Тема: «Смежные углы. Сумма смежных углов».
Цель: Дать понятие о смежных углах, о сумме смежных углов.
Задачи:
- Сформировать у учащихся представление о смежных углах, о сумме смежных углов.
- Развивать глазомер.
- Воспитывать аккуратность при построение чертежей.
Оборудование: плакаты с правилами, раздвижные модели углов, модели часов, карточки, мультимедийный проектор, компьютер, экран, презентация «Смежные углы. Сумма смежных углов».
Ход урока.
I. Орг. момент.
II. Подготовка учащихся к восприятию нового материала.
1.Что называется углом?
Из каких элементов состоит угол?
Какие виды углов вы знаете?
Каким чертежным инструментом можно найти градусную меру угла?
2. Работа с моделями часов [1] (у каждого ученика модель часов).
Покажите:
- 15 минут второго. Какой угол образовали стрелки? Какой может быть градусная мера острого угла? (от 0 до 90)
- 9 часов ровно. Какой угол? Какова градусная мера прямого угла? (90)
- 12 часов 25 минут. Какой угол? Какой может быть градусная мера тупого угла? (от 90 до 180)
В циферблате часов найдите такое положение стрелок, при котором обе стрелки выстраиваются в прямую линию.
Какой угол получился? (развернутый)
Каким свойством обладает развернутый угол? (стороны составляют одну прямую)
Сколько градусов развернутый угол? (180)
Оценки.
III. Сообщение нового материала.
<Приложение 1, слайд 2>
Что изображено на чертеже?
Сколько углов вы здесь видите?
Покажите стороны 1 угла. Покажите стороны 2 угла. (1 ученик у доски).
Какая сторона у них общая?
Что вы можете сказать о двух других сторонах угла? (они составляют одну прямую)
Такие углы называются смежными (на доску вывешивается словосочетание смежные углы, учащиеся сначала читают про себя, затем 1-2 ученика вслух).
Ребята, смежные углы – углы, у которых одна сторона общая, а две другие стороны составляют одну прямую (на доску вывешивается правило, учащиеся читают про себя, затем 1-2 человека вслух).
Ребята, вы сказали, что, две стороны составляют одну прямую. Какой угол обладает этим же свойством? (развернутый)
Работа с моделями углов. (Учащимся раздаются раздвижные модели углов, и они выстраивают на парте смежные углы)
Вы должны справиться с заданием успешно, т.к. мы с вами уже работали с моделями углов.
Какие свойства имеют смежные углы? (общая сторона, 2 другие составляют одну прямую)
Работа по учебнику.
Откройте учебник на с. 49, рис. 10.
Что изображено на рисунке? (Углы)
Какие это углы? (Смежные)
Прочитайте правило и скажите, что еще общего у смежных углов? (Общая вершина).
Физминутка.
Работа с карточками. (На парте у каждого ученика имеется карточка, учащиеся выполняют задание.) <Приложение 1, слайд 3>
Найти и обозначить смежные углы (+).
Проверка: учитель на экране показывает изображение задания с карточки учащихся <Приложение 1, слайд 3>.
Под какой буквой находятся смежные углы? (б)
Почему? (Две стороны составляют одну прямую)
Поднимите руку те, у кого имеется ошибка в заполнении карточки. (Учесть при выставлении оценки за урок).
Построение смежных углов.
- Показ учителем на доске, 1-2 ученика у доски.
- Построение в тетради. (Учащиеся самостоятельно строят в своих тетрадях смежные углы)
Работа с транспортиром.
Измерьте угол 1. Запишите его величину.
Измерьте угол 2. Запишите его величину. (Учитель проходит по рядам и помогает учащимся, у которых имеются затруднения в измерении углов).
Ребята, когда вы слышите слово сумма, то, какое арифметическое действие необходимо выполнить? (сложение)
Какой знак нужно поставить между числами? (плюс)
Сложите, пожалуйста, величины двух своих углов.
Сколько у вас получилось? (опрашивается несколько учеников)
ВЫВОД: СУММА СМЕЖНЫХ УГЛОВ РАВНА 180. (на доску вывешивается правило – хором).
Работа по учебнику.
Ребята, прочитайте правило на с. 50 и ответьте на вопрос: почему сумма смежных углов равна 180?
IV. Закрепление.
Постройте смежные углы, один из которых равен 90.
Проверка: индивидуально. (Чему равна градусная мера второго угла?)
V. Итог.
С каким видом углов мы познакомились?
Какие углы называются смежными?
Какова сумма смежных углов?
VI. Домашнее задание.
- Вариант -1 – начертить смежные углы, один из которых тупой.
- Вариант -2 – начертить смежные углы, один из которых острый.
- Вариант – 3- начертить смежные углы.
VII. Оценки.
VIII. Дидактическая игра.
Сколько углов вы видите на чертеже? <Приложение 1, слайд 4>
Литература.
- Математика. 4класс: Поурочные планы по учебнику Л.Г. Петерсон. II полугодие/ Авт.-сост. Т.В. Бут. - Волгоград: Учитель, 2005.
- Эк В.В. Математика. 8 класс: Учебник. М: Просвещение, 2006.
- Эк В.В., Перова М.Н. Обучение наглядной геометрии во вспомогательной школе: Пособие для учителя. – М: Просвещение, 1983.