний уровень – 68 % детей и низкий уровень составляет 7 % детей. У детей наблюдается снижение доли детей с низким уровнем развития по показателю «ролевые беседы» на 5%; изменение низкого уровня по показателю «взаимодействие в игре» составил 13%, изменение низкого уровня по показателю «ролевые высказывания» составил 9% детей.