Общие положения курса:
Курс разработан, как вид дополнительного образования, побуждающее интерес по выбору учащихся. По структуре реализации в системе предпрофильной подготовки относится ко второму типу, как курс, имеющий развивающую функцию. Структура и содержание носят вариативный характер, в зависимости от:
- Набора профилей на 3 ступени обучения.
- Обеспеченности кадров в данном образовательном учреждении.
- Состава, количества учащихся в данном классе.
- Курс помогает ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
- Помогает созданию положительной мотивации обучения.
- Исключает чрезмерную перегруженность.
Чем будет полезен ученику данный курс для совершения осознанного выбора профиля обучения в старшей школе?
- Познакомит ученика со спецификой видов деятельности, которые будут для него ведущими, (физик-экспериментатор, лаборант-исследователь, биофизик, медик, астроном, метеоролог, синоптик и т.д.);
- Перспективным является использование современных технологий, роль которых будет возрастать на третей ступени обучения (информационные, проектные, исследовательские);
Название курса: «Живая физика»
Курс рассчитан на 34 часа. С нагрузкой 2 часа в неделю. Срок курса 1-е полугодие (1 и 2 четверть).
Материал курса рассчитан на учащихся общеобразовательных школ с базовой учебной нагрузкой, как вид дополнительного образования с познавательной целью естественно – научного характера, а также учитывает возможность и физический потенциал каждого ребенка.
Курс имеет пять разделов:
1 раздел: Общие сведения о строении мира, солнечной системы.
2 раздел: Законы материалистического мира,
- переход от количества и качества
- диалектическое развитие материи;
3 раздел: Живая эволюция – развитие живых материй. Или физические явления, связанные с развитием человека: (рост, масса, работа сердца, слух, зрение, костяной двигательный аппарат) элементы биофизики.
4 раздел: Физическая основа природных явлений: (атмосферы)
- Распространение лучей в пространстве.
- Разложение световых лучей (дисперсия) в природе – появление радуги.
- Отражение космических лучей в магнитном поле Земли – Северное сияние.
- Солнечные, лунные затмения.
5 раздел: Начальный курс астрономии:
- Движение планет.
- Космические тела: астероиды, кометы, метеориты.
- Влияние радиационного фона солнца и других космических объектов на землю.
Цели курса:
- Формирование и развитие интеллектуальных и практических умений в области физики.
- Повышению интереса к изучению физики и физического эксперимента.
- Умению самостоятельно приобретать и применять знания.
- Развитию творческих способностей: (вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения и т.д.).
- Воспитать научный мировоззренческий подход к явлениям природы.
- Правильно воспринимать окружающий мир, как единое целое, и место человека в нём.
- Умение вести себя в окружающем для нас мире (находиться, существовать) не вторгаясь в её естественный процесс.
В ходе обучения учащиеся приобретают:
- Навыки научного наблюдения.
- Систематический сбор информаций из собственных наблюдений и дополнительных источников.
- Умение описания результатов наблюдений:
а) представления данных в виде таблиц и графиков;
б) введения дневников, творческих тетрадей. - Самостоятельная исследовательская работа познавательного характера (опыты, эксперименты);
- Прямые и косвенные измерения.
- Интерпретация результатов эксперимента.
- Делать выводы.
- Обсуждать результаты, участвовать в дискуссии.
Перечисленные навыки и умения формируются на основе следующих знаний:
а) Основы познания в естественных науках: факты, гипотезы эксперимента, следствия.
б) Правила пользования измерительными приборами.
в) Умения вычисления абсолютной и относительной погрешности.
г) Грамотное составление схем, таблиц, графиков, (пользуясь символами, масштабом).
д) Роль эксперимента в познании.
е) соотношение теории и эксперимента.
ж) индуктивный метод научного вывода.
В течение прохождения курса учащиеся знакомятся с биографиями и научными трудами таких ученых, как Г. Галилей, И. Ньютон, Н. Коперник, И. Кеплер, И.С. Павлов, Д. Резерфорд, А. Беккерель и др. и их роль в развитии физических знаний.
Содержание программы:
- Наблюдение физических явлений и их описание.
а) радуги
б) северного сияния
в) лунного затмения
г) солнечного затмения
д) преломление и отражение света.
Ведение дневника наблюдения, записей в тетради.
- Графическое представление результатов измерений
а) Понятие диаграммы, построение графиков.
б) Понятие теоретической и экспериментальной кривой.
в) Понятие функции и переменной.
- Гипотеза.
а) Примеры гипотез из истории физических явлений в природе.
б) Из истории развития Вселенной (планетарная модель)
в) Обучение выдвижению гипотез на примере происхождения солнечной системы, галактики.
г) действию солнечной активности на живой организм (человек, функцию органов) или на биоритм.
- Проверочный эксперимент:
а) Действие притяжения Земли на человека.
б) Зависимость силы тяжести от ускорения свободного падения Земли.
в) Разложение и преломление световых лучей в пространстве.
г) Зависимость давления человека от его массы.
- Выполнение самостоятельных исследований:
а) Наблюдение явлений в атмосфере (лунные фазы, солнечные, лунные затмения, световые облики радуги, северного сияния)
б) Выдвижение гипотезы (о происхождении этих явлений)
в) Планирование проверочного эксперимента.
г) Подбор приборов и материалов для его проведения (весы, измерительные линейки, секундомеры и т.д.)
д) Представление результатов в виде таблиц, диаграмм, схем, эскизов; построение вывода.
е) Защита и обсуждение результатов исследований (доклад, дискуссия, устная защита)
- Практические работы:
А) Измерение массы человека в системе Си;
Б) Измерение роста человека в системе Си;
В) Вычисление скорости человека через S и t;
Г) Вычисление Р на земле и других планетах;
Е) Измерение t-ры человека по Цельсию и по шкале Кельвина;
Ж) Определение близорукости и дальнозоркости глаза;
З) Определение угла отражения и угла преломления световых лучей ( )
И) Получение спектра световых лучей.
- Самостоятельные исследования:
- Явление полного отражения света.
- Получение радуги в домашних условиях (преломление солнечного луча через стеклянную призму)
- Зависимость пульса (сердцебиения) человека от нагрузки.
- Изучение свойств линзы. (увеличение, рассеивание, уменьшение объекта)
- Наблюдение фазами луны, новолуния, полнолуния.
- Наблюдение за отражением космических лучей в атмосфере.
- Наблюдение за изменением положения созвездий.
Эти выше перечисленные навыки и умения формируются учащимися в результате организованной умственной деятельности, помогают развивать позитивные, познавательные способности на гуманистический характер образования, акцентируют внимание на обще человеческих ценностях.
А главное, помогает сформированию универсальных, общенаучных, меж предметных понятий, тем самым обуславливает правильному научному мировоззрению, ориентироваться и найти своё место в быстро развивающемся информационном, технологическом обществе.
Содержание курса соответствует познавательным возможностям и предоставляет ученику возможность заниматься на уровне повышенных требований, развивая его учебную мотивацию.
- Содержание курса представляет собой:
а) Расширенный вариант некоторых разделов базового учебного материала по физике для 9-го класса (Движение планет, периоды движения, силы тяготения).
б) По биологии 9-го класса (Физические явления и организм человека, их взаимодействие, взаимосвязь).
в) Введение в начальный курс астрономии, давать более обширную информацию о развитии космофизики и самой профессии.
г) Интегрирование двух предметов: физики и биологии, как основополагающей молодой перспективной науки, биофизики, и проявлению интереса к этой профессии.
Технологии, используемые в системе курсов, ориентированы на то, чтобы ученик получил соответствующую на данном этапе практику, которая помогает ему лучше овладеть обще учебными умениями и навыками, позволяющими ему успешно осваивать программу старшей школы.
(Умение эксперимента, поиск информации, по имеющимся источникам ответы на вопросы в процессе дискуссии, защиты доклада и т.д.)
На каком содержательном материале основан курс. | На материале «естествознание», которое изучается в старших классах (7, 8, 9); Начальный курс астрономии 10 кл. Физика. Человек. Окружающая среда. |
Чем содержание курса будет качественно отличаться от базового курса. | В программе школьного курса физические процессы, происходящие в природе описаны только односторонние, без взаимосвязи с живой природой, с человеком; Не учитывается прямое действие на человеческий организм. |
Какими учебными и вспомогательными материалами обеспечены. | Школьная библиотека: Занимательная физика переломана (1, 2 части) Энциклопедия для детей Аванта + научно-популярные журналы, альманахи: «Чудеса и тайны планеты Земля» |
Какие виды деятельности возможны. | Возможны: Наблюдения, анализы, проведение экспериментов, опытов, математические вычисления. · Рецензирование статей из научно-популярных журналов. · Составление таблиц, графиков, диаграмм. · Научное прогнозирование · Написание рефератов, сочинений, докладов. · Устные сообщения, дискуссии. · Составление карт звездного неба. · Моделирование, чертежи, простейших физических приборов. |
Какие виды работ могу твыполнить учащиеся. | На выбор 3 и более из названных выше. |
Какова доля самостоятельности ученика. | Учащиеся могут выбрать: · Объект изучения одного из разделов курса (из 5-ти) названных или фрагмента. · Вид отчетных работ из изложенного перечня. · Литературу, по которой они будут готовить работу. |
Каковы критерии успешности (конкретные требования к оформлению) | Ученик получает зачет (оценка не ниже «4») при условии: · Выполнение не менее 3-х обязательных работ, представленных в установленный срок, предложенный учителям форме с соблюдением стандартных требований к оформлению. · Дополнительные баллы выставляются за любое из названных условий. · Инициативно качественно выполненное задание помимо обязательного. · Использование интернет-технологии · Инициативную публичную презентацию своей работы в школе или за её пределами: а) конкурс б) смотрв (публикация в печати (улусной, республиканской) г) участие в научно-практической конференции «Шаг в будущее» (улусной, зональной, республиканской) д) заочные конкурсы, смотры на республиканские СМИ. |
Каким образом в процессе работы будет фиксироваться динамика интереса. | · Анкетирование на первом и последнем занятии · Сравнение их результатов · Собеседование в процессе работы после выполненного каждого вида обязательных работ (т.е. не менее 3 раз за цикл) обучения. |
Какова форма итоговойаттестации (отчетности) | Итоговая конференция с сопутствующей выставкой работ учащихся. |
Примерное тематическое планирование. (Блочное)
Применяемые технологии | Кол-во часов | Вид контроля |
1р Общие сведения о строении мира, солнечной системы. | ||
1. Вводная беседа | 1 ч. | Эпизодический |
2. Тестовые задания | 1 ч. | Итоговый контроль (зачет) |
3. Практическая работа | 1 ч. | |
4. Анкетирование | 1 ч. | |
2р Законы материалистического мира (переход от количества в качество) | ||
1. Устная лекция | 1 ч. | Выборочный контроль. |
2. Самостоятельная работа | 1 ч. | |
3. Рецензирование литературы | 1 ч. | Устный зачет. |
4. Взаимодиктант | 1 ч. | |
3р Живая природа взаимосвязь с физикой; Физические явления, связанные с человеческим организмом. | ||
1. Практическая работа а) Измерение роста б) Измерение массы в) Измерение сердцебиения |
2 ч. | Описание лабор. работы |
2. Теоретические занятия: а) Вывод формулы давления б) Сила тяжести на других планетах |
1 ч. | Оценочные баллы |
3. Беседа: о развитии биофизики | 1 ч. | Мини-доклады |
4. Практическое занятие: определение референта зрения. | 1 ч. | Лабор. работа |
5. Защита (устная) | 1 ч. | Зачет по баллам |
4р Физическая основа природ-ных явлений (атмосферные явления) | ||
1. Лекция «Распространение световых лучей в пространстве» | 1 ч. | Эпизодический контроль |
2. Лаб-я работа: «Разло-жение световых лучей» | 1 ч. | |
3. Рецензирование статьи «Дисперсия света» | 1 ч. | Оценочный контроль |
4. Беседа «Появление радуги в атмосфере» | 1 ч. | |
5. Практическая работа, эксперимент: «Получение радуги при помощи призмы» | 1 ч. | Выборочный контроль |
6. Теоретическое занятие «Магнитное поле земли и отражение космических лучей» | 1 ч. | |
7. Самостоятельное изучение «Северное сияние в полюсах земного шара» | 1 ч. | Итоговый зачет (баллы) |
8. Тестовые задания | 1 ч. | |
5р Введение в астрономию (начальный курс) | ||
1. Беседа «Из истории открытия планет» | 1 ч. | |
2. Практическая работа: «Ознакомление звездной карты неба» | 2 ч. | Оценочный контроль |
3. Теоретическое занятие: «Траектории движения планет» | 1 ч. | |
4. Практическое занятие «Вычисления периода и ускорения планет» | 1 ч. | Устный контроль |
5. Самостоятель. работа: Астероиды, кометы, метеориты. | 1 ч. | |
6. Физическое сочинение на тему: «Самая интересная планета» (по выбору из 9 кл.) | 2 ч. | Итоговый контроль |
7. Урок-дискуссия «Возможна ли жизнь на других планетах?» | 1 ч. | Рейтинговый показатель |
Творческая защита за весь курс; |
1 ч. | |
Конференция «Шаг в будущее» | 34 часа |
Список литературы:
- Курс естествознания 5-6 классы. Пробный учебник под редакцией профессора А.Г. Хрипловой.
- Физика, человек, окружающая среда. А.П. Рыжиков, под редакцией Р.Д. Миньковой
- Физика. Экспериментальные учебники 7-8 классы. Автор Е.И. Филатов
- Журнал-альманах приключений, путешествий, научных гипотез. «Чудеса и приключения», под редакцией Вас. Захарченко
- Чудеса и тайны планеты Земля, под редакцией О. Макарова
- Энциклопедия для детей Аванта +
- Астрономия. Автор Воронцов
- Занимательная физика. Автор Перельман
- Физика 9 кл. Мансуров А.Н.
- Физика 9 кл. Анциферов Л.И.
- Физика 8-9 кл. Степанова Т.И.
- Физика 9 кл. Шахмаев
- Физика 9 кл. Хижнякова Л.С.
- Физика 7-8 кл. Разумовский, Орлов
- Физика 9 кл. Гуревич А.Е.
- Физика 9 кл. Пёрышкин, Гутин Е.М.
- Физика. Оптика. Тепловые явления. Строение веществ для старших классов (Громов С.В.)
- Биология (животные) 9 кл.